Прототип 0.8 и игра на макроскрипке: нетривиальные идеи «Теории U»
Источник: Блог издательства "МИФ"
Ключевой вопрос, который ставит Отто Шармер (Otto Scharmer), автор книги «Теория U» (Theory U): каким должен быть лидер и как ему действовать, опираясь не на то, что есть сейчас, а на будущее, по мере того как оно наступает? Вашему вниманию — полезные идеи из книги для руководителей и лидеров.
Принцип 0.8: потерпи поражение раньше — научись быстрее
В Cisco Systems, компании по производству сетевого оборудования, принцип 0.8 гласит: каким бы долгосрочным ни был ваш проект, вы должны представить первый прототип в течение трех-четырех месяцев.
Необязательно, чтобы он работал. Это не прототип 1.0. Но поскольку это 0.8, нужно показать хоть что-нибудь — то, что еще не готово, но позволит получить обратную связь, которая подвинет вас и проект к следующей, улучшенной версии.
Все прототипы нуждаются в защите, поддержке, питании и помощи. Из биологии мы знаем, что происходит, когда новое встречается с недружественной средой: иммунная система включается и делает то, что ей положено, — убивает. Почему? Потому что новое — другое. Потому что оно угрожает статус-кво. Потому что «не вписывается».
Вот почему плоду нужна матка, кокон, который обеспечит благоприятные условия для роста зародыша. Вы не ходите по полю и не выдергиваете росток каждый день, чтобы проверить, как он там. Вместо этого поливаете его и даете время вырасти.
Семена не ищут прозрачности или публичности. То же самое касается и организаций. Последнее, что нужно, — это чтобы кто-то вас постоянно проверял. Новую идею не запускают посредством официальной речи директора. Нет, начинать надо с малого, тихо и без претензий. С того, чтобы практики разбирались с реальными вопросами.
Игра на макроскрипке
Любое действие руководителя или новатора, а также все, что мы делаем в профессиональной сфере или повседневной жизни, можно совершать как минимум с четырех различных позиций: из центра (я-в-себе), с периферии (я-в-оно), из-за пределов периферии (я-в-тебе), а также с позиции полной проницаемости собственных границ (я-в-нас или я-в-сейчас).
В зависимости от того, с какой позиции мы действуем, наше поведение может иметь диаметрально противоположные последствия и результаты.
Скрипач Миха Погачник описывает кульминацию звучания как «игру на макроскрипке».
«Когда я впервые давал концерт в Шартре, — вспоминает он, — показалось, будто собор выпихивает меня: «Убирайся! — словно говорил он. Просто я был молод и пытался играть как обычно: пиликать. Но потом я осознал, что в Шартрском соборе невозможно просто играть на моем малом инструменте, — нужна макроскрипка.
Маленький — это инструмент, который у тебя в руках, а макро — все окружающее тебя здание. Шартрский собор целиком выстроен по музыкальным принципам. Игра на макроскрипке принуждает и слушать, и исполнять с другой точки зрения, с периферии. Ты смещаешь и слух, и свое исполнение изнутри — за пределы себя».
|