ИНСАЙТЫ | SROI 4 марта 2016 г.

Как самостоятельно оценить эффективность социальных инвестиций

Источник: Baker Tilly

Зачем измерять бесценное? Для того, чтобы научиться создавать ценности, в которых люди действительно нуждаются, а не которые их просто ненадолго порадуют. Существует метод оценки, который поможет вам измерить социальную отдачу от инвестиций в финансовом эквиваленте. Даже если социальное инвестирование для вас — это порыв души, бизнес есть бизнес — любые инвестиции должны иметь отдачу.

Как самостоятельно оценить эффективность социальных инвестиций
Иллюстрация: Shutterstock
SROI (Social Return on Investment) — добровольно применяемый стандарт оценки эффективности социальных инвестиций. Этот стандарт был разработан учеными Великобритании, США, Канады и Нидерландов и сегодня применяется в других странах, которые принадлежат к сети SROI (National Member Networks).

В Украине стандарт SROI не применялся, по крайней мере в открытых источниках нет ни одного известного случая. Но этот тренд, как и большинство других западных трендов, в ближайшие годы станет популярным в развивающейся Украине.

Вы можете самостоятельно провести оценку эффективности своих инвестиций в социальные проекты. Оценка по методу SROI состоит из подготовительной работы и 5 основных шагов.

1. Определение объема работы и заинтересованных сторон

Перед тем как приступить к анализу социальной эффективности инвестиций, определитесь, что вы измеряете, как вы будете это делать, какие ресурсы необходимо привлечь и зачем вы это делаете. В таком анализе следует учитывать следующие элементы:

  • цель анализа;
  • целевую аудиторию (группы людей, которые являются основными инвесторами и бенефициарами проекта). При этом важно учитывать как тех людей, которые приложили усилия для реализации проекта (работники вашей компании, волонтеры, инвесторы), так и тех, на кого проект направлен;
  • задачи анализа и компетенцию сторон, вовлеченных в реализацию проекта;
  • временные рамки проекта;
  • направленность проводимого анализа (оценка результатов осуществленного проекта либо прогнозирование результатов будущего проекта).

К этому этапу необходимо привлечь всех заинтересованных сторон. Таким образом, те, кто будет участвовать в процессе оценки, смогут поделиться своим видением и подходами к ее проведению, а бенефициары получат возможность выделить важные для них вопросы.

2. Планирование результатов

При оценке эффективности социальных инвестиций очень важно учитывать количество затраченных ресурсов. Наличие данных о затраченных ресурсах позволяет легко оценить стоимость конечных результатов.

Например, вы потратили 2000 долларов и 70 часов рабочего времени на проведение 2-х недельного интенсивного тренинга по составлению резюме и прохождению собеседований для 50 безработных. Если целью тренинга было донесение информации, тогда эффективность использования ресурсов будет оцениваться по одним критериям — например, вы можете провести в конце тренинга тест и посмотреть насколько хорошо участники усвоили информацию. Если же цель тренинга — устроить людей на работу, тогда эффективность ваших инвестиций будет зависеть от того, сколько участников тренинга нашли работу после занятия. При этом практическая ценность затраченных 2000 долларов и 70 часов на донесение информации и той же суммы — на подготовку людей к практическому поиску работы и обучение их соответствующим навыкам будет разной. Соответственно, изменяться будут и критерии анализа эффективности использованных ресурсов.

По сравнению с коммерческими проектами, оценка эффективности инвестиций в социальные проекты занимает больше времени. Соответственно, и анализ эффективности использования ресурсов может быть длительным. Поэтому очень важно иметь набор индикаторов, позволяющих анализировать промежуточные результаты по ходу реализации проекта, в частности для того, чтобы понимать, насколько быстро и эффективно вы сможете добиться конечной цели.

3. Оценка результатов

Социальные инвестиции, в отличие от коммерческих, создают нематериальные ценности. Поэтому оценка их эффективности в большинстве случаев связана с анализом влияния, которое они оказали на конечных бенефициаров проекта, а не с подсчетом полученной прибыли. В свою очередь процесс оценки влияния, в отличие от оценки материальных ценностей, всегда более сложный и менее точный. Понять связь между одним вложенным долларом и заработанными двумя проще, чем понять, какое влияние вложенный доллар оказал на квалификацию сотрудников.

Для того чтобы провести оценку эффективности социальных инвестиций, вам необходимо разработать индикаторы оценки — переменные, которые вы будете анализировать, чтобы понять, какие изменения произошли (или не произошли) в результате реализации вашего проекта. На каждое задание, которое необходимо выполнить в рамках проекта, лучше всего разработать по несколько индикаторов. Так вы сможете получить более объективную картину того, что способствовало, а что препятствовало его выполнению.

Определять такие индикаторы лучше совместно с бенефициарами проекта. Проведите предварительное исследование их ожиданий. Это поможет более эффективно использовать инвестиции для удовлетворения потребностей бенефициаров.

Стоит также учитывать, что индикаторы оценки эффективности проекта должны соответствовать тем видам ресурсов, которые используются для его реализации. Они также должны поддаваться измерению на разных этапах имплементации проекта и позволять вам как проводить постфактум-анализ, так и прогнозировать конечные результаты его реализации. Такой подход даст возможность оценить прибыль социальных инвестиций на каждый инвестированный доллар и детально проанализировать, в какой мере вам удалось достичь поставленных целей.

4. Определение степени влияния социальных инвестиций

На любой процесс влияет множество факторов, которые в разной степени оказывают воздействие на конечный результат. Вернемся к примеру тренингов, направленных на трудоустройство безработных. Помимо ваших усилий, выраженных в затраченном времени и финансах, на конечный результат (трудоустройство бенефициаров) также влияют их личностные качества, уровень профессиональной подготовки до прохождения тренинга, уровень развития навыков коммуникации, soft skills и т. д. Именно поэтому важно оценивать эффективность социальных инвестиций в контексте всех остальных факторов, влияющих на конечный результат.

В решении одной и той же проблемы может участвовать сразу несколько организаций. Например, в экологическом проекте кто-то может заниматься образовательной работой (повышать осведомленность о лучших практиках сортировки бытовых отходов), в то время как другая организация может просто закупить 100 комплектов урн для сортировки мусора и расставить их в сотне дворов. При этом каждая из организаций вносит свой вклад в решение одной и той же проблемы.

С одной стороны может показаться, что закупка урн более важна, чем проведение мероприятий, направленных на повышение осведомленности. С другой — если бенефициарам не объяснить, как этими урнами пользоваться, для чего они нужны и почему они вдруг должны начать сортировать мусор и выкидывать его в 5 разных контейнеров, а не в один, то с большой вероятностью этими контейнерами мало кто будет пользоваться или будут пользоваться неправильно. Таким образом, оценка эффективности социальных инвестиций также предполагает анализ того, как эти инвестиции взаимодействуют с другими факторами и в какой степени влияют на достижение конечной цели (в нашем примере — популяризации сортировки бытовых отходов в отдельно взятом районе города).

5. Подготовка отчета

Отчет о проделанной работе — важная составляющая оценки эффективности любых инвестиций. В отчете вы рассказываете заинтересованным сторонам, что, как, зачем и при помощи каких ресурсов вы делали, чего вам удалось достичь, и что вы планируете улучшить в будущем.

Социальные проекты всегда связаны с конкретными людьми и вызовами — обязательными составляющими любой хорошей истории. Поэтому для составления отчета о проделанной работе попробуйте использовать метод сторителлинга — расскажите не только о том, чего вы достигли, но и о том, как вы это сделали, с какими сложностями столкнулись, а также о том, что вас вдохновляло. Это как раз тот случай, когда скучные статистические данные необходимо преподносить в удобной и интересной для бенефициаров форме. Хорошие дела нужно не только делать, но и рассказывать о них людям.

Обязательно включите в отчет следующие моменты:

  • опишите методологию проведения анализа;
  • детализируйте роль и уровень вовлеченности всех заинтересованных сторон в реализацию проекта;
  • проведите сравнительный анализ между начальной ситуацией и ситуацией после реализации проекта;
  • расскажите о вызовах, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, а также о способах их решения при помощи case-study метода;
  • включите в отчет краткое содержание проекта с описанием его целей и достижений. Так вы расширите целевую аудиторию отчета.

Анализ "прибыльности" социальных инвестиций всегда будет зависеть от целей каждого конкретного проекта. Эффект от таких инвестиций сложнее просчитать, поскольку он не имеет коммерческого выражения. Он выражается в позитивных (или негативных) изменениях, которые наступили (или нет) для конечных бенефициаров проекта.

К каждому подобному проекту важен индивидуальный подход. Предложенная выше модель не претендует на универсальность. Тем не менее, она включает несколько базовых элементов, которые важны как при подготовке проекта, так и для разработки индикаторов оценки эффективности его реализации. Говоря иначе, она помогает ответить на 4 важных для любого социального проекта вопроса:

  • «Зачем мы это делаем?»;
  • «Что нам для этого необходимо?»;
  • «Для кого мы это делаем?»;
  • «Какой эффект мы ожидаем получить?».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуацияхСтрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях
Математика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решенийМатематика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решений
Сила других. Окружение определяет насСила других. Окружение определяет нас

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)