ИНСАЙТЫ | Интерим-менеджер 30 апреля 2013 г.

ТОП «на время»

Кризис научил собственников украинских предприятий
нанимать высококлассных управленцев лишь на время

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№8-9, 2013)

Иногда компании для решения определенных проблем нужен управленец, который после их устранения с чистым сердцем и по собственному желанию покинет фирму. В зарубежной практике таких людей принято называть интерим-менеджерами — в дословном переводе "временные менеджеры". Иными словами, это специалисты, привлекаемые в компанию на ограниченный период времени для выполнения специфических бизнес-задач. Судя по происходящему в украинском бизнесе, многим отечественным компаниям явно не помешал бы такой временный руководитель. Но готовы ли к такому шагу владельцы?

ТОП «на время»
Автор коллажа:
Олег Локтев

Кто эти люди?

Отлаженная работа, казалось бы, все хорошо, но… бизнес застоялся, новаций — ноль. А попытки что-либо изменить натыкаются на яростное сопротивление. Увы, часто встречающаяся картина в компаниях, где руководство не меняется долгие годы, говорят хэдхантеры, специализирующиеся на подборе топов "на время". Итогом такого "застоя" идей и действий становится сдача позиций на рынке и снижение популярности бренда.

В практике Катерины Скибской, генерального директора DOPOMOGA Ukraine, как раз недавно был такой хрестоматийный случай. Крупный отечественный производственный холдинг искал топ-менеджера, способного реорганизовать процесс работы на производстве, находящемся в Донецкой области, а после — откланяться и уйти восвояси. В результате поисков профессионал, который мог бы справиться с такой задачей, был найден в России. В течение года — именно на такой срок был заключен контракт — наемный "временный" топ должен выполнить все поставленные перед ним задачи и передать бразды правления постоянному руководителю.

Для интерим-менеджера достижение необходимых результатов в оговоренные сроки — это дело чести. На поверку, это самомотивированные профи, для которых фиаско приравнивается к потере работы: в следующий раз его никто и никуда не пригласит. Кстати, этим "временщики" отличаются и от консультантов. Последние лишь находят слабые звенья в бизнес-процессах и дают рекомендации по их устранению, но не несут ответственности за конечный результат. Ведь на практике собственными силами в компании обычно ничего не удается внедрить.

Ключевым отличием интерим-менеджера от штатного управленца является распределение его рабочего времени. Если руководитель "в штате" в среднем на решение оперативной текучки расходует до 90% времени и лишь 10% уделяет вопросам стратегического значения, то у интерим-менеджера все с точностью наоборот: львиную долю рабочего времени занимает решение стратегических вопросов, и лишь 10% достается "оперативке".

Когда их зовут

"В современных реалиях интерим-менеджмент необходим, так как многие компании испытывают потребность в том, чтобы не ангажированный специалист высокого уровня, со свежим взглядом, опытом реализованных проектов и необходимыми знаниями профессионально решил проблему, с которой не могут справиться самостоятельно собственники или топ-менеджмент предприятия", — уверен Владимир Гарин, коммерческий директор компании "Безопасные системы" (проектирование, установка, обслуживание противопожарных систем и систем безопасности, штат — более 100 чел.).

Осознание этого факта пока приходит лишь к владельцам крупного бизнеса. Производственная сфера, IT-индустрия, компании FMCG-рынка — это, пожалуй, и весь список бизнесов, где прибегают к услугам временных топов.

Собственники привлекают временных управляющих по нескольким причинам. Во-первых, для координации бизнес-процессов компании, ее модернизации. Во-вторых, для организации каких-либо новых направлений в существующем бизнесе. Если, например, владелец заинтересован не в наращивании объема предоставляемых услуг или производства товаров, а в их диверсификации. Третья причина — формирование нового имиджа компании. Это разного рода маркетинговые и PR мероприятия для совершенствования внешнего имиджа компании и внутренней корпоративной культуры. И, наконец, интерим-менеджеров можно привлекать как для построения бизнеса "с нуля", так и для приостановления деятельности и ликвидации предприятия, когда в этом возникает необходимость.

Однако, по мнению Аллы Араповой, специалиста по подбору персонала кадрового холдинга АНКОР в Украине, практика приглашения интерим-менеджеров отечественным бизнесом еще не так востребована со стороны отечественного бизнеса. К их услугам обращается в основном крупный бизнес, в первую очередь работающий в производственной сфере, владельцы компаний FMCG-рынка, телекоммуникационного и IT-сектора.

Главная причина, почему на этот шаг зачастую не решаются, — боязнь делегировать "чужому" человеку власть, а также доверить внештатнику корпоративные секреты. Но опасения эксперты считают безосновательными. Ведь даже принимая специалиста на работу в штат, собственник дает ему и власть, и доступ к конфиденциальной информации, которые сотрудник может использовать не по назначению.

Также некоторых тормозит нежелание платить бльший гонорар, так как услуги интерим-менеджера обходятся дороже, чем услуги штатного управленца. "Действительно, услуги интерима стоят выше, чем в среднем на рынке специалист такого профиля, но в то же время такая проектная форма сотрудничества дает возможность сэкономить, так как нет необходимости постоянного трудоустройства (обычно их нанимают через аутстаффинговые фирмы)", — пояснила Наталья Дмитренко, маркетинг-консультант.

В среднем временные менеджеры привлекаются на 9-12 месяцев, в случае сложных структурных преобразований срок их работы может растягиваться до трех лет. Оплата в полтора-два раза превышает уровень зарплаты штатного специалиста. В отдельных случаях работа интеримов оплачивается почасово.

И, наконец, украинские собственники считают, что лучше всего пригласить на предприятие "варяга", веруя в то, что его европейский опыт сам собой позволит решить все проблемы. Однако в одних случаях приглашенные специалисты не могут адаптироваться к местным реалиям, в других — не получается перешагнуть языковой барьер (подробнее — см. "В каких случаях в Украину приезжают временные управленцы-иностранцы?").

Поэтому для того, чтобы избежать осечек в работе с интерим-менеджером, эксперты советуют помнить о традиционных правилах найма любых топов. Всегда нужно четко оговаривать (прописывать) цели, сроки их достижения, а также проводить регулярные "срезы" результатов.

Голландский подарок Европе

Впервые об интерим-менеджменте как о явлении заговорили в 1970-е годы в Голландии. Дело в том, что при увольнении сотрудников, согласно действовавшему законодательству, работодатель нес большие убытки, так как сама процедура была длительной и дорогостоящей. Именно поэтому нидерландские бизнесмены и решили нанимать специалистов на работу временно.

Спустя 30 лет об этой практике найма вспомнили в США и Европе, когда лопнул доткомовский пузырь. С одной стороны, прокатилась волна массовых увольнений штатных сотрудников, с другой — на рынке оказалась масса высококвалифицированных управленцев, которые и пополнили ряды "временных менеджеров".

По данным Interim Management Association (IMA), за первое десятилетие XXI века в Великобритании количество интерим-менеджеров выросло в 15 раз и составляет порядка 30 тыс. специалистов. Также согласно статистике IMA, временных управляющих в 29% случаев привлекают для руководства бизнес-проектами, в 26% — для быстрой реструктуризации бизнеса или закрытия внезапно возникшей бреши в компании, в остальных же случаях — для составления стратегического плана развития, внедрения IT-системы управления бизнес-процессами.

По информации, распространенной Союзом предпринимателей Германии, в стране сдается во "временную аренду" порядка 50 тыс. управленцев. И по предварительным прогнозам, оборот рынка интерим-менеджмента в 2012 году составит €2 млрд.

И, наконец, 88 компаний из списка Fortune-100 прибегают в своей работе к услугам временных управленцев.

В постсоветских странах впервые на такой формат работы обратили внимание во время "черного понедельника" 1998 года, однако прижилась услуга лишь в середине нулевых. А по-новому на интерим-сервис взглянули благодаря кризису 2008 года, когда компании стали массово приглашать кризис-менеджеров с просьбой откорректировать процессы.

В каких случаях в Украину приезжают временные управленцы-иностранцы?

Алла Арапова, специалист по подбору персонала кадрового холдинга АНКОР в Украине

— Зачастую иностранная компания с целью создания бизнеса на территории Украины, не ограничивается только созданием представительства, подбором персонала или запуском производства. Такие компании направляют западного интерим-менеджера, который мог бы построить деятельность с учетом правил, корпоративной культуры и специфики работы предприятия материнской компании. После прибытия западного интерим-менеджера в Украину и внедрения его в проект можно наблюдать различное развитие его дальнейшей карьеры:

  • по окончанию контракта менеджер уез­жает в Западную Европу, передавая все дела преемнику, который продолжает его деятельность;
  • менеджер принимает предложение остаться и возглавить компанию, которую он консультировал, на территории Украины;
  • менеджер сталкивается с особенностями ведения бизнеса в Украине, и проект приостанавливает свою деятельность, поскольку становится нерентабелен.

Владимир Гарин, коммерческий директор компании "Безопасные системы"

— Знаю о негативном опыте одной крупной украинской компании, которая пригласила интерим-менеджера из Европы. Он должен был повысить узнаваемость бренда и, как следствие, увеличить клиентскую базу компании. Профессиональный опыт привлеченного интерим-менеджера в данной области был колоссальным: в различных европейских странах он успешно решал похожие задачи. Но, применив все наработки, схемы, которые давали отличный эффект на европейском рынке, он не достиг желаемого в Украине. Определенные результаты, конечно, были получены, но они в корне отличались от поставленных целей.

Данная ситуация наглядно продемонстрировала руководству украинской компании, что применение одинаковых мер для решения вопросов на европейском рынке и украинском не всегда приносит одинаковые результаты. То, что годится для активации европейского потребителя, не всегда подходит для отечественного — в связи все с той же ментальностью.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Эффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целейЭффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)