ИНСАЙТЫ | Поколение Z 17 июля 2017 г.

Люди Z: Как молодое поколение может трансформировать бизнес

Автор: Катерина Машевская
Источник: журнал "Бизнес" (№16, 2017)

Люди Z: Как молодое поколение может трансформировать бизнес В 1991 г. американцы Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) громко заявили о теории поколений. Ученые выявили в конфликте поколений интересную закономерность — людям с разницей в возрасте в 20 лет сложнее всего общаться между собой. Камнями преткновения могут стать психоэмоциональное отношение к окружающему миру, оценка происходящих событий, внутренний мир.

Более того, у таких людей категорически разное отношение к себе и окружающим. Упомянутая выше теория рассматривает шесть поколений. К первому, названному "Величайшее поколение", относятся люди, рожденные в 1900-1923 гг. Они трудолюбивы, верят в светлое будущее и не рассматривают деньги как нечто ценное.

На "Молчаливое поколение" родившихся в 1923-1943 гг. свой отпечаток наложили войны и репрессии. Для них семья — самая большая ценность, отношение к внешним проблемам — сдержанное. Те, кто родился в 1943-1963 гг., как никто верили в свою страну, эволюцию и светлое будущее, потому что вокруг них зарождалось все новое, даже государства.

Их назвали "беби-бумерами". После них появилось "Неизвестное поколение", или так называемое "Поколение Х". "Иксы" ориентированы на себя, постоянно учатся и самосовершенствуются. Людей, родившихся в 1963-1984 гг., называют карьеристами, они получают несколько образований, в том числе за границей и в бизнес-школах, у них значительно позже, чем у предшествующих поколений, рождаются дети.

Следующее поколение — "Игреки". Их ценности — свобода и развлечения, они не хотят быть похожими на "иксов", считают, что в жизни есть намного больше интересного, нежели сидение в офисе.

Благодаря "игрекам" появилось такое понятие, как "фриланс". Для них в приоритете — мода и кумиры, даже спортом они занимаются, потому что это модно. Это поколение растет и развивается в период тотальной глобализации и свободы.

Проблемы наркомании и алкоголизма — бич этого поколения, некоторые представители которого не могут справиться с той самой свободой. "Игреки" занимаются творчеством, возвели в культ рекламу.

Сейчас миром правит так называемое "Поколение Z". Его эпоха началась в 2000 г., и это поколение вызывает больше всего споров у психологов, социологов, HR-специалистов. Суть противоречий в самих противоречиях. Разброс ценностей у людей Z настолько велик, что сформировать единые характеристики практически невозможно.

Есть теория, что нынешние 16-летние больше всего похожи на людей "Молчаливого поколения", потому что живут в период локальных войн, мирового финансового кризиса, глобализации бизнесов. Молчаливость Z обусловлена еще и активным развитием персональных средств связи, нет необходимости коммуницировать с внешним миром, потому что в своем смартфоне можно создать собственный мир.

Z-карьера

Совсем скоро молодые люди, рожденные в начале 2000-х годов, массово начнут искать работу, а значит, у HR-специалистов прибавится забот. Эксперты утверждают, что новое поколение требует новых способов коммуникации.

Поколение Z отличают осведомленность во многих вопросах и процессах, зависимость от технологий, острая необходимость в похвале и признании заслуг. Для эффективной работы с ними недостаточно поставить четкую задачу, нужна сверхцель, и очень часто индивидуальная.

Стандартные и эфемерные "миссия-визия-ценности компании" на людей Z не производят никакого впечатления, у них свои система измерения и шкала успешности.

В борьбе за успех это поколение использует не самые лучшие инструменты: его представители бескомпромиссны, идут напролом, не считаются с интересами окружающих. Очень часто на этапе знакомства или испытательного срока у них наблюдается скрытая агрессивность, а стремление к доминированию ошибочно принимается за лидерские качества.

Если в качестве руководителя хочется видеть человека, который не любезничает с подчиненными, может "давить", повысить голос, стукнуть кулаком по столу, тогда представитель Z идеально впишется в подобный стереотип.

Если же под лидерством понимать умение работать с командой для достижения общей цели, умение мотивировать, находить подход к каждому сотруднику и создавать из них сплоченную команду, то "молодым" с этим будет справится гораздо сложнее, чем "старикам".

Поколение Z: Что у них в голове

Еще один фактор, который нужно учитывать "эйчарам" в работе с подрастающим поколением, — это смещение вектора в сторону интеллектуальных и творческих профессий. Иными словами, рабочие специальности, где требуется физический труд, монотонность, усидчивость, — не для Z.

Они относятся к работе, как к игре, где якобы "понарошку" можно имитировать, проигрывать разные сценарии.

Вот вам и ответ на вопрос, почему так бурно развиваются фриланс и IT-специальности. Интернет станет самым популярным местом работы. По сравнению с промышленностью виртуальная работа строится по принципу "меньше напрягаться и больше получать".

Борьба со стереотипами

Американская консалтинговая компания Altitude взялась исследовать поколение Z с целью разрушить стереотипы, которые сформировались вокруг него. Эксперты Altitude анализировали поведенческие модели людей поколения Z и выявили несколько закономерностей, которые вполне могут быть конкурентными преимуществами.

Есть мнение, что период концентрации внимания подростков составляет всего 8 секунд. На самом деле молодые люди 16-17 лет живут в период большого потока информации, которую они должны потреблять и отсеивать. Если что-то достойно их внимания, начинаются глубинные поиски дополнительной информации и анализ. Люди Z настроены на поиск того, что стоит их времени; чтобы преодолеть их естественные фильтры, нужен качественный контент.

Итого: мы имеем рекомендацию для маркетологов, как работать с этой целевой аудиторией, — 8 секунд, чтобы привлечь к себе внимание. Для HR-специалиста — это знак того, что если сотрудника "зацепит" идея бизнеса, то он изучит ее максимально глубоко и так же максимально тщательно будет над ней работать.

Следующий стереотип — это зависимость от социальных сетей. Старшее поколение никак не может понять, почему молодежь так много времени проводит в интернете. На самом деле люди Z — самые квалифицированные бренд-менеджеры, потому что выстраивают в сети личный бренд и управляют им.

Им важно получить одобрение своих читателей и зрителей, именно поэтому они часто создают контент на остросоциальные темы и поэтому опять-таки вынуждены глубоко исследовать тему, чтобы быть интересными.

При этом поколение разрывается между двумя силами: желанием быть принятым в соцсети и желанием не позволять соцсетям определять, каким на самом деле должен быть человек. Педагогам и потом "эйчарам" важно примирить эти две силы и дать подростку инструменты самоидентификации.

Почему крупным корпорациям будет сложно работать с людьми Z? Потому что они не хотят погружаться в скучную корпоративную культуру, они открыты новому, готовы рисковать. Иными словами, за ними бум развития различных стартапов.

При этом, в отличие от предыдущих поколений, предпринимательство для Z — это всего лишь способ выживания и зарабатывания на жизнь и базовые потребности.

Им чужда вечная погоня за статусностью и богатством. Как это качество использовать во благо компании? Создавать образовательные проекты, бизнес-акселераторы, различные хабы, в которых люди Z получат необходимые навыки и найдут для себя наставников.

Что дальше

HR-специалисты сейчас однозначно в сложном положении, потому что нынче совместно трудятся представители четырех поколений: "беби-бумеры", X, Y, Z. Лет через пять-семь "беби-бумеров" станет значительно меньше, а значит, в одном корпоративном пространстве останется три самых противоречивых поколения, чьи ценности, подход к трудовым отношениям и к организации рабочего пространства очень различаются.

Поэтому конфликты, непонимание ценностей друг друга, неумение договориться между собой могут привести к внутреннему кризису в любой компании. Чтобы максимально нивелировать возможные риски, компаниям уже сейчас нужно пересмотреть подход к организации работы. Поколение Z — честное и прямолинейное, и чтобы заслужить авторитет в их глазах, нельзя ничего приукрашивать и преувеличивать.

У нынешних подростков очень развита предпринимательская жилка, главное — правильно это использовать. Дайте им возможность возглавить проект и не ограничивайте жестким графиком. Рабочий график с 9:00 до 18:00 — уже давно не инструмент эффективной работы. Для Z показателем их работы является результат, а не протирание штанов в офисе.

Большинство тех, кто сейчас заканчивает школу, точно знают, в какой сфере хотят трудиться, более того, активно потребляют информацию, которая позволит в будущем стать высококлассным специалистом. Поэтому создание при компании школы или курсов для подрастающего поколения может стать настоящим кладезем талантов.

Через три года, а именно в 2020 г., поколение Z завершит свой цикл. О том, что будет дальше, мнения ученых расходятся. Одни считают, что история циклична, а значит, в 2021 г. появятся новые представители "Величайшего поколения", которые будут жить в эпоху войн и затяжного финансового кризиса.

Другие говорят, что 20-летний цикл утратил свою актуальность, и людей Z давно потеснили "Альфа-люди", рожденные после 2010 г. и отличные в своих мыслях, поступках, отношении к окружающему миру. И прежде чем это поколение определится со своим будущим, люди Z будут творить новую бизнес-историю.

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)