Зачем бизнесу сторителлинг: все то, о чем вы давно хотели узнать
Мастерство рассказа историй или сторителлинг (storytelling) широко используется в маркетинге за границей, у нас же подобная практика пока в диковинку. О том, как обычные рассказы могут стать мощным инструментом продаж, узнавал UBR.ua.
Немного подробностей
Стива Джобса считали мастером презентаций, который мог достучаться не только до умов своих слушателей и потенциальных клиентов, но и до их сердец. А все потому, что основатель Apple умел мастерски рассказывать истории из жизни и вплетать их в бизнес. Так, свой рассказ о первом iPhone она начал с повествования о том, что на рынке уже существует достаточное количество смартфонов, но они иногда настолько перегружены функциями и кнопками, что пользователь не может с ними совладать и чувствует себя не достаточно подкованным. Когда же аудитория в зале узнала в этом наброске себя, Джобс отметил, что его компания смогла справиться с данной проблемой и переизобрела новый телефон, исключающий все неудобства. Такая подача не могла не вызвать интерес среди публики.
Именно поэтому сторителлинг — мастерство повествования историй, настолько востребовано в мире бизнеса. Люди охотнее реагируют на события, которые происходят рядом с ними, чем на постановочные сюжеты рекламных роликов, а, значит, и охотнее интересуются товаром. Этим приемом, в основном, предпочитают пользоваться стартапы. Например, проект Monitory, позволяющий более эффективно использовать email-маркетинг, активно применяет возможности сторителлинга, рассказывая об истории своей компании. Вся информация подается кратко и интересно. Другая компания — Droplet, выпустившая приложение для пополнения мобильного и осуществления платежей, активно применяет возможности сторителлинга на практике с помощью мультфильма, рассказывая о том, как в Лондоне можно удобно пользоваться услугами Droplet.
Широкое разнообразие
Как вы уже, наверняка, успели понять, сторителлинг может использоваться абсолютно по-разному. Каждый бренд имеет возможность выбрать что-то оригинальное и свое.
- Представление с помощью слов. Красивый рассказ о компании с увлекательной историей еще никого не оставил равнодушным. Например, основатель стартапа по производству рюкзаков Goruck Джейсон МакКарти (Jason McCarthy) в блоге рассказывает покупателям о собственном опыте использования продукции своей же компании и оценивает ее преимущества. Такой подход дает пользователям возможность понять, что над проектом работают самые обычные люди, которые тоже сталкиваются с проблемами и решают их.
- Интерактивные описания. Чаще всего такой способ подразумевает использование как иллюстраций, так и разъясняющих подписей к ним. Это придает истории понятности и формирует у пользователя ощущение того, что сотрудники компании всегда рядом и готовы помочь в любую минуту.
- Инфографики. Самый популярный на сегодняшний день способ повествования, который не дает аудитории скучать, используя красочные картинки и интересные описания. Инфографики могут быть как смешные, так и абсолютно серьезные. Главное, чтобы они были интересны аудитории. Пример — статья портала Entrepreneur о том, как стоит создавать бизнес.
- Анимированные истории. Этим инструментом ранее пользовался даже Google, рассказывая о том, что происходит с письмом, когда оно отправляется адресату. Пользователь, кликая на отдельных кнопках, словно сам попадает в историю и является ее активным героем. Другой пример — это рассказ истории о персонажах в компьютерной или мобильной игре, действия в котором разворачиваются только тогда, когда пользователь прокручивает мышкой окно или делает определенные действия. Хороший пример — сервис TEDxGUC, в анимированной форме повествующий историю TED, и предлагающий в конце услуги регистрации.
- Видео и аудио. Тоже считаются инструментами сторителлинга. Их полезность сложно переоценить, поскольку именно видеоряд и звукововые дорожки помогают достучаться до пользователя с помощью всех возможных подходов, включая музыку, красивую картинку и т.д. Кстати, согласно данным исследований, в 100% случаев пользователи склонны задержаться на сайте в том случае, если там есть видео. И именно видео помогает эффективнее продавать — на целых 85%. Пример подобного сторителлинга — видеохостинг Wistia.
На заметку
Тем не менее, несмотря на всю визуальную простоту, сторителлинг, как и другие инструменты маркетинга, нельзя использовать без стратегии. К его внедрению стоит подходить основательно, тщательно взвешивая что, как и кому вы собираетесь рассказывать.
Помните, еще в школе нас учили правильно строить свои сочинения? Эти знания пригодятся и в бизнес-сторителлинге. Создавая историю о вашем бренде или компании, не забудьте об обязательном наличии героя, завязки, кульминации, развязки и, конечно же, конфликта. Идеальный пример — рассказ о создании стартапа, в котором основатель (он же — главный герой) придумывает идею для своего будущего проекта (завязка), пытается найти возможность реализовать ее, но не находит отклика у аудитории (конфликт, кульминация), но, в конечном итоге, доводит свою продукцию до совершенства и выпускает на рынок (развязка). По такому же принципу можно рассказывать о любых вехах развития компании.
Почему не работает?
Иногда случается и так, что даже, казалось бы, идеально построенная и рассказанная история так и не находит отклика у пользователей и не выполняет свою самую главную задачу продвижения и повышения продаж. В таком случае причину нужно искать в самом рассказе и в его подаче. Чтобы не допустить провала, помните о том, что:
- рассказывать нужно так, чтобы аудитория представляла то, о чем вы говорите — избегайте простых цифр и фактов, используйте разговорный стиль, юмор и т.д;
- люди не воспринимают вставные слова и профессиональный жаргон — старайтесь быть проще в своих высказываниях;
- безличные послания не приносят должного результата — делайте героя вашей истории максимально похожим на вашего клиента;
- начинать с начала лучше всего — избегайте путаницы в словах и хронологии истории;
- конфликт должен присутствовать обязательно — без этого ваш рассказ получится не интересным и не "зацепит" публику;
- история должна быть правдивой — элементы вымысла, конечно, допускаются, но от этого не должна страдать достоверность.
Возможности сторителлинга в отечественных компаниях используются не на полную мощь. Это вполне может стать неплохим конкурентным преимуществом и средством продаж. Люди любят слушать истории с самого детства, а, значит, полюбят и ваш бренд.
|