Слуги двух господ
Трейд-маркетинг в Украине: взгляд российских консультантов
Автор: Валерий Лобовко, "Новая торговля" (№9-10, 2006)
Предлагаемая вашему вниманию статья подготовлена специалистами российского агентства ITM и представляет их взгляд на развитие трейд-маркетингового рынка нашей страны. Редакция предполагает, что не все приведенные в материале выводы придутся по душе отечественным профессионалам, поэтому с готовностью предоставит страницы для мнения украинских трейд-маркетологов.
"ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ..."
Пока политики ломают копья, бизнесмены делают деньги. Украина в глазах западных и российских предпринимателей является одним из наиболее привлекательных плацдармов для развития бизнеса. Российские федеральные торговые сети и трейд-маркетинговые агентства начали активное продвижение на украинский рынок, неся с собой отработанные в российских реалиях методы маркетинга. Сходство менталитетов Украины и России, общее историческое прошлое позволяют утверждать, что российский опыт является наиболее приемлемым для украинского бизнеса.
Поэтому процесс адаптации иностранного опыта в Украине происходит намного легче, чем в свое время в России. Когда в начале 1990-х годов понятие "мерчандай-зинг" было западной экзотикой, Россия, словно губка, впитывала западные идеи и разработки в области продвижения товаров среди ошеломленного свалившимся изобилием населения. Естественно, что различие менталитетов и среды вело к неизбежному процессу адаптации западных методик к российским условиям. Российские предприниматели учились продавать методом "проб и ошибок", зато теперь у украинских предпринимателей есть прекрасный шанс избежать многих неудач и провалов.
На рынке BTL-услуг в Украине сохраняются тенденции, свойственные как ее западным, так и восточным соседям, в частности России. Темпы роста объемов BTL-услуг значительно превышают прирост медийной рекламы. Достаточно сказать, что согласно данным экспертов Всеукраинской рекламной коалиции, прогнозируемый рост объемов медийной и немедийной рекламы в этом году составит 35 и 56% соответственно. Украинский рынок сегодня демонстрирует ситуацию, аналогичную российской 1,5-2-хлетней давности. Если в прошлом году соотношение ATL/BTL составило соответственно 70% к 30, то в 2006 г. объем ATL-услуг снизится до 67%, a BTL, напротив, вырастет до 33%. Таким образом, объем рынка немедийных маркетинговых коммуникаций Украины к концу этого года составит $341 млн. Эта тенденция к постепенному вытеснению медийной рекламы BTL-услугами наблюдалась в свое время в США, сейчас ее наглядно демонстрирует Россия, и вот по тому же пути двинулась и Украина.
Работающие в Украине эксперты российского международного маркетингового холдинга IMS Group, частью которого является трейдмаркетинговое агентство ITM, отмечают агрессивный характер нынешнего украинского розничного рынка по отношению к производителю. При этом, по словам директора компаний IMS Group Ukraine Вячеслава Блинова, характерной особенностью украинского трейдмаркетинга является зачастую экономически необоснованное желание производителей иметь собственную структуру по поддержке продаж и продвижению продукции, вместо того чтобы воспользоваться услугами агентств, специализирующихся в этой области — как это делают во всем мире. Большинство компаний не готово платить дополнительные деньги за опыт и профессионализм и пытаются самостоятельно заниматься мер-чандайзингом, мотивированием потребителя, размещением POSМ и т. п. Однако при видимой экономии средств оказывается, что далеко не всегда производитель остается в выигрыше.
"СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ"
Для продвижения продукта многие даже крупные компании-производители, работающие на украинском рынке, набирают свой штат неквалифицированных, зато низкооплачиваемых мерчандайзеров, за что потом и расплачиваются не только низкой эффективностью проектов и упущенными возможностями, но и дополнительными расходами.
Дело в том, что в процессе выбора между аутсорсингом и созданием своей команды мерчандайзеров производитель зачастую обращает внимание только на прямые расходы, т. е. на сумму выплаченной "на руки" сотрудникам зарплаты. Однако, нанимая сотрудника в штат, компания-производитель берет на себя еще и расходы на найм и возможную замену сотрудника, оплату налогов, социальный пакет и расходы по организации рабочего места, управленческие расходы, расходы на бухгалтерское и кадровое делопроизводство, на транспорт и связь, и, что самое важное, она берет на себя его обучение, потому как успешность продаж, в первую очередь, зависит от профессионализма сотрудников. А это значит, что необходимым элементом подготовки персонала являются тренинги и дополнительные образовательные программы. В итоге получается, что за сотрудника с нулевым опытом компания платит те же, если не большие, деньги, чем за временно нанятого специалиста по продвижению продукта.
Эмоциональный порыв "иметь свою структуру, как у всех", использование традиционных методов продаж и нежелание внедрения инноваций также играют свою роль в снижении доходов производителя. В частности, общепринятый визитный мерчан-дайзинг подразумевает под собой работу полевого агента сразу с несколькими точками. Передвигаясь по городу, теряя время в пробках, ожидая "аудиенции" у руководителей торговых точек, сотрудник оказывается не в состоянии обеспечить постоянный контроль выкладки на всех своих торговых точках. Нерегулярное присутствие мерчандай-зера на месте продаж ведет к угрозе out-of-stock и к снижению мотивации персонала. Существует ряд инструментов, позволяющих решить эту проблему, например, программа совмещенных продаж, получившая название КАМ (Key Account Management). В 2002 г. компания ITM первой вывела эту технологию на российский, а в этом году — и на украинский рынок.
Успех КАМ в России обусловлен тем, что на фоне острой конкуренции среди производителей один мерчандайзер работает сразу с несколькими неконкурирующими брендами на территории одного супермаркета. Постоянное присутствие мерчандайзе-ра на месте продаж обеспечивает контроль за соблюдением доли полки и стандартами выкладки, при этом постоянный контакт с персоналом формирует устойчивую лояльность сотрудников магазина к продвигаемым брендам. И, наконец, затраты производителя на продвижении бренда по программе КАМ оказываются ниже, чем на эксклюзивный мерчандайзинг, поскольку расходы на программу делятся между всеми ее участниками. В итоге производитель оплачивает только работу мерчандайзера на точке, а не потраченное на разъезды время.
Особенностью украинской розницы, по сравнению с российской, является пока еще малое количество супер- и гипермар-кетов. Поэтому для украинских производителей с небольшими объемами продаж более выгодным является вариант, совмещающий в себе преимущества визитного мерчандайзинга и КАМ. При этом мерчандайзер, работая с портфелем неконкурирующих брендов, параллельно обслуживает, например, две торговые точки, уделяя каждой из них половину рабочего времени. Таким образом достигается и повышенное внимание к каждой торговой точке, и отсутствие непродуктивно потраченного времени при малых объемах работ, и максимум контроля за выкладкой при растущей лояльности персонала.
Одна из составляющих успешной реализации трейдмаркетинговых программ -внешний независимый контроль деятельности мерчандайзеров и продавцов-консультантов. Но по свидетельству специалистов ITM, работающих в Украине, таким эффективным методом контроля, как программа "таинственный покупатель", пользуются в основном западные и российские компании, имеющие свои представительства на территории Украины, а местные предприниматели пока не в полной мере оценили удобство этой методики.
Еще один, популярный в России, инструмент трейдмаркетинга — программы лояльности для персонала и потребителя -также находится в Украине на промежуточном этапе развития. Для Запада и России программы лояльности давно стали обязательным элементом продвижения бренда, причем дисконтные программы постепенно отходят на второй план, а на их место приходят бонусные и неценовые методы мотивации персонала и покупателей. Украинские предприниматели на сегодняшний день отдают предпочтение именно дисконтным программам, при этом проводятся они зачастую силами самих компаний, без учета особенностей целевой группы, торгового канала и специфики продукта. В итоге рынок переполнен малоэффективными, однообразными, словно близнецы-братья, программами. Крупные производители, работающие в России, предпочитают пользоваться услугами трейдмаркетинговых агентств, делающих упор на разработку клиенториентированных программ лояльности, что позволяет формировать долгосрочную лояльность персонала и потребителей.
POSM: ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД
В отличие от мерчандайзинга, в области некоторых категорий POSМ Украина оказалась впереди России. На сегодняшний день украинская производственная база для производства полиграфической продукции и картонно-бумажных POS-ма-териалов сильнее российской, отмечает Вячеслав Блинов. Полиграфические комбинаты Украины не только производят POSМ для ряда российских заказчиков, но и открывают свои заводы на территории России.
Совсем иная ситуация складывается в Украине в отношении "интересных" и "функциональных" POSМ. Например, для европейских стран и Америки "интеллектуальные", т. е. мигающие, говорящие и активно привлекающие к себе внимание покупателя POS-материалы — давно не редкость. В России ими заинтересовались сравнительно недавно, но их популярность растет такими быстрыми темпами, что рекламные материалы с электронной начинкой становятся привычным элементом оформления торговых точек. В Украине такие POSМ встречаются пока нечасто, и растущая на рынке конкуренция позволяет предположить грядущий массовый спрос на них.
То же можно сказать и о дисплеях и нестандартных форматах POSM. Нежелание производителей вкладывать средства в новые технологичные виды POS-материа-лов объясняется тем, что покупатели пока охотно осваивают новые торговые каналы, и возникает ощущение, что в дополнительной рекламе нет необходимости. Поэтому для многих производителей на первое место выходит стоимость печати единицы POSM, но при этом не учитывается, насколько эффективно эти материалы будут работать и как долго продержатся в торговой точке. Нередко POSM находятся в торговой точке не более 10 минут после ухода мерчандайзера, так как заменяются агентом конкурента на аналогичные по типу, размеру и даже по рекламному посланию. Бывает и так, что выпущенные в погоне за "сокращением стоимости" POS-материалы отваливаются, расклеиваются, выгорают в считанные дни, вызывая раздражение персонала торговых точек и негативно влияя на имидж компании. Объясняется это тем, что POSM заказывает производитель, а их разработкой, производством и размещением занимаются соответствующие подрядчики, не заинтересованные в отдаче от использования POS-материалов в продвижении рекламируемого бренда. В итоге процесс с участием сразу нескольких исполнителей с трудом поддается контролю и не всегда дает ожидаемый эффект.
Российские предприниматели, пережив сходный период, уже взялись за калькуляторы и рассчитали экономическую эффективность от применения POSM, а также наиболее выгодные условия их разработки, производства и размещения. В итоге, как показывает практика ITM, российские производители, решившие продвигать свой продукт при помощи POSM, предпочитают обращаться к профессионалам, в частности трейдмаркетинговым агентствам, готовым взять на себя сразу все эти этапы. А доля затрат на POS-материалы в рекламном бюджете российских компаний уже составила 15-25% по сравнению с 10-11% у украинцев, согласно данным Всеукраинской рекламной коалиции.
ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ ПРОМАХИВАЮТСЯ
Украинский рынок розницы находится в лихорадочном поиске новых моделей развития и методов продвижения продукта. Однако производитель зачастую не в силах эффективно работать сразу в нескольких неспецифичных для него направлениях — мерчандайзинг, программы лояльности, поддержка продаж, контроль и аудит розницы, POSМ. Полный комплекс услуг в этой области, разработанный с учетом интересов клиента, специфики его товара и особенностей продаж, могут предоставить специализированные трейдмар-кетинговые агентства, которые активно используют при продвижении товара приемы и техники, отработанные в других секторах продаж и на сходных по менталитету рынках.
Используя опыт российских трейдмар-кетинговых агентств, уже столкнувшихся с трудностями переходного этапа развития розничного рынка, украинские предприниматели имеют все шансы избежать повторения ошибок российского бизнеса. Западные методы продвижения товара, адаптированные ко внутренним условиям стран бывшего Советского Союза, и решения, разработанные непосредственно для российских условий, дают реальную возможность украинским производителям выйти на европейский уровень маркетинга более быстрыми темпами, чем если бы украинский рынок самостоятельно прошел через все трудности, выпавшие на долю рынка российского.
ВОПРОС ВО ВРЕМЕНИ ЛИШЬ, ГОСПОДА! (мнение украинских трейд-маркетологов)
ИРИНА MAKAРЕНКО,
директор trade & comsumer promotions агентства Clever Force:
Действительно, BTL сегодня занимает все больший вес в коммуникационной активности компаний. За последние несколько лет отношение рынка к BTL изменилось диаметрально: его перестали воспринимать как довесок к прямой рекламе, а стали относиться к нему как к самостоятельному направлению, как к способу влиять на важные целевые группы и получать реальные результаты.
Уже изучены и опробованы механизмы влияния на умы покупателей в точке продаж, мотивы импульсной покупки, эффект грамотного мерчандайзинга. Да, BTL на Украине переживает период активного развития и роста, но еще довольно далек от совершенства.
Тенденции развития украинского рынка непрямой рекламы вполне сходны с российскими, однако в некоторых сферах мы опережаем Россию, а в некоторых отстаем еще очень сильно. Если смотреть на креативный подход к BTL — то Украина "впереди планеты всей", что подтверждают многочисленные победы на отраслевых конкурсах (Серебряный Меркурий, Золотой пропеллер). Если же говорить о trade promotions — то мы отстаем, наверное, лет на пять.
Традиционно украинские компании предпочитают проводить трейд-проекты собственными силами, вместо того чтобы обратиться к специализированным агентствам, как это уже делается в России. С одной стороны, сегодня стремительно по всей Украине развиваются торговые сети, с другой стороны — сам рынок С&С у нас пока еще далек от перенасыщения, поэтому потенциал для развития очень велик. С развитием торговых сетей и рынка в целом во главу угла ставятся инструменты стимулирования различных звеньев торговли. С их помощью производитель может выстраивать долгосрочные отношения с ключевыми точками торговли, формировать лояльность продавцов.
Действительно, пока производители не утруждают себя экономическими расчетами по эффективности работы с агентствами, а по старинке поручают своему, часто неопытному, персоналу довольно специализированные и ответственные направления.
В прошлом году, когда на Золотом пропеллере агентство Clever Force взяло номинацию "Лучшая программа по оптовым и розничным каналам", то, к своему удивлению, выяснили, что организация представительской сети под заказ вообще не имеет прецедентов на украинском рынке. Мы очень гордимся, что Меридиан Телеком рискнул и оказал такое доверие агентству, с другой стороны, хочется, чтобы это было общей практикой на рынке, а не единичным геройством.
По этой же причине мы пока не применяли в своей практике методики Key Account Merchandising — именно из-за неразвитости рынка и неготовности компаний передать работу с розницей агентствам.
В трейд-маркетинге остается еще очень много открытых ниш, которые должны быть заполнены специализированными агентствами.
К примеру, совсем недавно, работая над заказом клиента, мы столкнулись с тем, что на Украине до сих пор нет специализированных цехов по разработке и производству нестандартных конструкций для торгового зала.
По брифу нам нужен был уникальный технологичный дисплей для продукта из категории крупной бытовой техники с возможностями наглядной демонстрации работы. Мы искали креативного технолога на стороне продакшена и нашли его... в Москве. На Украине не оказалось профессионалов качественной творческой разработки и производства такого конструктива, в основном, предлагаются стандартные решения по каталогам, из стандартных модулей.
Я уверена, что реализация трейд-проектов силами специализированных агентств имеет большое будущее — это показывает и уже довольно обширный опыт наших ближайших соседей из Москвы, и опыт нашего агентства, и мировая практика в целом. Вопрос времени. Очень хотелось бы, чтобы скорее...
|