ИНСАЙТЫ | Интуиция руководителя 24 ноября 2009 г.

Оракул в деловом костюме

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№47, 2009)

Интуицию — удивительное свойство, дающее руководителю возможность принимать быстрые и верные решения в ситуациях неопределенности, — можно и нужно развивать.

Лозунги, зазывающие на тренинг по развитию интуиции, гласят: «Вас никому не удастся обмануть в бизнесе!», «Вы больше никогда не будете проигрывать в казино!», «Вы сможете предвидеть будущее!». Те, кому действительно непросто добиться успеха в бизнесе, отдают мошенникам кровно заработанные, надеясь на чудо. Потому что поверить этим обещаниям могут только люди, напрочь лишенные этой чудесной способности. «Для успешного ведения бизнеса такие критерии, как опыт, удача и интуиция просто жизненно необходимы. Вряд ли есть люди, которые хоть раз в жизни не подключали свою интуицию для решения каких-либо вопросов. Ситуации могут быть абсолютно разного уровня сложности, иметь отношение к различным видам деятельности, но чаще всего интуиция остро необходима в разрешении срочных, сложных и неординарных вопросов», — считает Вера Тамко, руководитель департамента рекрутинга компании Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат — 20 чел.). «Интуиция более применима в ситуациях, когда явной информации недостаточно, но присутствует много догадок и другой непроверенной информации, когда времени на проверку и просчитывание просто нет, но есть опыт принятия решения в похожих ситуациях или знание о подобных случаях», — рассказала Татьяна Пашкина, главный специалист отдела персонала СК «Allianz Украина» (штат — 450 чел.).

Удивительное — рядом

Пожалуй, ни одно другое качество не облачалось в такие мистические покровы. Однако в интуиции нет никакой мистики. «Бизнес-интуиция — это не просто некое врожденное свойство, это коктейль из многих компонентов», — считает Павел Литвин, генеральный директор компании СК «Наста». Первый «ингредиент» — глубокие знания рынка, на котором работаешь, понимание ситуации, вводные для принятия решений. Второй — это умение анализировать, сравнивать, видеть аналогии и схожесть в логике развития ситуаций и процессов. Сюда же можно отнести и умение экстраполировать — корректно переносить опыт, полученный в конкретной ситуации, на случаи, которые могут иметь место в будущем. При этом ошибки менеджеров — зачастую не меньше, чем удачные решения — помогают научиться чувствовать обстоятельства, доверять не только очевидным фактам, но и предугадывать развитие событий. В качестве примера бизнес-интуиции я могу привести продажу «Правэкс-Банка». Сделка была проведена не позднее и не ранее, а в подходящее для продажи время».

«Интуиция зависит и от опыта, и от уверенности в себе, и от особенностей характера — склонен ли руководитель прислушиваться к внутреннему голосу или считает это блажью. Кроме того, некоторая часть интуиции построена на умении руководителя читать и понимать невербальные реакции собеседника. Как говорится, к делу это не пришьешь, но иногда способствует успешному проведению переговоров или, наоборот, пониманию того, что пора ставить точку», — считает Татьяна Пашкина. Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Теребов, руководитель консалтинговой компании «Альтаир» (рекрутинг, кадровый консалтинг, штат — 7 чел.) «Хотя интуицию преподносят как шестое чувство, это не так. Ведь, по сути, интуиция представляет собой продукт осознания ситуации на эмоциональном уровне. Просто нужно быть внимательным к своим чувствам и не бояться анализировать их. Например, после положительного исхода переговоров на душе у руководителя, как говорится, кошки скребут. Что-то не так, а что — непонятно. Можно отогнать эти мысли прочь, а можно попытаться понять — откуда они взялись. И может оказаться, что слова партнеров не совпадали с их невербальными сигналами — жестами и мимикой, в которые они неосознанно вкладывали свои сомнения или несогласие», — поясняет собеседник «ВД». И если в таком случае «руководитель, полагаясь на свою интуицию, принимает решение не работать с данным поставщиком, несмотря на его отличную репутацию на рынке и другие преимущества, впоследствии он оказывается прав, так как данная компания, допустим, по причине реорганизации срывает сроки поставок и подводит своих партнеров», — считает Вера Тамко.

Не ошибиться

Принято считать, что интуиция — это врожденное чувство, и многие люди ошибочно думают, что лишены столь ценного помощника. «Любое качество можно не просто развивать, но и доводить до совершенства, конечно же, путем проб и ошибок. Интуиция должна обязательно подкрепляться опытом в той или иной сфере, знаниями, опытом разрешения аналогичных ситуаций, наблюдательностью и умением слушать и слышать свой внутренний голос. Как правило, первое, что приходит в голову, и называется интуицией, и лучше всего зафиксировать эту мысль, а потом подключить опыт и знания. Хорошо, если оба подхода подскажут одно верное решение, а если нет? Вот тогда и нужно выбирать. Проделав эти комбинации несколько раз — возможно десятки, сотни и тысячи — и получив нужный результат, можно научиться работать со своей интуицией», — рассказывает Вера Тамко.

Однако для тех, кто не готов к самостоятельному поиску своего внутреннего голоса, рынок тренинговых услуг предлагает массу продуктов самого разного качества. В том числе и абсолютно бесполезных. «На тренинги приходят люди разного уровня подготовки. И, несомненно, есть личности, которые рассматривают интуицию как нечто мистическое и ждут именно волшебства. Но программа тренингов должна быть рассчитана таким образом, чтобы человек самостоятельно включался в работу над внутренним миром», — уверена Людмила Гавришенко, психолог, бизнес-тренер.

Поэтому, по мнению г-жи Гавришенко, тренинг по развитию интуиции должен содержать и такие позиции, как проработка внутренних установок человека, которые сформировались с рождения, выведение их из сферы подсознательного и замена негативных установок на позитивные, а также работу с телом с целью снятия психологических зажимов. Определить, насколько полезен или бесполезен может оказаться тренинг, можно и ориентируясь на его программу и характер упражнений (подробнее — см. рис. "Развить интуицию «на три-четыре»"). «Подход к выбору тренинга по развитию интуиции должен быть максимально рациональным. Ведь понятие «интуиция» наполнено для каждого собственным смыслом, а кроме того, определить его эффективность практически невозможно, ведь оценка будет очень субъективной», — утверждает Андрей Теребов.

Развитие интуиции

Передай другому

Ну а что делать, если у руководителя нет ни времени, ни желания заниматься «пустяками», пытаясь наладить диалог со своим внутренним голосом? Г-н Теребов советует в таком случае собрать вокруг себя способных помощников, которые обладают этим качеством от природы. «Иметь профессиональную интуицию совершенно необходимо для всех, в чьи функциональные обязанности входит работа с персоналом: руководителей, специалистов по персоналу, менеджеров по сбыту. Поэтому, выбирая претендентов на вакантные должности, при составлении кейса, стоит включать задания «на интуицию». К примеру, в свое время мне было предложено задание определить профессию, возраст и дать характеристику трем специалистам компании, в которую трудоустраивался. Это происходило следующим образом: в переговорную комнату по очереди заходили эти люди, и я имел право задать каждому один вопрос, не касающийся его личной или профессиональной жизни. Затем оценивалось количество правильных предположений», — поведал Андрей Теребов.

В популярном сериале «Теория лжи» главный герой, специализирующийся на выявлении лживых сведений с помощью оценки малозаметных эмоциональных реакций, выбирает себе помощников, имеющих дар интуитивного определения того, говорит человек правду или лжет. И хотя более традиционная работа не требует таких выраженных талантов, Андрей Теребов советует все же не пренебрегать подобными заданиями. Ведь способность таких сотрудников к мгновенной оценке информации представляет собой весьма ценное приобретение для компании.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гид HBR. Как стать продуктивнееГид HBR. Как стать продуктивнее
Размышления о личном развитииРазмышления о личном развитии
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)