Миллионеры у доски
Автор: Александр Конотопский, "Власть денег" (№20, май, 2007)
Заняться самообразованием, взять на работу перспективную молодежь, получить доступ к научным разработкам. Все в ваших руках — идите преподавать в вуз!
В деловой жизни Наталья Семенченко — руководитель имиджевых проектов компании «ОЛГА» (дистрибуция безалкогольных и слабоалкогольных напитков, штат — 1000 чел.). В жизни преподавательской — кандидат экономических наук, читает экономику в Киевском политехническом институте. Бизнес-заработок позволяет ей ездить на хорошей машине и носить вещи от кутюр. Преподавание — получать несколько сот гривен в месяц и постоянно измазывать мелом дорогие наряды в холодных аудиториях. При этом сама г-жа Семенченко с подобной расстановкой акцентов не соглашается. «Да, лекторство не приносит мне никакой материальной прибыли, но и преподаю я вовсе не из-за нехватки денег».
Что бизнесмены-преподы ищут в студенческих аудиториях — выясняли журналисты «ВД».
Век учись
Когда вы в последний раз пытались заняться своим самообразованием? То-то же, времени свободного никогда нет. А преподавателю волей-неволей приходится садиться за книгу, что-то вспоминать, чему-то учиться. Считаете, что бизнесмену знания не нужны? Ошибаетесь. Никто не захочет разговаривать с неграмотным бизнес-партнером.
Валерий Карпинчик, директор по маркетингу и развитию ОАО «Интерхим» (производство фармацевтических препаратов, штат — 442 чел.), еще и преподает в Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова. В списке мотивационных факторов к преподавательской деятельности первым он также обозначил стремление к самообразованию. Г-н Карпинчик рассказывает студентам о том, как открыть аптеку, где ее нужно строить, как выводить на рынок. По его личному убеждению, он, бизнесмен с 25-летним опытом, многие вещи чувствует интуитивно, а как подойти с научной точки зрения — знает не всегда. Так что смысл посидеть над книгами в любом случае есть.
Примечательно, что преподают бизнесмены исключительно предметы, которые могут им пригодиться в профессиональной деятельности. Читать чистую теорию им неинтересно. «Если бы пришлось читать экономическую теорию — умерла бы со скуки», — признается г-жа Семенченко.
Бизнесмены утверждают, что в процессе преподавательской деятельности получают не только знания, но даже полезные в деловой среде навыки. Студенты — люди сложные. Всегда найдется индивид, старающийся глупыми выходками или вопросами вывести преподавателя из равновесия. Конечно, баламута можно выгнать, поставить ему плохую оценку. Но можно взглянуть на проблему и с другой стороны. Если приравнять конфликты со студентами к бизнес-конфликтам и постараться решать их с обоюдной для обеих сторон выгодой, вы получите просто колоссальный опыт решения проблем.
А вот Алексей Шнеер, психолог, организатор «Мастерской делового общения Алексея Шнеера и партнеров» (бизнес-психология, штат — проектные группы до 10 чел.), считает, что вряд ли решение конфликтных ситуаций со студентами приносит хоть какую-то пользу бизнесмену. Жизнь делового человека и так насыщена стрессовыми ситуациями, и лишняя эмоциональная перегрузка неуместна. Так что это скорее минус, чем плюс.
Но, к счастью, неприятных инцидентов со студентами практически не бывает. Причину покладистости последних объяснить можно не только интересом к теме занятия. Преподаватели-бизнесмены рассматривают студентов как будущих сотрудников. Причем претендующих на ключевые позиции. Наталья Семенченко отметила, что все студенты, которых она подобрала лично, сейчас занимают в ее компании руководящие должности. «Когда вы смотрите на молодого человека лично, вы понимаете, необходим он вашей компании или нет. Вам не нужны заучившиеся или всезнайки. Вы ищете обучаемых, талантливых людей. Подобный поиск кадров нелегок, но он действительно того стоит», — объясняет целесообразность подбора молодых специалистов со студенческой скамьи Владимир Таловер, владелец компании «Бизнес-интуиция коммуникаций» (консалтинговые услуги, штат — 6 чел.).
Остепененные
Не увидев на визитке Натальи Семенченко заветных сокращений, причисляющих ее к научному миру, интересуемся: почему? На что она, пожав плечами, ответила: «Бизнес-титулы — для бизнеса, научные — для науки. Не считаю нужным смешивать эти две сферы. Скажу больше: многие бизнес-партнеры, с которыми я работаю не один год, не знают о моей преподавательской деятельности. Присутствие на визитке научных званий лично у меня вызывает даже некоторый негатив. Своего рода хвастовство».
Валерий Карпинчик на своей визитке научные титулы обозначает. Это своего рода тайный шифр. К примеру, двери во многие государственные кабинеты закрыты для бизнесменов, но открыты для ученых. К тому же, если вам придется работать с человеком, стоящим выше, нежели вы, в бизнес-сфере, но при этом вы будете его знать по научным кругам, поверьте — вы легко найдете общий язык.
Психологи также считают, что научные звания недооценивать нельзя. «Если человек — кандидат наук, это что-то да значит. Он умеет достигать успеха, он профессионал своего дела. Это заслуживает уважения. Сейчас, к примеру, в моду вошло MBA. Но ведь «корочку» MBA получит каждый ходивший, а вот научную степень — лишь реально сделавший что-то», — объясняет Алексей Шнеер.
Кстати, все опрошенные «ВД» эксперты заявили, что если бы на собеседование пришел претендент с ВО и опытом работы и кандидат с ВО и докторской — однозначно отдали бы предпочтение первому. При приеме на работу научные титулы почти не играют никакой роли. За редким исключением. Причастность к науке будет плюсом для соискателя вакансии лишь в том случае, если та связана с научными исследованиями. «У нас в компании работают два доктора и семь кандидатов наук. Наш бизнес построен на исследованиях и экспериментах. Поэтому успех во многом зависит от научного потенциала персонала», — комментирует Валерий Карпинчик.
Важно также то, что, имея вес в научном мире, вы тем самым открываете себе доступ к людям науки. Они интеллигентны, образованны. Чего не скажешь о любом бизнесмене. Поэтому многие предприниматели, не привыкшие к «базарам» и «понятиям», невольно тянутся к академической среде.
Время — деньги
Но есть и такие, кто считает преподавание непозволительной тратой времени. Именно это, как по мнению сторонних комментаторов, так и по мнению самих преподавателей, можно назвать основным недостатком преподавательской деятельности. «Когда я еду на лекцию, то немножко даже жалею об этом. Ведь я теряю, столь ценное для каждого бизнесмена время. Но горечь утраты проходит сразу же, как только вхожу в аудиторию», — делится эмоциями Валерий Карпинчик.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться бизнесмены-преподаватели, — непонимание коллег по бизнесу. «Наши боссы оставили преподавательскую деятельность, все свое время они уделяют делу, хотя среди них есть кандидаты и даже доктора наук», — намекает нам на нецелесообразность и даже вредность преподавания для бизнесмена PR-менеджер одной крупной киевской компании. Поэтому заранее стоит приготовиться к волне недовольства и колкостей со стороны партнеров по отношению к такому хобби. Не иначе как хобби называют бизнес-психологи преподавательскую деятельность управленцев. А пользу преподавательской работы для бизнеса — не более чем оправданием для самого себя за истраченное время. Выбор между бизнесом и преподаванием многие сделали в бурные девяностые прошлого века. Именно в то время большинству приходилось заниматься абсолютно не тем, чем хотелось, а ведь и Наталья Семенченко, и Валерий Карпинчик с детства мечтали стать учителями. Ну не видели они себя на предпринимательской ниве…
По мнению Владимира Таловера, доступ к кадрам, возможность самообучения и т.д. — всего лишь следствие причины. А причина кроется в каждом бизнесмене, даже не преподающем. «Когда вы достигаете успеха, вы накапливаете багаж опыта, знаний, внутренней силы. И эту силу просто необходимо в кого-то вкладывать, иначе она начнет работать против вас. Заметьте, после сорока лет практически все задумываются о духовном, появляется желание кого-то чему-то учить. Так почему бы не отправиться преподавать в вуз?» — комментирует он. Действительно, а почему бы и не отправиться? Ведь как бизнес нуждается в «свежей крови» молодых специалистов, так и студентам остро не хватает свежих знаний преподавателей-практиков.
РЕЗЮМЕ
- Преподавательская деятельность дает возможность получить ученую степень, подталкивает к написанию научной работы. Обычно бизнесмены этой возможностью не брезгуют.
- Преподавание — не только разминка для мозгов, но и возможность для самообразования и даже поиска новых знаний, столь необходимых для бизнес-деятельности.
- Бизнесмены-преподаватели могут утолить кадровый голод, лично отбирая студентов для работы в компаниях.
- Несмотря на положительные аспекты преподавания, психологи предупреждают, что оно чревато повышенными эмоциональными нагрузками (иногда даже стрессами).
- Предпринимателям, «прожигающим» время в вузах, грозит еще и непонимание со стороны партнеров по бизнесу.
|