Контекстуальная модель, которая поможет сделать идею наглядной для всех
Источник: Блог издательства "МИФ"
Контекстуальная модель — это прекрасный инструмент, который позволяет с максимальной точностью донести мысль до аудитории, подчеркнуть ключевые пункты, защитить свою интеллектуальную собственность и задать систему координат для дальнейшего обсуждения. Широко известны «квадрат планирования» Стивена Кови (срочное/важное), а также пирамида здорового питания, которой пользуются диетологи. Из книги «Внимание самому важному» (Attention Pays) приводим алгоритм, с помощью которого можно сделать свою идею яркой и понятной для всех.
Зачем нужна контекстуальная модель
Удачная контекстуальная модель упрощает даже самые сложные понятия, причем это еще и прекрасный способ привлечь внимание, поскольку благодаря наглядности она легко вписывается в любое изложение. Контекстуальная модель воспринимается одновременно и правым, и левым полушарием мозга. А в коллективе всегда найдутся и логики, и визуалы. Логикам она дает необходимые данные, чтобы принять решение, при этом изображает их наглядно, как требуется визуалам.
Воистину увидеть — значит поверить!
Ниже вы найдете четырехступенчатый алгоритм для создания контекстуальных моделей. Руководители часто просят подобрать схему для организационных рассылок. Предпринимателям бывают нужны модели для уникальных авторских разработок. А автор книги «Внимание самому важному» Нин Джеймс (Neen James) любит устраивать блиц-интервью во время лекций. Очень интересно бывает пригласить одного из слушателей на сцену и забросать вопросами, а потом р-р-раз! — и создать контекстуальную модель для этого человека прямо на глазах у изумленной публики.
У Нина есть невероятно талантливые друзья, например Джадсон Лейпли (Judson Laipply) — знаменитый создатель первого вирусного видеоролика на YouTube «Эволюция танца»; певец и композитор из Нэшвилла Патрик Генри, который выступает на радиостанции Sirius с импровизациями по заказу слушателей — всегда очень меткими и смешными; Джон Петц (John Petz), который сопровождает бизнес-тренинги самыми настоящими волшебными фокусами. У них всегда получается удивить публику. Для тех, кто не умеет петь и танцевать, но тоже хочет вызывать восторг у аудитории, есть волшебный фокус — контекстуальные модели.
4 шага к вспышке интереса
Правильная контекстуальная модель подчеркнет главную мысль выступления, ускорит объяснение, привлечет и удержит внимание слушателей. А как ее создать?
Шаг 1: выберите форму. Какая геометрическая фигура приходит на ум, когда вы думаете об идее, которую хотите донести в своей презентации, учебной программе или продукте, который надо продвигать? Квадрат, круг, треугольник?
Многоступенчатый метод или процесс ассоциируется с лестницей, пирамидой. Его удобно представить в виде треугольника. Если речь идет о соотношениях, подойдет круг (или диаграмма Венна). Может быть, вы хотите сравнить или противопоставить несколько подходов? Используйте квадрат, поделенный на части, или систему координат с осями х и у.
Шаг 2: выберите основную идею. Какую мысль вы хотите донести до слушателей в первую очередь? Не усложняйте модель, перегружая ее лишними деталями: главный пункт должен быть один. Что именно вам нужно сделать — описать метод, продемонстрировать технические параметры, представить ожидаемые результаты? После того как сформулируете основной посыл, будет легче понять, как отобразить его визуально.
Шаг 3: выберите движение. Лучшие контекстуальные модели включают в себя элемент движения, особенно если речь идет о динамических процессах. Движение можно показать с помощью координатных осей х и у, стрелок или даже затенения. Слушатели должны с легкостью определять свое положение на модели и отслеживать желаемый путь.
Шаг 4: выберите слова. Чтобы модель выглядела солидно и убедительно, тщательно выбирайте слова. Какой стиль вы предпочитаете — официальный или разговорный? Чем вы чаще оперируете — глаголами действия или описательными выражениями? У каждого из нас своя языковая палитра, и, применяя ее, мы должны быть последовательными. Употребляйте те слова, что уместны в контексте и понятны слушателям.
В следующий раз, когда вам понадобится представить новую разработку команде или доложить о ходе проекта высшему руководству, попробуйте создать контекстуальную модель. Не исключено, что это вызовет ту самую вспышку интереса, которая нужна для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.
|