ИНСАЙТЫ | «Летуны» 8 января 2008 г.

То взлет, то посадка

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№50, декабрь, 2007)

Правилами традиционного подбора персонала рекомендовано не допускать в компанию сотрудников, склонных слишком часто менять работу. Имя им — «летуны». И многие руководители готовы следовать этому постулату безоговорочно.

То взлет, то посадка «Есть компании, где с большим предубеждением относятся к людям, которые в какой то период времени меняли работу чаще, чем раз в два года. Их считают нелояльными или излишне претенциозными, и нередко даже не рассматривают в качестве потенциальных кандидатов», — рассказывает Геннадий Белочкин, исполнительный директор ООО «Пластмед» (продажа изделий медицинского назначения, штат — 27 чел.).

Однако опытные специалисты по подбору персонала советуют внимательнее присматриваться к таким индивидам и не спешить выбрасывать их резюме в мусорное ведро. «Частая смена работы требует внимательного изучения причин этого в профессиональной судьбе соискателя. А они могут быть совершенно разными — есть конфликтные, неуживчивые люди, вынужденные постоянно менять работу, а бывает такой ход вещей обоснован вполне объективными и независящими от человека причинами», — считает Светлана Дробот, старший консультант рекрутинговой компании Brain Source International (штат — 69 чел.).

Но какие же внешние причины побуждают специалистов портить свою деловую репутацию и трудовую книжку лишними записями? И как компании уберечься от настоящих «летунов»?

Поминая лихом

«Склонность к перемене мест зависит от должности и профессии. Люди с низкой квалификацией и работающие студенты меняют работу очень часто — по несколько раз в год. Менеджеры по продажам — в среднем раз в полтора-два года, приемлемый срок работы для бухгалтера в одной компании — 3-5 лет. «Идеальные» кандидаты, которые всегда нравятся работодателям, меняют работу примерно раз в три года», — считает Юрий Топчун, HR-консультант рекрутингового агентства Best Service (штат — 4 чел.).

Не могут себе позволить задерживаться на одном месте start-up- и кризис-менеджеры. Правда, таких специалистов очень ценят и передают из рук в руки. Нередко работают «над проектом», а не на компанию, специалисты некоторых технических профессий, например, проектировщики, а также представители творческих профессий — медийщики, рекламисты.

Разумеется, существуют и компании, чья репутация на рынке труда такова, что опасения может вызвать скорее кандидат, задержавшийся там на период более трех-четырех месяцев. «Когда мы занимались подбором персонала на локальных рынках, то знали наперечет все местные «кузницы кадров» и «соковыжималки». И абсолютно спокойно относились к людям, проработавшим в таких компаниях очень небольшой период времени. Конечно, можно сказать, что во время трудоустройства они не проявили достаточной осмотрительности, но, с другой стороны, квалифицированный инженер или проектировщик и не должен быть экспертом на рынке труда», — рассказывает Юрий Топчун. Можно отметить, что в целом, в отличие от менеджеров или маркетологов, которые хорошо знают игроков на своих рынках и неплохо ориентируются в конкурентной среде, в подобные ситуации чаще попадают специалисты бэк-офиса и «технари».

«Меня бы больше насторожила ситуация, когда, скажем, технолог или бухгалтер, напротив, слишком хорошо разбирается в ситуации на рынке труда. Четко знает, где, сколько и за что платят. Скорее всего, это будет означать, что человек находится в «вечном поиске», — утверждает Юрий Топчун. Однако, если в «нехорошие компании» регулярно попадают сейлз, проектный менеджер или, тем более, бренд-менеджер или маркетолог, тогда это вызывает сомнения в их способности учиться на собственных ошибках и проводить даже минимальную аналитическую работу.

Кто охотник, кто добыча?

Впрочем, список объективных причин на этом заканчивается. И хотя, как говорит Светлана Дробот, «работодатели более лояльно относятся к людям, часто меняющим работу в силу того, что осознают отсутствие возможности для профессионального и карьерного роста», нет никаких гарантий, что через 10-12 месяцев такой человек не достигнет очередного «потолка» и не покинет компанию. Тем более, что частая смена работы бывает характерна для суперпрофессионалов, за которыми постоянно охотятся хедхантеры. Эта категория соискателей, по мнению Геннадия Белочкина, заслуживает пристального внимания: «Если люди, меняя работу, каждый раз уходят на более высокую должность, с бльшими полномочиями и широкими функциональными обязанностями, я бы посоветовал очень тщательно проверить рекомендации и проанализировать прошлые достижения кандидата, ведь вполне возможно, что такой человек сможет принести реальную пользу компании, даже если проработает в ней недолго».

Однако Юрий Топчун советует объективно оценивать возможности компании удовлетворять зашкаливающие амбиции таких специалистов: «Они знают себе цену, и эта цена почти всегда изрядно завышена. Как и на все «модное» и «престижное». Но настоящие профи редко занимаются собственным продвижением, так как сконцентрированы на своем деле. И далеко не всегда за красивым имиджем профессионала на рынке труда скрывается достойный кандидат. Ни работа в известных компаниях, ни престижные дипломы не сделают из бездарности талант. Представьте, что все это — просто красивая оправа, в которой может ярко блестеть как бриллиант, так и стекло».

Ищем «летуна»

Что это за птица?

В других случаях «летунов» можно разделить на несколько категорий. К первой можно отнести людей вечно недовольных, претенциозных, обладателей завышенной самооценки и болезненного самолюбия, и тех, кто не «приживается» нигде и уходит обиженным и неоцененным. Такие же завышенные амбиции характерны и для некоторых выпускников престижных вузов. «Уверенные в своей уникальности, они ждут, что их путь будет усыпан лепестками роз, и когда сталкиваются с необходимостью выполнять работу, порой рутинную и неблагодарную, чувствуют себя обманутыми, — говорит Юрий Топчун. — И это неудивительно, если на протяжении всей учебы в вузе молодым людям вбивают в голову мысль об их исключительности и элитности. В итоге, им очень трудно адаптироваться, если только родители вовремя не позаботятся о теплом местечке для чада».

Пребывая в иллюзиях относительно своей востребованности, такие соискатели весьма нелояльны. И могут сменить семь-восемь мест работы, прежде чем их самооценка придет в норму, либо найдутся поклонники их диплома. Очевидно, что такие кадры не приносят работодателю ничего, кроме головной боли. Как, впрочем, и те молодые люди, которые находятся в поисках «своего предназначения». «Конечно, искать себя в двадцать лет — это нормально. И нормально, что человек в этом возрасте не всегда знает, чего он хочет. Но мне, как руководителю, нужны стабильные, надежные и ответственные сотрудники», — утверждает Геннадий Белочкин.

А иногда эти поиски затягиваются, в связи с чем рекрутеры выделяют еще один тип «летунов» — тех, кому быстро надоедает работа на одном месте. Им то и дело хочется сменить характер работы, обстановку и даже сферу деятельности.

Консультанты рекрутинговых агентств почти никогда не предоставляют клиентам резюме соискателей, чей профессиональный путь напоминает детективный роман: техническое образование, работа барменом, менеджером по продажам, водителем, директором фирмы, продавцом, а затем инженером. И хотя в работе с людьми желательно избегать стереотипного и формального подходов к оценке опыта и личности кандидата, основываясь исключительно на записях в трудовой книжке, подобная трудовая биография должна стать сигналом для работодателя о том, что данная кандидатура требует более глубокого и внимательного к себе отношения.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времениГиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
Гений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностяхГений бизнеса. Как зарабатывать на своих способностях

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)