Сказка — ложь, да в ней намек…
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№9, февраль, 2008)
Жили-были дед и баба. А пахала на них Курочка Ряба… Знакомые с детства сюжеты, как оказалось, волнуют и вполне взрослых, видавших виды бизнесменов.
«Лет восемь назад я, будучи еще очень молодым и амбициозным юношей, устроился менеджером по продажам в крупную компанию, которая реализовывала строительные материалы. Зарплата была мизерной, работа очень напряженной, но от карьерных высот, которые мне нарисовали на собеседовании, закружилась голова. Помню, директор сам поведал, как у них в компании каждый, кто сумел себя проявить, занимал впоследствии вполне приличные должности. И привел несколько примеров, как секретарь возглавила отдел маркетинга, бухгалтер, работавший на полставки, стал финансовым директором, а студент — расклейщик объявлений — начальником отдела сбыта. Месяцев шесть-семь я работал на износ. А потом случайно разговорился с охранником. В беседе выяснилось, что все эти «достижения» и «выдвижения» состоялись исключительно благодаря родственным связям. «Секретарь» оказалась племянницей директора, «студент» — сыном близкого и влиятельного друга, «бухгалтер» — женой. Помню, каким шоком для меня это стало! На следующий же день я подал заявление об увольнении», — рассказал Сергей Сапко, директор по продажам ЗАО «Юна» (производство и продажа обуви, штат — ок. 150 чел.).
Хороша история, ничего не скажешь. Но все же, что нужно для того, чтобы человек стал работать с полной отдачей, сверх графика, забывая о сне, отдыхе и прочих потребностях своего бренного тела? Правильно! Вдохновить. А как вдохновить, пробудить амбиции, убедить в важности дела, заставить поверить в то, что цели достижимы? Конечно же, рассказать парочку историй из тех, которые в течение всего времени существования компании будут передаваться из уст в уста в курилках и будоражить чувства и мысли всех в ней работающих.
Возможно ли управлять этим извилистым фольклорным потоком и направлять его на благо организации? Специалисты говорят, что можно. Потому что на «управляемый» сторителлинг (именно так называется процесс рассказывания историй в корпорациях) распространяются все известные законы пропаганды.
Байки всякие важны
«Не так давно я проходил корпоративный тренинг для управленцев, один из модулей которого был посвящен умению налаживать процесс внутренних коммуникаций. Причем таким образом, чтобы наиболее значимая для сотрудников информация дозировалась и фильтровалась, чтобы не накапливались деструктивные слухи и домыслы. Для некоторых из моих коллег это стало открытием, да и я сам, признаться, был удивлен тому, какое значение придают таким вещам наши зарубежные партнеры», — сообщил Михаил Бондаренко, директор ООО «Форкраст» (дистрибуция и продажа автомобильных красок, масел и автоэмалей, штат — 95 чел.). И, действительно, нельзя недооценивать силу слухов, которые «ходят тут и там» по углам транснациональных корпораций и маленьких захудалых фирмочек. Потому что та информация, с помощью которой аппелируют к нашим чувствам, а не к рассудку, производит куда большее впечатление, да и запоминается во много раз лучше.
Генеральный рассказчик
Метод «рассказывания историй» был переосмыслен и успешно опробован главой международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом, который с тех пор стал именовать себя Chief Storytelling Officer, что можно перевести как «генеральный рассказчик». Самые запоминающиеся и интересные истории Дэвид Армстронг включил в корпоративный сборник рассказов о ярких поступках сотрудников и важных событиях в жизни компании, расположенных в хронологическом порядке, под названием «Руководство по работе».
|
«На мой взгляд, самые лучшие истории рассказывают представители сетевого маркетинга. Иногда это действительно шедевры жанра. Чего стоит, например, рассказ о юноше, у которого умерла мать, после чего он поклялся стать врачом и найти лекарство от этой болезни. В результате он стал успешным производителем биодобавок, которые помогают всем страждущим», — считает Тимур Амулийн, бизнес-тренер, специалист по корпоративному PR. Кстати, выбранный в качестве примера сюжет — стар как мир, он есть и в китайской, и в индийской мифологии, и наверняка в сказаниях других народов. Есть «вечные» сюжеты о добре и зле, о героях и предателях, и корпоративные истории не являются исключением.
«Безусловно, некоторые истории — это метод манипулирования со стороны руководства, который может использоваться в процессе работы. И хотя люди нечасто идут на прямой обман, такие вещи могут случаться. Сокрытие фактов, недомолвки — все это подрывает доверие сотрудников. И об этом необходимо помнить, как и о том, что у каждого свои цели и свои способы их достижения», — считает Тимур Амулийн.
Немножко о нехорошем
По данным исследований, проведенных группой американских социологов под руководством доктора Нойхаузера, на одну позитивную историю о компании или ее руководстве приходится девять негативных. «ВД» попросила прокомментировать этот факт организационного психолога Валентину Шабалину. «Неудивительно, что люди склонны проявлять больший интерес к информации, имеющей негативный характер. Это свойство сформировалось в процессе эволюции и помогло человечеству выжить в сложных и быстроменяющихся условиях. И есть данные о том, что площадь той части мозга, которая отвечает у нас за восприятие информации со знаком «минус», объективно больше», — рассказала г-жа Шабалина.
Впрочем, склонность склонностью, а руководителям компаний все же не стоит пускать на самотек этот процесс. Поэтому известный российский специалист по внутрикорпоративным коммуникациям Марк Кукушкин советует руководителям формировать своеобразный корпоративный банк историй, бльшая часть которых должна иметь позитивный характер, а четверть — представлять из себя корпоративные «страшилки». Одну из таких «страшилок» рассказал Михаил Бондаренко: «На моем прошлом месте работы пользовалась успехом история о том, как на одной из корпоративных вечеринок слегка перебравший директор одного из филиалов решил поухаживать за президентом холдинга, в результате чего опрокинул на него поднос с жульеном. И после наорал на официанта, который якобы «слишком медленно поворачивался». По инициативе главы холдинга контракт с этим человеком был разорван. Народная молва передала слова президента: «каждый может выпить лишнего и быть неловким. Но обвинять в своих собственных ошибках невиновного человека — недопустимо».
Хорошие-плохие истории
Социальный психолог Джоан Мартин и ее коллеги выявили несколько типов историй, которые характерны для самых разных организаций:
- история о несоблюдении правил;
- истории о том, кто, как и каким образом достиг успеха;
- истории об увольнениях;
- истории о том, как руководство реагирует на ошибки, риск, инициативу;
- истории о том, как компания преодолевает препятствия.
Эти истории обычно очень выразительны и увлекательны, они лучше запоминаются и больше влияют на поведение людей. И с этими элементами неформальных коммуникаций нужно быть осторожнее - 90% сотрудников рассказывают о своих компаниях негативные истории.
|
Очевидно, что подобные истории поддерживают ценности и нормы компании, оказывая очень мощное влияние на корпоративную культуру. Но на всякую замечательную историю о мудрости или лояльности руководства найдется несколько, в которых начальник изображается недалеким и ограниченным человеком. Стоит ли с этим бороться? Сергей Сапко считает, что это — бесперспективно и советует просто «заниматься своим делом и делать его правильно». Но Тимур Амулийн не разделяет эту точку зрения: «Нельзя не придавать значения внутренним коммуникациям в компании. Это чревато многими неприятностями. Для этого проводятся исследования, определяются люди, которые формируют вокруг себя конфликтную среду или сеют недовольство. С ними должна проводиться определенная работа, и их влияние на коллектив должно быть ограничено. А негативные истории, широко распространившиеся, могут быть остроумно высмеяны или вынесены на широкое обсуждение, после чего они потеряют свою привлекательность».
Хранители слов
«Сила историй заключается в том, что они создают яркий образ, который заставляет сопереживать, примерять себя к описанной ситуации, ставить себя на место персонажа. Ведь убеждение, а точнее даже — внушение, не может быть рационально. Оно должно взволновать, заставить поверить в реальность происходящего и надолго запомниться. Но, чтобы организовать этот процесс, нужно приложить определенные усилия: назначить сотрудников, которые могли бы его курировать. В крупных компаниях это могут быть специалисты по внутренним коммуникациям, в небольших — специалисты по персоналу или сами руководители», — рассказала Валентина Шабалина.
Что касается создания специальных ситуаций или информационных поводов, то наиболее естественными и привычными из них могут быть: проведение конкурсов на корпоративных мероприятиях на лучшую историю о работе, включение элементов сторителлинга в сценарий командообразующих тренингов, создание сборников «корпоративных легенд», внутренний сайт или форум, имеющий специальный раздел, в котором сотрудники могут обсуждать насущные проблемы и делиться впечатлениями, или корпоративное издание.
|