ИНСАЙТЫ | Опыт лидеров 14 июля 2017 г.

Гид Стива Джобса по манипуляции людьми и достижению целей

Источник: Rusbase

Стив Джобс запустил две самые ценные и творческие компании современности — Apple и Pixar. Но если бы он всегда играл по правилам, то никогда бы этого не добился.

Гид Стива Джобса по манипуляции людьми и достижению целей Чтобы сдвинуть Apple и Pixar с мертвой точки, Джобсу пришлось столкнуться со множеством препятствий. Но у него был уникальный метод, с помощью которого он создавал реальность вокруг себя, «поле искажения реальности». Он пользовался им, чтобы убедить людей в том, что их личные убеждения являются просто фактами — и так он и продвигал свои компании.

Джобс применял манипулятивные тактики, чтобы гарантировать себе победу — в частности, на заседаниях совета директоров в окружении самых влиятельных руководителей в мире.

Вот несколько советов с примерами из жизни Джобса, которые могут пригодиться вам как в карьере, так и в жизни.

Вкладывайте в ваше выступление страсть. Сильное проявление эмоций влияет на людей

Выступления были важной частью работы Джобса — вы тоже должны уделить им должное внимание. Процесс продажи (себя или какого-либо продукта) — вот что самое необходимое для того, чтобы люди купились на ваши идеи.

В 2001 году Apple запустила сервис iTunes. Прежде чем это произошло, Джобсу пришлось встретиться с десятками музыкантов, чтобы втянуть звукозаписывающие лейблы в свой план iTunes. Среди знаменитостей, перед которыми выступал Джобс, был знаменитый трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis).

По словам Марсалиса, тот говорил два часа без остановки.

«Он был просто одержим, — сказал он. — Через какое-то время я оторвался от монитора и смотрел только на него — настолько я проникся его страстью».

С такой же страстью Джобс доносил идеи и своему рекламному отделу, «чтобы каждая реклама, которую они создавали, была пропитана его эмоциями». Так, благодаря рекламному ролику «1984» и знаменитой рекламе iPod с черными силуэтами Apple стала чем-то большим, чем просто компанией по производству компьютеров.

Будьте предельно честны — и у вас появятся верные последователи

Когда в 1997 году Стив Джобс вернулся в Apple, он тут же попытался воодушевить компанию, которую основал — в то время она как раз страдала от переизбытка продуктов и отсутствия единой стратегии. Джобс собрал топ-менеджеров Apple в зале, вышел на сцену одетый в шорты и кроссовки и попросил рассказать, «что же не так с этим местом».

После череды стандартных ответов и бормотаний, Джобс резко всех прервал: «Дело в продуктах! Что с ними не так?». И снова в ответ невнятное бормотание.

«Продукты — отстой! — закричал Джобс. — В них больше нет секса!»

Люди покупали идеи Джобса, потому что он всегда был честен. Позже он рассказал своему биографу следующее:

«Не думаю, что я держу людей в ежовых рукавицах. Но если что-то — отстой, то я говорю об этом в лицо. Быть честным — моя работа. Я знаю, о чем говорю, и обычно оказываюсь прав. Именно такую культуру я пытался создать. Мы все предельно честны друг с другом. Любой может сказать мне, что я полное дерьмо, и я отвечу тем же… Предельная откровенность — это своеобразный взнос за право находиться в одной комнате».

Работайте усердно, и вас будут уважать. Уважение — важный шаг к достижению цели

У Стива Джобса было невероятное отношение к работе. Он рассказал биографу, что когда вернулся в Apple в 1996 году, то каждый день работал с 7 до 21, поскольку в то время он еще и возглавлял Pixar. Джобс работал без устали и страдал от камней в почках. Но тем не менее он постоянно мотивировал обе компании на постоянную демонстрацию своих возможностей и вдохновлял людей на создание самых лучших продуктов. За это его очень уважали.

Обезоруживайте людей с помощью лести и обольщения

Люди, которые на вас работают или на которых работаете вы, всегда ищут одобрения своих действий — и потому очень хорошо реагируют на симпатию.

Если вы будете ее проявлять, они будут стремиться ее завоевать. Вот отрывок из биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном (Walter Isaacson):

«Джобс мог соблазнять и очаровывать людей по своему желанию, и ему нравилось это делать. Такие люди, как Амелио и Скалли (бывшие руководители Apple) поверили, что раз Джобс их очаровывает, то они заслужили его симпатию и уважение. Он производил такое впечатление, потому что льстил тем, кто жаждал лести. Но Джобс мог легко проявлять симпатию к тем, кого он ненавидел, и запросто оскорблять людей, которых любил».

Объявляйте все хорошие идеи собственными — а если вы меняете свое решение, то хватайтесь за новую идею с полной силой. Воспоминаниями можно легко управлять

Стив Джобс не всегда был прав, но он мастерски убеждал людей в обратном. Как ему это удавалось? Он твердо стоял на своем мнении, а если ваша идея была лучше, то он не просто признавал ее: он принимал ее как собственную, тем самым сбивая вас с толку.

Бад Триббл (Bud Tribble), бывший инженер Mac рассказал о Джобсе следующее:

«Сегодня он говорит вам, что это плохо или, наоборот, прекрасно, а завтра все может поменяться. Если вы поделитесь с ним какой-то идеей, он скажет, что это глупость. Но потом она ему понравится, и буквально через неделю он придет к вам и предложит ее как собственную».

Пример: когда Apple решила открыть розничные магазины для продажи своих продуктов, к Джобсу пришел Рон Джонсон (Ron Johnson), старший вице-президент по розничным продажам. Он предложил создать Genius Bar, в котором бы работали «самые умные люди Mac». Поначалу эта идея показалась Джобсу безумной.

«Нельзя называть этих людей гениями. Они гики, — сказал он. — У них недостаточно знаний, чтобы работать в чем-то под названием "бар гениев"».

На следующий день генеральный юридический советник Apple получил приказ зарегистрировать торговую марку «Genius Bar».

Принимайте решения быстро и решительно. Обычно позже можно все исправить

При создании новых продуктов Apple редко проводит какие-то исследования и опросы. Принятие основных решений редко затягивается на несколько месяцев. Обычно Джобсу быстро наскучивало то или иное занятие, поэтому он принимал решения быстро, полагаясь на собственное чутье.

Например, когда выходили первые iMac, Джобс сразу же решил, что они будут выполнены в разных конфетных цветах.

Джонатан Айв (Jonathan Ive), главный дизайнер Apple, сказал, что «в большинстве компаний решения принимаются в течение нескольких месяцев. Джобс все решал за полчаса».

При создании тех же первых iMac инженер Джон Рубинштейн сначала предложил встроить в компьютер записывающий СD-дисковод. Но Джобс не любил такие дисководы, он лишь хотел оснастить компьютер обычным дисководом последнего поколения. Тут Джобс допустил ошибку — запись музыки на CD-диски стала трендом, поэтому первую партию iMac проигнорировали. Джобс умел быстро принимать решения, поэтому второе поколение iMac было оснащено CD-дисководом, с помощью которого можно было скачивать и записывать музыку на диск. Такая заплатка была необходима для запуска iTunes и iPod.

Не медлите с решением проблем

Джобс работал в Pixar над «Историей игрушек» — тогда эта картина должна была стать первым полнометражным мультфильмом, полностью выполненным в 3D-анимации. После того как Disney поработала со сценарием мультфильма, ковбой Вуди стал неприятным персонажем. Но Джобс не позволил одной из самых крупных компаний в мире испортить оригинальную историю Pixar.

«Если что-то не так, нельзя это игнорировать и откладывать исправления на потом, — сказал Джобс. — Так обычно поступают другие компании».

Джобс настоял на том, чтобы Disney вернули сценарий Pixar, и в итоге Вуди стал более приятным и многосторонним персонажем, а «История игрушек» добилась колоссального успеха.

Еще один пример: Когда Джобс придумывал первый Apple Store, однажды перед крупным собранием Рон Джонсон, старший вице-президент по розничным продажам, проснулся среди ночи с мыслью: все магазины организованы абсолютно неправильно. Они были организованы по типу продуктов, которые там продавались. Джонсон осознал, что нужно акцентировать внимание на том, что люди хотели бы сделать с этими продуктами.

На следующее утро Джонсон поделился своими откровениями с Джобсом. После небольшой вспышки, глава Apple сказал всем собравшимся, что Джонсон был прав и придется переделать все магазины (а значит выполнение плана сдвигалось на 3-4 месяца).

«У нас есть только один шанс сделать все правильно», — сказал Джобс.

Есть два способа справляться с проблемными людьми: разбираться с ними сразу...

Джобс зачастую делил мир на черное и белое: «Человек — либо герой, либо кретин. Продукт либо прекрасен, либо ужасен». Он хотел сделать Apple компанией «игроков А класса». А значит он игнорировал игроков класса В и С, либо давил на них так, чтобы те стали игроками А класса.

Билл Аткинсон (Bill Atkinson), один из разработчиков графических программ для Mac, рассказал один случай, который произошел еще до того, как Apple запустила Macintosh. Нужно было создать мышь, с помощью которой можно двигать курсор не только вправо-влево и вверх-вниз, но и во все стороны. Один из инженеров сказал, что «выпускать такую мышь в производственных масштабах невозможно». Эти слова услышал Джобс. На следующее утро инженера уволили. Первыми словами, которые сказал его преемник были: «Я могу сделать такую мышь».

...либо пойти по пути «наименьшего сопротивления» и полностью их игнорировать

Джобс не любил слишком сложные вопросы, особенно, когда решение оставалось именно за ним. Так что иногда он становился холодным. Биограф Джобса Уолтер Айзексон писал, что «Джобс становился молчаливым и игнорировал ситуации, которые доставляли ему дискомфорт».

Джобс действительно пользовался такой тактикой, и в некоторых случаях она была очень эффективна. Когда Джобс вернулся в Apple после присоединения NeXT, Джил Амелио (тогда генеральный директор Apple) спросил, какую роль тот хочет играть в компании. В конце концов, Джобс не мог сказать «Я хочу работать на твоей должности».

Вот что Крисанн Бреннан (Chrisann Brennan), мать дочери Джобса, рассказала его биографу:

«Местное сообщество хотело сохранить дом Стива в Вудсайде из-за его исторической ценности, но Стив хотел снести его и построить новый дом с садом. За многие годы дом пришел в такое запустение, что его было уже не спасти. Чтобы получить желаемое, он пользовался довольно простым методом — он шел по пути наименьшего сопротивления и участия. Он не трогал дом и годами не закрывал в нем окна — и тот развалился. Гениально, да?»

Куйте железо, пока горячо

Когда люди добиваются успеха, иногда у них появляется заблуждение, что теперь они могут прекратить работать. У Джобса был на это другой взгляд. Когда оправдались его ожидания насчет Pixar, и первый мультфильм студии «История игрушек» получил признание у критиков и собрал большую кассу, Джобс решил вывести компанию на IPO.

Инвестиционные банкиры сказали, что это невозможно, особенно если учесть, что Pixar уже сократила бюджет на пять лет вперед. Даже креативный директор Pixar Джон Лассетер (John Lasseter) сказал Джобсу, что нужно дождаться выхода второго мультфильма студии. Но Джобс настоял на своем.

«Стив меня переубедил. Он сказал, что раз нам нужны деньги, то можно отложить половину денег на создание наших картин и пересмотреть сделку с Disney», — рассказал Лассетер.

Так все и произошло. Через неделю после выхода «Истории игрушек» на большие экраны Pixar провела IPO с большим успехом — это был самый крупный выход на биржу в 1995 году. Но самым важным было то, что теперь Pixar могла не зависеть от Disney в плане финансирования. Внезапно Disney и ее разрозненному отделу анимации стала нужна студия Pixar, а не наоборот. Позднее компания Микки Мауса это осознала и приобрела Pixar за $7,4 миллиарда — так Джобс стал крупнейшим владельцем акций Disney, Pixar осталась независимой студией, а когда-то великий отдел анимации Disney остался на плаву.

Если видите рычаг влияния, используйте его

Когда Стив Джобс вернулся в Apple, компанию, которую он помогал основать, но которая с тех пор утратила свою «магию», это было сенсацией. Тогда Джобс настаивал, что он был всего лишь «советчиком» в Apple, однако те, кто там работал, знал, что на самом деле он руководил компанией. Тогдашний генеральный директор Apple Гил Амелио (Gil Amelio) действовал, руководствуясь видением будущего компании, которое предлагал Джобс.

В первую неделю в Apple Джобс решил использовать свой новый рычаг давления. Он собрал совет директоров и потребовал снизить цену исполнения опциона, чтобы акции стали ценными. В то время это было законно, но считалось признаком дурного тона. Когда совет директоров начал возмущаться и говорить, что для изучения этого вопроса потребуется как минимум два месяца, Джобс выпалил следующее:

«Вы привели меня сюда, чтобы я исправил проблему, а люди — это самое важное… Ребята, если вы не хотите это делать, то я сюда больше не вернусь. Мне надо принять тысячи важных решений, причем гораздо более сложных, чем это, и если вы не в состоянии меня поддержать хотя бы тут, то я не смогу ничего сделать. Итак, если вы это не сделаете, то я ухожу, а вы можете за глаза ругать меня и говорить: "Стив был не готов к этой работе"».

Совет выполнил то, что хотел Джобс. Но он не стал на этом останавливаться: на следующий день он потребовал уволить всех членов совета директоров, «или я сам уволюсь и не вернусь сюда в понедельник». Он сказал, что должны уйти все, кроме Эда Вуларда — и так оно и случилось. Джобс мог выбирать собственных членов совета директоров и управлять следующими проектами Apple — благодаря этому и появились такие гаджеты, как iPod.

Требуйте только идеальных результатов и не соглашайтесь на меньшее

Джобс презирал каждого, кто готов был пойти на компромисс, чтобы выпустить продукт в срок или уложиться в бюджет. Удовлетворительное качество вызывало у него отвращение. Джобс стремился к тому, чтобы Apple не просто была лучше своих конкурентов или зарабатывала деньги: его компания должна была производить самые лучшие продукты или «даже еще более лучшие».

Джобс был требователен ко всему:

  • Когда он обнаружил, что Macintosh слишком медленно загружается, он вызвал к себе ответственного за это инженера и сказал, что это вопрос жизни и смерти.
  • Он работал с бесчисленным множеством художников и рекламных агентств и следил за тем, чтобы реклама Apple вызывала нужное чувство, а видеоряд и звук были идеально синхронизированы.
  • От инженеров, работавших над iPod, он потребовал сделать так, чтобы любую функцию плеера можно было вызвать максимум за три нажатия клавиш.
  • Он настоял на сокращении процесса производства всех компьютеров Apple с четырех месяцев до двух.

Каждый из этих методов может показаться избирательным, но все вместе они помогли сделать Apple культовой компанией, которой нет равных. Другие технологические компании появляются и исчезают, а покупатели и преданные фанаты Apple верят, что Apple в первую очередь учитывает их интересы, и потому охотно платят высокую цену за ее продукты.

«Стив создал единственный лайфстайл-бренд в IT-индустрии, — считает Ларри Эллисон (Larry Ellison), один из основателей Oracle. — Существуют марки автомобилей, которые вызывают у своих владельцев гордость — например, Porsche, Ferrari, Prius. Все потому, что эти автомобили что-то говорят о своих хозяевах. Такие же чувства вызывают у людей и продукты Apple».

По материалам "The Steve Jobs guide to manipulating people and getting what you want", Business Insider.

Иллюстрация: Mike Nudelman/Business Insider




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»
Разговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецамРазговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам
Гений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностяхГений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностях

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)