Кто эти люди?Отлаженная работа, казалось бы, все хорошо, но… бизнес застоялся, новаций — ноль. А попытки что-либо изменить натыкаются на яростное сопротивление. Увы, часто встречающаяся картина в компаниях, где руководство не меняется долгие годы, говорят хэдхантеры, специализирующиеся на подборе топов "на время". Итогом такого "застоя" идей и действий становится сдача позиций на рынке и снижение популярности бренда. В практике Катерины Скибской, генерального директора DOPOMOGA Ukraine, как раз недавно был такой хрестоматийный случай. Крупный отечественный производственный холдинг искал топ-менеджера, способного реорганизовать процесс работы на производстве, находящемся в Донецкой области, а после — откланяться и уйти восвояси. В результате поисков профессионал, который мог бы справиться с такой задачей, был найден в России. В течение года — именно на такой срок был заключен контракт — наемный "временный" топ должен выполнить все поставленные перед ним задачи и передать бразды правления постоянному руководителю. Для интерим-менеджера достижение необходимых результатов в оговоренные сроки — это дело чести. На поверку, это самомотивированные профи, для которых фиаско приравнивается к потере работы: в следующий раз его никто и никуда не пригласит. Кстати, этим "временщики" отличаются и от консультантов. Последние лишь находят слабые звенья в бизнес-процессах и дают рекомендации по их устранению, но не несут ответственности за конечный результат. Ведь на практике собственными силами в компании обычно ничего не удается внедрить. Ключевым отличием интерим-менеджера от штатного управленца является распределение его рабочего времени. Если руководитель "в штате" в среднем на решение оперативной текучки расходует до 90% времени и лишь 10% уделяет вопросам стратегического значения, то у интерим-менеджера все с точностью наоборот: львиную долю рабочего времени занимает решение стратегических вопросов, и лишь 10% достается "оперативке".
Когда их зовут"В современных реалиях интерим-менеджмент необходим, так как многие компании испытывают потребность в том, чтобы не ангажированный специалист высокого уровня, со свежим взглядом, опытом реализованных проектов и необходимыми знаниями профессионально решил проблему, с которой не могут справиться самостоятельно собственники или топ-менеджмент предприятия", — уверен Владимир Гарин, коммерческий директор компании "Безопасные системы" (проектирование, установка, обслуживание противопожарных систем и систем безопасности, штат — более 100 чел.). Осознание этого факта пока приходит лишь к владельцам крупного бизнеса. Производственная сфера, IT-индустрия, компании FMCG-рынка — это, пожалуй, и весь список бизнесов, где прибегают к услугам временных топов. Собственники привлекают временных управляющих по нескольким причинам. Во-первых, для координации бизнес-процессов компании, ее модернизации. Во-вторых, для организации каких-либо новых направлений в существующем бизнесе. Если, например, владелец заинтересован не в наращивании объема предоставляемых услуг или производства товаров, а в их диверсификации. Третья причина — формирование нового имиджа компании. Это разного рода маркетинговые и PR мероприятия для совершенствования внешнего имиджа компании и внутренней корпоративной культуры. И, наконец, интерим-менеджеров можно привлекать как для построения бизнеса "с нуля", так и для приостановления деятельности и ликвидации предприятия, когда в этом возникает необходимость. Однако, по мнению Аллы Араповой, специалиста по подбору персонала кадрового холдинга АНКОР в Украине, практика приглашения интерим-менеджеров отечественным бизнесом еще не так востребована со стороны отечественного бизнеса. К их услугам обращается в основном крупный бизнес, в первую очередь работающий в производственной сфере, владельцы компаний FMCG-рынка, телекоммуникационного и IT-сектора. Главная причина, почему на этот шаг зачастую не решаются, — боязнь делегировать "чужому" человеку власть, а также доверить внештатнику корпоративные секреты. Но опасения эксперты считают безосновательными. Ведь даже принимая специалиста на работу в штат, собственник дает ему и власть, и доступ к конфиденциальной информации, которые сотрудник может использовать не по назначению. Также некоторых тормозит нежелание платить бльший гонорар, так как услуги интерим-менеджера обходятся дороже, чем услуги штатного управленца. "Действительно, услуги интерима стоят выше, чем в среднем на рынке специалист такого профиля, но в то же время такая проектная форма сотрудничества дает возможность сэкономить, так как нет необходимости постоянного трудоустройства (обычно их нанимают через аутстаффинговые фирмы)", — пояснила Наталья Дмитренко, маркетинг-консультант. В среднем временные менеджеры привлекаются на 9-12 месяцев, в случае сложных структурных преобразований срок их работы может растягиваться до трех лет. Оплата в полтора-два раза превышает уровень зарплаты штатного специалиста. В отдельных случаях работа интеримов оплачивается почасово. И, наконец, украинские собственники считают, что лучше всего пригласить на предприятие "варяга", веруя в то, что его европейский опыт сам собой позволит решить все проблемы. Однако в одних случаях приглашенные специалисты не могут адаптироваться к местным реалиям, в других — не получается перешагнуть языковой барьер (подробнее — см. "В каких случаях в Украину приезжают временные управленцы-иностранцы?"). Поэтому для того, чтобы избежать осечек в работе с интерим-менеджером, эксперты советуют помнить о традиционных правилах найма любых топов. Всегда нужно четко оговаривать (прописывать) цели, сроки их достижения, а также проводить регулярные "срезы" результатов.
Голландский подарок ЕвропеВпервые об интерим-менеджменте как о явлении заговорили в 1970-е годы в Голландии. Дело в том, что при увольнении сотрудников, согласно действовавшему законодательству, работодатель нес большие убытки, так как сама процедура была длительной и дорогостоящей. Именно поэтому нидерландские бизнесмены и решили нанимать специалистов на работу временно. Спустя 30 лет об этой практике найма вспомнили в США и Европе, когда лопнул доткомовский пузырь. С одной стороны, прокатилась волна массовых увольнений штатных сотрудников, с другой — на рынке оказалась масса высококвалифицированных управленцев, которые и пополнили ряды "временных менеджеров". По данным Interim Management Association (IMA), за первое десятилетие XXI века в Великобритании количество интерим-менеджеров выросло в 15 раз и составляет порядка 30 тыс. специалистов. Также согласно статистике IMA, временных управляющих в 29% случаев привлекают для руководства бизнес-проектами, в 26% — для быстрой реструктуризации бизнеса или закрытия внезапно возникшей бреши в компании, в остальных же случаях — для составления стратегического плана развития, внедрения IT-системы управления бизнес-процессами. По информации, распространенной Союзом предпринимателей Германии, в стране сдается во "временную аренду" порядка 50 тыс. управленцев. И по предварительным прогнозам, оборот рынка интерим-менеджмента в 2012 году составит €2 млрд. И, наконец, 88 компаний из списка Fortune-100 прибегают в своей работе к услугам временных управленцев. В постсоветских странах впервые на такой формат работы обратили внимание во время "черного понедельника" 1998 года, однако прижилась услуга лишь в середине нулевых. А по-новому на интерим-сервис взглянули благодаря кризису 2008 года, когда компании стали массово приглашать кризис-менеджеров с просьбой откорректировать процессы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
|
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |