Профи всех стран… Объединились!
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№34-35, 2010)
Количество закрытых профессиональных сообществ и групп «по интересам» в Сети увеличивается с невероятной скоростью. Как на это стоит реагировать работодателю?
Общается человек с коллегами по Сети, обсуждает профессиональные вопросы, самоутверждается таким безобидным способом. Что ж тут плохого? Вот только постепенно начальство сотрудников начинает замечать, что что-то меняется в поведении их подчиненных. То ли самоуверенности у них прибавилось, то ли лояльности уменьшилось…
«Да, борзеют они на глазах!» — забыв о политкорректности, заявил владелец одного известного киевского интернет-провайдера. В дальнейшей беседе удалось выяснить, что за последнее время ему пришлось расстаться с двумя ключевыми специалистами. Как оказалось, один из них уехал на работу в Москву, а второй поменял родные киевские холмы на виды Барселоны. Оба они получили предложения работы от своих собратьев по цеху, с которыми активно общались в одном из закрытых интернет-сообществ.
Золотой пропуск
То, что у любого человека потребность в принадлежности к какой-либо группе является одной из базовых, подметили уже очень давно. Однако то, что когда-то в доисторические времена помогало выжить, чуть позже стало объектом манипуляций.
Закрытые клубы, секты, вечеринки для избранных, светские рауты — все это, с точки зрения психологии, явления одного порядка. Они позволяют не просто отличить своих от чужих, но и ощутить гордость от приобщения к чему-то высшему или тайному. На этой потребности делаются немалые деньги, с ее помощью куются золотые наручники. «К примеру, в одной из торговых сетей существует понятие «посвященные партнеры». Претенденты на это звание выбираются за особые заслуги перед компанией. Обряд «посвящения» обставлен со средневековой пышностью, избранные должны хлебнуть вина из старинного кубка, произнести текст посвящения, выполнить какие-то ритуалы. Затем им вручают золотой кулон, который символизирует принадлежность к «посвященным». Трудно даже представить, что все это происходит в наше время», — поведал Юрий Вапненко, бизнес-тренер, коуч.
Менее одиозными по форме, но не менее явными по своей сути, являются весьма распространенные в бизнесе способы подчеркнуть принадлежность к некоей избранной группе. Это и пресловутые почетные места на стоянке в японских компаниях, золотые карточки директоров в европейских корпорациях или, в крайнем случае, значки с корпоративной символикой из драгметаллов.
И хотя большинство этих методов особенно активно используется в сетевом маркетинге, их внедряют даже самые уважаемые компании. «В известной немецкой корпорации, где я раньше работал, существует традиция: каждый год в определенный день все директора и только один из сотрудников (независимо от должности) каждого представительства приглашаются в Рим. Встреча проходит в одном из лучших ресторанов и имеет прямое влияние на дальнейшую карьеру сотрудников. Они после представления боссам заносятся в кадровый резерв и получают дополнительные преференции на зависть остальным», — рассказал Сергей Погудин, исполнительный директор представительства Hoche Ingenieurekonstruktionen (проектирование, строительство, штат — 38 чел.).
Прибегать к таким мерам современные компании вынуждает борьба за лояльность персонала. Борьба не только за время и умы, но и сердца тех, кто составляет золотой фонд «человеческого ресурса». Ведь мудрые и хитрые управленцы давно подметили: принадлежность к «высшей касте» в организации наполняет ее участника гордостью и мотивирует значительно лучше, чем квартальные и годовые премии.
«Современный бизнес не может обойтись без того, чтобы не задействовать эмоциональную составляющую. Потому что иначе очень сложно развивать необходимые профессиональные компетенции у сотрудников. К примеру, менеджеры по сбыту могут прекрасно знать технологии продаж, но не продавать. Или линейный руководитель может прекрасно знать, как нужно делегировать полномочия, но не может переступить через свой страх потерять контроль над ситуацией. А чтобы человек захотел измениться личностно, одной материальной мотивации бывает недостаточно», — рассказала психолог Валентина Шаповаленко. Именно поэтому и формируются в бизнес-среде «закрытые» касты, члены которых имеют подчеркнуто высокий статус и избранность. Другими важными их признаками являются эксклюзивный доступ к определенной информации и своеобразный карьерный рост внутри касты, который связан с выполнением определенных условий. Больше всего это напоминает осовремененные масонские ложи.
И уму, и сердцу
Совсем иное явление — стихийные интернет-сообщества, объединяющие своих членов по профессиональному и интеллектуальному признакам, ценностным ориентациям и личному знакомству с кем-то из членов сообщества.
Несмотря на отсутствие магических заклинаний и таинственных обрядов, а также более демократичные правила, они выполняют ту же миссию. И надо отметить, что такие онлайн-сообщества активно конкурируют с «кастами избранных», которые создают бизнес-структуры внутри себя. Потому что здесь люди находят друг друга без посторонней помощи и получают подтверждение своей «избранности» в кругу соратников.
«Возможность стать своим в виртуальном сообществе профессионалов означает многое. Это и признание, и поддержка, и чувство причастности, и возможность того, что по приезду в чужую страну или город там, вполне вероятно, найдется кто-то из коллег, уже ставших друзьями. А еще это возможность общаться в профессиональной среде, обмениваться опытом. Самоутвердиться, наконец. Это действительно общение без границ», — поделился Александр Макасов, создатель сообщества маркетологов, работающих в сфере B2B.
А иногда виртуальное общение переходит во вполне реальные и конкурентоспособные бизнес-проекты. Так, к примеру, родилась компания StoPO, работающая на российском рынке системной интеграции. Именно в нее был приглашен подающий надежды украинский программист, о котором шла речь выше. «Этот проект объединил действительно талантливых людей. Вначале мы общались на профессиональном форуме, затем, примерно через два года, мы вместе с двумя десятками единомышленников создали свой закрытый блог. Общение стало более продуктивным. Еще через два года почти все из нас перезнакомились в реале. Тогда и возникла идея совместной работы», — рассказал менеджер проектов Данил Кучиков.
Аналогичным образом был создан и отечественный интернет-магазин «Кроша», владелицы которого, Ольга Касько и Елена Фомиченко, несколько лет общались на форуме для молодых мам. И в какой-то момент осознали, что у них совпадают взгляды не только в вопросах по воспитанию детей, но и в управлении бизнес-процессами.
Как оказалось, виртуальное пространство позволяет находить единомышленников не только для неспешных бесед, но и для совместных дел. Именно поэтому такое явление вызывает настороженность у работодателей.
Голые факты
- Около 26% сотрудников офисов регулярно посещают профессиональные форумы
- Около 5% являются членами закрытых виртуальных сообществ
В ходе опроса участники одного из закрытых профессиональных блогов распределили преимущества своего общения следующим образом:
- Обмен опытом.
- Признание в профессиональной среде.
- Возможность получить помощь коллег.
- Повышение своего профессионального уровня.
- Доступ к информации, касающейся нюансов работы.
|
Глобализация на рынке труда
«Я знаю очень много таких сообществ — программистов, финансистов, маркетологов, молодых врачей, психологов, предпринимателей, биологов, специалистов по управлению персоналом, пиарщиков. Всех не перечислишь. В некоторые из них, как в закрытый клуб, попасть довольно непросто. Иногда нужно довольно длительное время общаться и заработать репутацию, чтобы получить доступ в закрытую часть профессионального форума или отдельного блога», — рассказал г-н Вапненко.
Впрочем, прежде чем насторожиться, узнав о том, что подчиненные увлеклись виртуальным общением, следует взвесить плюсы и минусы такого времяпрепровождения. «Во-первых, нельзя исключить возможность того, что сотрудника могут легко переманить «соратники» по профессиональному общению. Во-вторых, могут быть нарушены границы конфиденциальности. Ведь могут обсуждаться отдельные факты из жизни компании», — рассказал Сергей Погудин.
Помимо этого, модные в подобных сообществах нонконформизм, скептицизм и прочие «измы» формируют психологию независимого профессионала, не готового даже в критической ситуации поставить интересы компании выше своих собственных. Та самая пресловутая потребность в причастности, удовлетворяемая вне офиса, по словам г-жи Шаповаленко, способствует тому, что у таких сотрудников может наблюдаться меньшая преданность компании.
Однако все эти негативные моменты с лихвой компенсируют плюсы такого общения. Сами члены сообществ больше всего ценят возможность получать психологическую поддержку и профессиональную помощь от коллег, иногда — из всех уголков земного шара. «Неоднократно я попадал в сложные ситуации. Почти всегда мои коллеги щедро делились опытом и подсказывали мне очень интересные ходы», — рассказал Данил Кучиков. А г-н Макасов отмечает, что интенсивное общение в профессиональной среде способствует повышению компетентности сотрудников, особенно находящихся на таких позициях, где один человек полностью отвечает за сферу своей деятельности в непрофильных компаниях.
|