Стив Бланк: Компании используют только «лимоны», то есть непродуктивных работников
Источник: BBI.Report
«Крестный отец» Кремниевой долины рассуждает о природе предпринимательства, скрытых способностях людей, которые запускают стартапы, и объясняет, какое отношение статья, написанная в 1970-х, имеет отношение к текущей ситуации в рекрутинге.
Если бы вы спросили, почему меня всегда привлекали стартапы, а не крупные компании, то я бы ответил: «Я хочу быть боссом самому себе», «Я люблю риск», «Мне нравится гибкий рабочий график», «Я хочу работать над серьезными проблемами, которые имеют значение», «У меня есть видение, и я хочу довести его до конца», «Для меня это была лучшая возможность, и я ухватился за нее».
Мне никогда не приходило в голову, что я тяготею к стартапам, потому что прежде всего я всегда думал о своих способностях, а не о том, какую цену за это мне предложит крупная компания. По крайней мере, не умышленно.
В исследовании «Асимметричная информация и предпринимательство» (Asymmetric Information and Entrepreneurship) эксперты пытаются найти объяснение тому факту, почему некоторые люди предпочитают роль предпринимателя. Вывод авторов таков: «Предприниматели считают, что они лучше того, что демонстрирует их резюме, они понимают, что могут заработать больше денег, уйдя в одиночное плавание. И в большинстве случаев они правы».
Причем авторы статьи не говорят только о предпринимателях, занимающихся высокими технологиями. Они подразумевают всех, кому по душе самозанятость — от продавцов продуктов без диплома о высшем образовании до основателей высокотехнологичных стартапов, окончивших Стэнфорд.
В исследовании приняли участие 12 686 человек старше 30 лет. Авторы отметили следующие особенности:
- Сигнализирование. Когда вы ищете работу, вы «сигнализируете» о своих способностях работодателям через резюме, в котором приводите целый список своих компетенций и карьерные истории. Сигнализирование — это наиболее подходящий термин, описывающий то, как одна сторона (в данном случае тот, кто хочет работать) достоверно передает информацию другой стороне (потенциальному работодателю).
- Способности. Люди предпочитают быть предпринимателями, когда чувствуют, что у них на самом деле больше способностей, чем отражает их резюме, которое читают работодатели. Они предпринимают рискованные попытки стать независимыми, потому что не могут сигнализировать о своей ценности потенциальным работодателям.
- Более высокая зарплата. В целом, когда люди выбирают предпринимательство, они зарабатывают на 7% больше, чем в найме. Это связано с тем, что в компаниях оплата обычно определяется по определенным параметрам (образование, опыт работы, карьерная история и т.д.).
- Менее предсказуемая оплата. Недостаток предпринимательства заключается в том, что в целом заработная плата тех, кто работает на себя, более изменчива. Некоторые делают меньше, чем могли бы, работая в компании.
- Ум. Предприниматели получают более высокие оценки в тестах, определяющих познавательные способности, чем показывают их дипломы. И их познавательные способности выше, чем у тех, кто, если верить дипломам, имеет одинаковые образовательные и рабочие способности.
- Иммигранты и финансирование. Сигнализирование (или его отсутствие) может объяснить, почему некоторые социальные группы, например, иммигранты, с менее заметными «сигнальными признаками» для существующих компаний (неизвестные образовательные учреждения, отсутствие лицензии на практику, непроверяемая история работы и т. д.), тяготеют к предпринимательству. И это объясняет, почему финансирование от семьи и друзей является основным источником инвестиций для стартапов: потому что друзья и семья знают о способностях предпринимателя лучше, чем передает любое резюме.
- Предприниматели откладывают получение формального образования, так как понимают, что их производительность будет выше того прогноза, который рынок может сделать на основе их диплома (в нем нет сигналов для предпринимательских навыков.)
«Лимоны» против «вишни»
В 1970 году Джордж Акерлоф (George Akerlof) написал статью под названием «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм» (The Market for Lemons: Quality Uncertainty and the Market Mechanism). В ней анализировалась модель, которая описывает ситуацию на рынке подержанных автомобилей с асимметричной информацией, и показывалось, как нарушается принцип действия рыночного механизма из-за того, что ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Под асимметричной информацией понимается положение, когда одна сторона имеет больше информации или лучше по качеству, чем другая.
Провокационный вывод, который можно вынести из этой статьи, следующий: асимметричная информация о способностях приводит к тому, что компании используют только «лимоны», то есть непродуктивных работников. Талантливые и более продуктивные выбирают предпринимательство.
Предприниматели точно знают, чего не делают потенциальные работодатели: нигде в резюме они не находят признаки выносливости, любопытства, гибкости, изобретательности, упорства и страстной любви к продуктам. Это означает, что предприниматели, по сути, «вишни», однако их образ сильно контрастирует с тем, что транслирует литература в области социологии. В этой литературе говорится, что предприниматели являются «лимонами» — теми, кто не может найти настоящую работу и не способен на ней удержаться.
Что из этого следует?
Если авторы правы, то способ, которым мы сигнализируем о своих способностях (с помощью резюме, описывающего образование и трудовую биографию), является не только плохим критерием успеха, но и имеет определенные последствия для существующих компаний, стартапов, образования и государственной политики.
Компании
В XX веке, когда компании конкурировали с аналогичными предприятиями, они хотели, чтобы сотрудники помогали им реализовывать текущие бизнес-модели. Причем не имело значения, где эта модель применялась — на сборочном конвейере или при создании программного обеспечения. Компании почти ничего не теряли, когда в процессе рекрутинга упускали кандидатов с предпринимательскими навыками.
В XXI веке компании сталкиваются с постоянными проблемами, и теперь они ищут сотрудников, чтобы помогать им развиваться как предпринимателям. Однако их рекрутинговые методы, которые «ловят» конкретные сигналы, по-прежнему не настроены на определение предпринимательских навыков.
Удивительно, но лучше всего это положение дел олицетворяло не какое-то старое производство, а Google. Издание The New York Times писало о процессе найма, который был принят в компании в то время, когда Марисса Майер (Marissa Mayer) занимала управленческие позиции:
«Чаще всего она полагается на таблицы, графики и количественный анализ в качестве основы для принятия решения, особенно когда речь идет об оценке людей… На недавней встрече с сотрудниками она обратила внимание на средние баллы аттестатов и баллы SAT, чтобы сузить список кандидатов, многие из которых окончили заведения из Лиги Плюща… Один кандидат получил C по макроэкономике. "Это мне не нравится, — отметила г-жа Майер. — Хорошие студенты хороши во всем"».
Это прекрасный пример негативного сигнализирования. Неудивительно, что наиболее успешно, помимо поиска, компания Google проявила себя в приобретении стартапов, а не в развитии внутренних продуктов. YouTube, Android, DoubleClick, Keyhole (Google Maps), Waze запускались и управлялись предпринимателями. Люди, которых Google и Марисса Майер отказывались нанимать, основывали компании, которые они покупали.
Предпринимательство
Результатами исследования «Асимметричная информация и предпринимательство» я поделился с Тиной Силиг (Tina Seelig). Она спросила: «Если школы создают лучшие возможности для того, чтобы сигнализировать о чьем-то потенциале работодателям, приведет ли это к сокращению предпринимательства?». Интересный вопрос.
Представьте себе, что в идеальном мире рекрутеры нашли способ выявлять Стива Джобса, Илона Маска или Ларри Эллисона. Будут ли существующие корпоративные процессы и бизнес-модели подавлять инновационные таланты? Или эти таланты обеспечат крупным компаниям новое возрождение?
Экономический климат
В какой степени сигнализирование (найм персонала только на основе указанной в резюме квалификации) зависит от экономической среды? Можно предположить, что в период низкого уровня безработицы легче получить обычную работу, что приводит к образованию меньшего количества стартапов. Это же объясняет, почему история крупных компаний часто зарождается в периоды спадов. Те, кто не могут получить работу, открывают собственные предприятия. В то же время начинают действовать и другие общественные политики.
В период с конца 1930-х по 1970-е годы ставка налога на доходы физических лиц, зарабатывающих более $ 100 000, составляла 70% и 90% соответственно (налог на прибыль колебался между 20% и 25%). Венчурный капитал процветал, когда налоговые ставки резко упали в конце 1970-х. Душили ли предпринимательство высокие подоходные налоги? И процветало ли оно только тогда, когда предприниматели увидели возможность зарабатывать намного больше денег самостоятельно?
Выход из компании
Некоторые стартапы запускаются людьми, которые уволились из крупных компаний. Это значит, что они не пытались найти работу в корпорации, а наоборот, хотели уйти из нее. Открытие собственной компании может выглядеть привлекательно, когда вы являетесь работником по найму, но суровая реальность, финансовая стабильность, семья — это то, что может сдерживать любого человека.
Так что же мотивирует некоторых людей отказываться от относительного комфорта, стабильного дохода и уходить в свободное плавание? Неужели в основе этого решения все та же причина — компания не ценит их навыки, рассчитанные на инновации, и просто измеряет их производительность? Или есть другие причины?
Предпринимательское образование
Подходит ли предпринимательство всем? Можно ли его преподавать как обязательный предмет? Или это призвание? Ясно лишь одно: увеличение числа новых предприятий приведет к совокупному богатству, если те, кто начинают создавать компании, станут более эффективными в роли предпринимателей.
По материалам "Why Entrepreneurs Start Companies Rather Than Join Them".
Об авторе:
|