ИНСАЙТЫ | Блоги богачей 15 сентября 2008 г.

Дневник олигарха

Автор: Юлия Слинько, "Власть денег" (№33-34, август 2008)

Блог как элемент личного PR используют не только политики и звезды шоу-бизнеса, но и самые известные бизнесмены планеты. Миллиардеры СНГ-пространства добавили к этому еще и несколько материальных выгод.

Дневник олигарха «Господи, они же тебя совершенно неправильно позиционируют!» — сокрушался рекламист Вава Татарский, ведя воображаемый диалог со Всевышним в известном романе Виктора Пелевина. Среди олигархов и просто крупных бизнесменов, которых многие обычные люди считают если не богами, то, по крайней мере, «сверхчеловеками», стало модно брать позиционирование в свои руки. То есть — заниматься пиаром собственной личности (а заодно и компании), ведя блог в интернете. Самые успешные бизнесмены планеты — Уоррен Баффет, Дональд Трамп, Пол Аллен — уже стали «своими людьми» в блогосферах, их примеру последовали и богачи пространства бывшего СССР. Данные странички сразу же нашли благодарных читателей. «ВД» разбиралась, зачем заводят блоги первые и чем они интересны вторым.

Кумиры и поклонники

Интернет-дневники богачей не похожи на наиболее распространенный тип дневников обычных блоггеров — экзистенциальный (как поется в шуточной песне, «пусть знают люди мира о том, что на обед из четырех яичек я сделала омлет»). Выверенные посты, более сдержанная риторика — все-таки богачи соблюдают дистанцию. Блогам западных миллиардеров еще и свойственны минимум художественности в оформлении, никакой вольности в языке и тематике постов.

Страничка самого богатого человека планеты — Уоррена Баффета — хоть формально и именуется блогом, имеет мало общего с типичным сетевым журналом с записями от первого лица и фотографиями. Ссылки на статьи, написанные Баффетом для известных журналов, его лекции, интервью, деловая переписка — вот, пожалуй, и все. Ну разве что можно еще ознакомиться со стихотворением, написанным фанами Баффета. Несмотря на всю сдержанность и лаконичность блога, по данным компании SiteMeter.com, еженедельно онлайн-журнал «главного миллиардера планеты» просматривают более 5 тыс. раз, а общее число просмотров за время существования блога превышает 195 тыс. кликов.

Гораздо больше персонификации в блоге Дональда Трампа. К примеру, в одном из последних постов миллиардер выражает свой взгляд на процедуру рукопожатия. Он считает более приемлемой японскую традицию поклонов при приветствии и говорит, что рукопожатие ему неприятно в силу…негигиеничности данной процедуры. Комментировали этот пост (случайно или этот момент редактировался — неизвестно) только посетители, согласные с Трампом, причем тоже в довольно сдержанной манере. Количество комментариев на посты миллиардера невелико, как правило, не более 20-ти.

Российские бизнесмены, которых блоггерство увлекло в начале этого года, пошли другим путем. Яркие фотографии, сленговая лексика, показная близость к простым читателям позволили им привлечь гораздо больше комментаторов — до сотни на средний по яркости пост. Первопроходцами среди блоггеров-бизнесменов Рунета стали владелец «Евросети» Евгений Чичваркин и снискавший скандальную известность приключениями в Куршевеле Михаил Прохоров. Ныне блоги активно раскручивают претендующий на эксцентричность девелопер Сергей Полонский (владелец «Миракс Групп») и крупный бизнесмен и политик Александр Лебедев. У обоих сегодня в Украине весьма обширные бизнес-интересы. Из украинских же мультимиллионеров блоггерством увлекся владелец финансовой группы «Страховые традиции» Дмитрий Гончаров. Пообщаться с широкой аудиторией со страниц блога любит и председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.

Но то, что дневники местных толстосумов выглядят колоритнее и живее западных, общую суть «олигархического» блоггерства не изменило. Да, посты весьма провокационны, а комментарии эмоциональны и не «подчищены», однако назвать российские или украинские блоги интерактивными все равно нельзя — лично бизнесмены отвечают на вопросы редко и односложно.

Тематика же постов богачей во всех блогах похожа. Доминирующая тема — роль мессии и учителя жизни в разных вариациях. Соучредитель Microsoft Пол Аллен взял стиль размышлений о настоящем и будущем человечества. Рубрикация его блога напоминает основательный научно-популярный журнал, где темы делятся на направления: наука, спорт, технологии, филантропия, аэрокосмическая тематика, креатив... Известный венчурный инвестор Гай Кавасаки тоже недостатком глобального мышления не страдает. Его блог называется «Как изменить мир». Бизнесмены СНГ-пространства также знают немало прописных истин — их блоги чаще всего напоминают доску «учителя жизни». Стиль общения — кумир вещает восторженно внемлющей публике нетленные истины из серии «как достичь успеха» и «почему одни лузеры, а другие — виннеры».

МНЕНИЕ.

МАЙЯ КИМ. Автор блога «Международная блогопанорама»

— В бизнесе нужно задействовать все возможные рычаги, и если онлайн-журнал может повлиять на развитие бизнеса, то почему бы не открыть блог, и даже не один? Активность блога, безусловно, влияет на реальный бизнес, ведь не зря на Западе есть сайты потребителей, где посетители делятся друг с другом информацией о товарах. Что касается консервативности взглядов в сфере больших денег, то в офлайне действительно нужно соблюдать осторожность и пр. В онлайне успех бизнесмена-блоггера, наоборот, зависит, кроме удобного контента, еще и от степени открытости, продвинутости и того, насколько много о нем знают простые обыватели.

Спрос на секреты успеха «из первых уст» огромен — это главное, что ищут читатели в блогах богачей. Эту ниву щедро засеивает Полонский. Типичная «нетленка»: «Добиться успеха можно, только занимаясь любимым делом. Если не нравится работа — уволься завтра же». И как бы желая на практике подтвердить тот факт, что если кто-то последует этому совету, то ему воздастся, Полонский берет на себя роль божественного провидения. Предлагает тем, кто так сделает, изложить историю у себя в блоге и прислать ему. А он, оценив Поступок, предоставит лучшему из лучших работу в «Миракс». Идею Полонский, похоже, позаимствовал у Дональда Трампа. В реалити-шоу последнего The Apprentice победитель проекта получает должность в компании Трампа и годовую зарплату с шестью нулями.

Деньги уже не любят тишину?

Блоггерство вполне органично и объяснимо вошло в жизнь политиков, звезд шоу-бизнеса, светских львов и львиц. Казалось бы, при чем тут бизнесмены, среди которых преобладают консервативные и осторожные, зачастую скрытные типажи? Секрет прост: блоги в основном заводят именно те из них, кто и ранее был замечен в склонности к эпатажу. Тот же Дональд Трамп всегда тяготел к несвойственному бизнесменам шоуменству.

К тому же он является продюсером и ведущим реалити-шоу «Новичок», а его супруга Иванна курирует шоу, в котором дама средних лет находит молодого партнера. Чичваркин еще до «блогомоды» снискал скандальную славу благодаря попавшим в интернет провокационным письмам к сотрудникам «Евросети» и не менее провокационному рекламному слогану: «Евросеть — цены просто о…еть». А эксцентричность того же Полонского выражается в нестандартной рекламной кампании «Миракс Групп». Пример — рекламный плакат, где под изображением Сергея Юрьевича красуется надпись: «Мстите мне лично, если моя компания вас разочаровала». Из украинских бизнесменов список блоггеров «эпатирующего» типа мог бы дополнить стиль Гарри Корогодского (экс-совладельца торгового центра «Глобус» и совладельца фитнес-клуба «Аквариум»), Андрея Задорожного (соучредителя сети ресторанов «Козырная карта»), Михаила Костельмана (владельца Fozzy Group). Возможно, эти бизнесмены прочувствуют «блогомоду» немного позже.

Элементы шоу и оригинальности в блогах известных западных бизнесменов наиболее присущи Гаю Кавасаки. Он приводит в своих постах показавшиеся ему веселыми или экстравагантными бизнес-идеи. Это и календарь, сделанный по принципу лопающихся пузырьков, и персональный дисплей в контактной линзе (пока из разряда утопий). Баффет умудряется даже в, казалось бы, сухой теме об экономическом кризисе ввернуть эпатаж, советуя инвестировать в… недвижимость на фоне кризиса этого рынка в США.

Главное — не навредить

«Попробовать стоит, даже если получится что-то среднее между чеховской «Жалобной книгой» и продакт-плейсментом»,— считает Александр Дубилет, высказываясь в посте на тему открытия блога. Риск — дело благородное, и Дубилет вместо продакт-плейсмента познакомился с антипиаром. Так, в одном из постов он написал о намерении дать интервью желающим журналистам дистанционно, через систему связи Skype. Заинтересованные нашлись в немалом количестве, однако чем все закончилось, так и не известно, ибо пост был просто «завален» комментариями с жалобами на работу ПриватБанка, так что его главная нить потерялась.

Любой блоггер-бизнесмен через свой блог рискует подвергнуться антипиару. Но не факт, что бизнесмены, а тем более склонные к эпатажу, этого боятся — для них любая реклама хороша. Для Александра Лебедева результатом любви к острословию стало решение суда, обязывающее его выплатить компенсацию морального вреда депутату Госдумы Владимиру Мединскому за то, что в блоге упомянул о его связях с игорным бизнесом. Кроме выплаты 30 тыс. рублей, суд обязал опубликовать в блоге опровержение. Находчивый Лебедев не упустил случая в очередной раз сострить, написав следующее: «Мединский Владимир Ростиславович, не являясь депутатом Государственной Думы, не является главным лоббистом игорного бизнеса, не проталкивал свой законопроект, невыгодный крупным дельцам, не получая за это деньги», и озаглавил пост «Депутат Мединский — не креведко и не Ктулху».

Если негативные последствия блоговедения на виду, то сполна оценить выгоды могут только сами бизнесмены. Они выработали несколько способов получения практической пользы от блогов, среди которых доминируют реклама и PR. Полонский «вытягивает» имидж компании на собственной харизматичности, что несет прямую рекламную нагрузку. Ведь строящееся его компанией жилье покупают люди, и создать лояльность через собственный образ в их глазах будет совсем не лишним. Недавно Полонский «между прочим» пропиарил свой строящийся туркомплекс в Черногории. Использовать блог как канал поиска персонала пытался Чичваркин. Написав в блоге о необходимых ему специалистах, он получает по несколько сотен откликов соискателей. Вывесив на обозрение онлайн-аудитории рекламную кампанию «Миракс Групп» перед ее выходом, Полонский получил мнение потребителей. Сильно ли это повлияло на его решение (не выпускать кампанию в том виде), достоверно не известно, но в ответ на пост одного из комментаторов о предложении «настоящего креатива» Полонский электронный адрес оставил.

Заняты ли сами бизнесмены подсчетом экономической выгоды от ведения блога, они, естественно не признаются. Все как один повторяют мантру, что блог — новый прогрессивный способ общения и это хорошо. Ясно одно — блог они рассматривают больше как инструмент корректировки собственного образа в целом, нежели получения выгоды, более быстро конвертируемой в материальную. А экономия на кадровых агентствах и корпоративном пиаре — скорее сопутствующее явление.

Блоги бизнесменов, рекомендуемые «ВД»






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить
Сила других. Окружение определяет насСила других. Окружение определяет нас
Адаптируйся. Как неудачи приводят к успехуАдаптируйся. Как неудачи приводят к успеху

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)