ИНСАЙТЫ | Мотивация персонала 16 февраля 2010 г.

На коня

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№5, 2010)

Практически перед каждым руководителем когда-либо вставал вопрос — чем мотивировать сотрудника, которого нужно отправить в длительную командировку?

Найти человека, не видящего проблем в том, чтобы несколько дней в месяце провести вне родного офиса, — несложно. По данным анализа резюме на порталах по трудоустройству, количество сотрудников, готовых ездить в командировки, почти в пять раз превышает количество вакансий, в которых это является обязательным требованием.

Однако пребывать в командировках не меньше чем 40% своего рабочего времени или более трех-четырех месяцев подряд находиться в другом городе, по словам Евгении Грибовой, HR-консультанта рекрутингового агентства Best Service, соглашаются не более 6-8% соискателей, изначально заявляющих о своей готовности периодически покидать родные пенаты.

В том, какие же меры нужно предпринять руководителю, чтобы сотрудник был готов оставить дом, семью и уютный кабинет на длительное время, — разбиралась «ВД».

Что мешает

«Специалисты все меньше готовы жертвовать своей личной жизнью ради работы», — утверждает Евгения Грибова. — Эта общемировая тенденция уже давно завладела Европой и постепенно перебирается даже в США, долгие годы остававшиеся оплотом трудоголизма. По данным Международной ассоциации консультантов по поиску топ-менеджеров (AESC), 85% высокооплачиваемых менеджеров сообщили, что готовы отказаться от повышения в должности, если это негативно отразится на их личной жизни. Ну а наши соотечественники традиционно не отличались высокой мобильностью. По нашим данным, 55-60% кандидатов-мужчин готовы отказаться от более высокооплачиваемой работы, если она предполагает длительные командировки, а среди женщин эта цифра еще выше — и составляет около 75-80%».

И все же, по словам Дианы Лагутенко, менеджера по персоналу ООО «Ватэко» (пищевые добавки, штат — 70 чел.), готовность сотрудников к разъездам в первую очередь зависит от их характера, во вторую — от возраста и семейного положения. «Определенная категория людей не мыслит свою жизнь без командировок и воспринимает их как возможность получить новый профессиональный опыт и просто новые впечатления», — уверена г-жа Лагутенко.

«Психологический портрет такого кандидата предполагает высокую поисковую активность (способность всегда быть открытым к новому опыту), гибкость, адаптивность, физическую и коммуникативную эргичность. Последние два параметра можно выявить, предложив кандидатам «Тест — опросник структуры темперамента В. М. Русалова», — сообщил Олег Сафонов, HR-консультант, кандидат психологических наук.

Так же, как и Диана Лагутенко, г-н Сафонов считает, что для позиций, требующих длительных перемещений, гораздо предпочтительнее изначально отбирать людей, склонных к «кочевой жизни». «Ведь в том случае, когда сотрудник, нуждающийся в стабильности и размеренности, вынужден мириться с необходимостью разъездов, он будет испытывать серьезный дискомфорт, который непременно отразится на его эффективности», — уверен собеседник «ВД».

Поэтому «цена вопроса» служебных поездок незаменимого, но привязанного к дому менеджера, гораздо выше, чем у легкого на подъем сотрудника. И все же когда такая необходимость возникает, заботы по устройству специалиста на новом месте часто вынуждена брать на себя компания.

«Высокопрофессиональными специалистами, готовыми работать с серьезными проектами и брать на себя ответственность за их выполнение, люди, как правило, становятся уже к тому времени, когда у них появляется собственное жилье и подрастают дети. Поэтому их нежелание надолго расставаться с семьей вполне понятно, — считает Светлана Криницына, заместитель директора ООО «Атолл-люкс» (туристическое агентство, штат — 22 чел.). — Однако, исходя из собственного опыта, могу сказать, что нередко достаточно мобильными оказываются люди старшей возрастной категории — те, кому за 40-45 лет. Их дети уже достаточно взрослые, чтобы обходиться без них, семьи стабильны. У некоторых из них открывается второе дыхание. Есть категория молодых сотрудников, которые вынуждены жить с родителями либо снимать жилье. Они также более мобильны. Поэтому руководителю всегда важно быть в курсе семейных и жилищных проблем своих подчиненных. Мне, например, приходилось заниматься поиском временного жилья для командированных сотрудников и даже составлять список школ для детей одного из наших менеджеров, который должен был около года работать в одном из зарубежных филиалов».

Впрочем, создание комфортных условий, таких как предоставление оборудованной всем необходимым квартиры, машины, оплаты переезда и телефонных переговоров, — все эти тяготы работодатель готов взять на себя только в случае крайней необходимости и для довольно узкого круга специалистов. «А основными факторами мотивации для самих сотрудников, готовых мириться с неудобствами, становятся: во-первых, расчет на повышение в должности, во-вторых, повышение степени влияния в компании, его статуса и ответственности, а также получение нового опыта самостоятельного решения нетривиальных задач, что значительно повышает «рыночную стоимость» специалиста», — утверждает г-жа Лагутенко. Поэтому с командируемым специалистом следует четко оговорить, что ждет его после успешного завершения проекта.

Еще одним способом примирить сотрудника с мыслью о дальних поездках является увеличение его зарплаты на 25-30%. Однако, по словам Евгении Грибовой, к этой мере прибегают не более 40% компаний. Остальные вынуждены довольствоваться скудными суточными в размере 30 грн. и тем, что перепадает на «представительские расходы».

В процессе акклиматизации

Вынужденная служебная командировка хотя и позволяет отключиться от вялотекущих рабочих и бытовых проблем, нередко становится катализатором неурядиц в межличностных отношениях. «Редкий человек может легко и быстро перестроиться, чтобы максимально эффективно выполнять свои функции в новой команде или, особенно, в уже сложившемся коллективе. В свое время в составе команды из трех человек я был откомандирован в один из регионов для работы в ответственном проекте. Проект был «горящим», обстановка между «старожилами» и «новичками» была очень конкурентной и напряженной. В результате до завершения проекта мне пришлось четыре раза делать замену сотрудников», — поведал Дмитрий Левушкин, директор по персоналу ООО «Касон» (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат — 90 чел.).

«Обычно даже в длительной командировке у сотрудника очень мало времени на адаптацию. Уже в начале второй недели работы становится понятно, сможет ли человек быстро приспособиться к новым условиям. Поэтому иногда лучше отдать предпочтение менее квалифицированному, но более мобильному и амбициозному человеку. Тем более что современное развитие средств связи вполне позволяет более опытным, но менее легким на подъем профессионалам курировать его работу из головного офиса», — считает Олег Сафонов.

Не хочу и не буду

«Несколько раз мне приходилось сталкиваться с тем, что сотрудник отказывался ехать в командировку. И хотя по закону, за редким исключением, сотрудники не имеют права отказываться от командировок, только однажды такой поступок повлек за собой дисциплинарное взыскание. Как правило, руководство пытается разобраться в причинах, однако в любом случае сделает выводы, которые вряд ли будут способствовать стремительной карьере этого человека», — поведала Светлана Криницына.

Именно поэтому большинство сотрудников, независимо от своих желаний и предпочтений, собирают «тревожный чемоданчик» и отправляются в путь. Тем не менее беременные женщины, мамы или опекуны, воспитывающие детей младше трех лет, сотрудники, имеющие детей-инвалидов, те, кто ухаживает за больными членами семьи, а также несовершеннолетние работники — попадают в категорию «невыездных». Трудящиеся инвалиды, студенты, совмещающие работу и учебу, и женщины с детьми до 14 лет — могут ездить в служебные командировки, но также имеют вполне законное право отказаться от этого «удовольствия».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Ілюзія ефективності. Як і чому нас пошивають у дурніІлюзія ефективності. Як і чому нас пошивають у дурні

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)