РЕЦЕНЗИИ | Статья по книге 18 января 2019 г.

Джеффри Пфеффер: «Лучшее руководство — это как можно меньше руководства»

Источник: BBI.Report

Профессор Стэнфордской школы бизнеса Джеффри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer), эксперт в области управления, автор книги "Управление с властью: политика и влияние в организациях" (Managing With Power: Politics and Influence in Organizations), рассказывает, какими качествами должен быть наделен руководитель.

Джеффри Пфеффер: «Лучшее руководство — это как можно меньше руководства»

Некоторые критики называют Пфеффера одним из самых циничных экспертов по теме власти. При этом максимально откровенным и полезным.

Вероятно, это связано с тем, что Пфеффер умело комбинирует западный и восточный (а именно древнекитайский) подходы к управлению. А китайский подход в силу наших культурных традиций нам кажется слишком неблагородным, даже откровенно циничным.

В книге «Managing With Power» Пфеффер на многочисленных примерах из мира бизнеса, политики, науки и даже религии показывает, как разные люди используют власть и к чему их приводят злоупотребления. Книга полно и убедительно отвечает на такие вопросы: какие факторы лежат в основе личной власти и влияния, как правильно использовать и укреплять власть и как, наконец, ее не потерять. Советы, примеры из реалий разных стран, удивительные исследовательские находки — книга знакомит читателя с тактикой и стратегией, которые отличают победителей от побежденных.

Пфеффер поражает самобытностью подхода и отстройкой от общепринятых представлений. Например, образ лидера Пфеффера совсем не похож на тот, который рисуют во многих популярных американских книгах.

Каким должен быть лидер?

«С научной точки зрения мало просто изучить примеры личностей, преуспевших в завоевании власти, — пишет Пфеффер, — и на основе этого делать выводы о том, какие качества необходимы для этого. Это так же неправильно, как пытаться выделить принципы эффективного управления на примере исключительно выдающихся и известных компаний».

Согласно Пфефферу, чтобы сделать заключение о том, что то или иное качество действительно необходимо для завоевания власти, следует убедиться, что оно присуще в большей мере тем, кто обладает властью, нежели тем, кто ею не обладает, или же намного чаще у них встречается.

«Исследователи личностных качеств, лежащих в основе власти, часто подчеркивали такие свойства личности, как потребность во власти, успехе и принадлежности к коллективу, — развивает свою мысль профессор. — Мне, однако, эти качества отнюдь не кажутся решающими».

На основе личного опыта, исследований и наблюдений Пфеффер составил список из шести качеств, которые, по его мнению, особенно важны для достижения власти и её удержания.

1. Энергичность, выносливость и физический запас жизненных сил

«В так называемый информационный век логично предположить, — пишет Пфеффер, — что во главе списка личностных качеств, необходимых для завоевания власти и влияния, должны быть одаренность и интеллект, а не физические характеристики — сила, энергия и выносливость. Но утверждать так было бы абсолютно несправедливо. Довольно часто приходится наблюдать, как выносливость одерживает вверх над талантливостью». Пфеффер делает ставку именно на энергию и физический запас сил. Согласно ему, способность и готовность изнурительно работать была присуща многим влиятельным личностям.

2. Способность концентрировать собственную энергию и не тратить понапрасну силы

Влиятельные люди стремятся концентрировать усилия в одном направлении. Это означает, что их энергия не распыляется, а внимание сосредоточено на ограниченном количестве интересов и проблем.

«Умение уделять внимание деталям, — пишет Пфеффер, — крайне важно для реализации задач, и именно этого качества часто не хватает студентам и менеджерам, с которыми мне приходится встречаться. Многие из них чересчур умны, в том смысле, что у них так много ума и такой широкий круг интересов, что они не могут сосредоточиться на одной или хотя бы нескольких вещах».

3. Чуткость по отношению к другим

Быть чутким по отношению к другому человеку не обязательно означает действовать в его интересах. Чуткость, по Пфефферу, — это понимание того, что это за человек, какова его позиция в конкретном вопросе, каким образом с ним лучше всего общаться и как на него влиять.

«Как бы цинично это ни звучало, — пишет Пфеффер, — но чуткость — это умение разделять взгляды других, что крайне важно для того, чтобы получить что-то для себя».

4. Гибкость, особенно в отношении выбора различных средств для достижения собственных целей

Несмотря на то что порой гибкость имеет отрицательный подтекст, это качество необычайно важно для тех, кто надеется завоевать власть. Оно дает возможность менять курс и принимать новые методы работы, а не намертво цепляться за те, которые не работают. Пфеффер приводит в пример Кемаля Ататюрка, про которого говорили, что он мог быстро сменить неудачную тактику на другой подход, а если и это не срабатывало, то на третий. Его цели были стабильными, а тактики — гибкими.

«Гибкость, проистекающая их умения сосредоточиться на конечной цели и способности оставаться эмоционально отстраненным от ситуации, — важное качество для завоевания власти, — пишет эксперт по власти. — Отвлеченно такое качество может нравится не всегда, но обычно нам по душе то, чего можно добиться с его помощью».

5. Готовность при необходимости вступить в конфликт и конфронтацию, иными словами, определенная доля жесткости

Власть обычно используется в конфликтных ситуациях. У большинства людей конфликты вызывают неприязнь и отвращение. Некоторые в таких ситуациях уступают желаниям других. Но Пфеффер утверждает:

«Уклоняясь от конфликта, вы никогда не добьетесь своего. И наоборот, если вы готовы отстаивать собственные взгляды и даже вести себя несколько задиристо, вы во многих ситуациях можете обрести власть, пусть иногда и сиюминутную».

Не спешите прослыть отличным малым. Это не принесет вам пользы. А вот быть человеком, с которым никто не хочет конфликтовать, — наоборот выгодно. Люди склонны уступать таким личностям.

6. Умение забыть о собственном «я», по крайней мере на время, и быть хорошим подчиненным или командным игроком, чтобы заручиться чьей-то поддержкой и помощью

Иногда важно уметь бороться, быть жестким, заставить соперника заплатить за то, что он поступает вопреки вашей воле. Иногда важно уметь создавать союзы, дружеские сообщества и ладить с другими. Люди, умеющие взять в свои руки огромную власть, кажется, обладают особым умением настраивать свое поведение в соответствии с требованием обстановки.

Любой организации свойственны взаимозависимости. Часто они становятся ареной для конкурентной борьбы как между личностями, так и подразделениями. Логично предположить, что качества, связанные с умением аккумулировать поддержку и союзников, например, чуткость, гибкость и способность подавить собственное «я», — очень важные источники власти. Аналогично качества, связанные с умением выживать в конкурентной борьбе, — концентрация, энергичность, выносливость и готовность вступать в конфликты — стоят не на последнем месте в процессе достижения вершины власти. Шесть личностных качеств, предложенных Пфеффером, — нацелены на решение двух ключевых задач влиятельных людей — заручиться поддержкой коллег и одержать верх в конкурентной борьбе.

«Некоторые из этих качеств одобряются обществом больше, некоторые — меньше, но, похоже, все они присущи людям, умеющим получать огромную власть и распоряжаться ею», — отмечает Пфеффер.

Впрочем, личностным качествам профессор уделяет не так много внимания. Он задает вопрос: что же на самом деле дает власть человеку — его личные качества или занимаемый пост в организации. Сам же отвечает на него: занимаемая должность.

Но Пфеффер добавляет:

«Не каждый человек способен извлечь максимум пользы из своего пребывания на удачной позиции в организации и не каждый может воспользоваться ситуацией и правильно использовать сложившиеся обстоятельства».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Начинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целейНачинай с малого. Научно доказанная система достижения больших целей
Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатамНакопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам
Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартноГибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)