РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 23 декабря 2019 г.

Ответ ближе, чем кажется: книга «Вопросы — это ответы» Хэла Грегерсена

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Что, если бы мы могли найти лучший ответ на самую назойливую проблему — на работе, в быту или в обществе друзей — просто изменив вопрос? Исполнительный директор Центра лидерства Массачусетского технологического института Хэл Грегерсен (Hal Gregersen) поговорил с десятком руководителей и креативщиков, и определил, что ключ к их успеху лежит в умении задать другой вопрос. Так родился принцип «Вопрос — это ответ», который детально раскрывает книга «Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни» (Questions Are the Answer: A Breakthrough Approach to Your Most Vexing Problems at Work and in Life). Насколько она хороша, почему так важно задавать правильные вопросы и как в детстве нас отучают от любознательности? Всё узнаете из этой обзорной статьи.

Ответ ближе, чем кажется: книга «Вопросы — это ответы» Хэла Грегерсена

О чем книга

Хэл детально описывает и показывает с разных углов тяжелую задачу формирования культуры вопросов в организации и в нас самих (о том, почему это так сложно, читайте ниже). Зачастую желание и стремление задавать вопросы подавляют в раннем детстве. Позже, в военных организациях и крупных корпорациях вопросы также не приветствуются, ведь они не входят в состав утвержденных правил и процедур.

Чтобы прорваться через эти барьеры, многие организации пробуют создать специальные платформы — например, Brain Trusts в структуре Pixar — которые дают импульс креативности и помогают избежать «слепых пятен». Этим попыткам Хэл также уделяет много времени в книге.

Грегерсен продвигает идею о том, что ключ к получению верного ответа состоит в правильных вопросах. Это одновременно и искусство, и навык. Вопросы могут стать хорошим способом получить важную информацию без разрушения комфорта — как у человека, который задает вопрос (он может бояться выглядеть глупо или задать «неправильный» вопрос»), так и у отвечающего на вопрос человека (он может прийти в ярость от малейшего предположения, что его предложение или ответ может быть неверным).

Так, в книге «Вопросы — это ответы» Хэл рассказывает об основателе фирмы по логистике и транспортировке Aramex, Фэди Гандуре (Fadi Ghandour). Он решил поехать вместе с водителем доставки из аэропорта вместо того, чтобы добраться до места встречи на лимузине. В разговоре с водителем о местных операциях, предприниматель узнал о тех проблемах, которые местное руководство попросту не видело.

Чем хороша книга?

Хэл Грегерсен провел серьезную подготовительную работу перед написанием. В книге даются ссылки на использованные результаты научных исследований. Также в издании можно найти много примеров того, как управленцы использовали искусство вопросов для того, чтобы получить лучшие результаты в работе. Подробнее об этом также можно узнать по сноскам: автор сознательно не перегружал книгу лишней информацией. Это такая база, которую можно усилить и улучшить (если захотите) с помощью публикаций самого Хэла в медиа, видео его выступлений на конференциях и саммитах, интервью предпринимателей со всего мира.

Так, интересным оказался кейс Роуз Маркарио (Rose Marcario). Она начала задавать себе вопросы о развитии карьеры после того, как увидела свое отражение в окне такси, пока стояла в пробке. Позже она уволилась с работы, стала финансовым директором компании Patagonia, и через пять лет поднялась по карьерной лестнице до уровня СЕО.

Приятно, что автор осознает ограничения техники Вопросов. Например, во время кризиса у организаций может не быть времени или возможностей для этой техники. В такой ситуации авторитарное или авторитетное управление будет более подходящим.

Почему так важно задавать правильные вопросы?

Если вы СЕО организации — неважно, какого она размера — ваша главная ответственность это определять, куда идет бизнес и не нужно ли изменить вектор его движения. Проблема в том, что ваша власть и привилегии оставляют вас в неведении об информации, которая может изменить ваши планы и повлиять на решение по развитию организации. Иронично, но чтобы сделать то, что требует ваша позиция топ-менеджера, вам нужно в определенном смысле сбежать с этой позиции.

СЕО Charles Schwab, Уолт Беттингер (Walt Bettinger) называет эту дилемму «вызовом №1 в моей работе». По его словам, у дилеммы может быть две формы:

  • люди говорят вам то, что вы хотите слышать;
  • люди боятся говорить вам вещи, которые, как им кажется, вы не захотите слышать.

Менеджеры на всех уровнях управления сталкиваются с этой проблемой, но наибольший масштаб она принимает в среде руководителей. Проблема СЕО также заключается в том, чтобы получить информацию, запрос на которую они не дали, потому что не знают, какие вопросы нужно задать. Эту проблему описал бывший U.S. defense secretary Дональд Румсфельд (Donald Rumsfeld) в своей речи в 2002 году как «неизвестные неизвестности» («unknown unknowns»). Он обьяснил это так:

«Есть «известные известности»; это то, о чем мы знаем, что мы это знаем. Есть также «известные неизвестности»; мы знаем, что есть какие-то вещи, которых мы не знаем. Но есть также «неизвестные неизвестности» — мы не знаем того, что мы чего-то не знаем. И вот это самая сложная категория».

Хоть Румсфельд и говорил это применительно к военным угрозам, бизнес-угрозы также являются достаточно опасными. Компания может быть ослеплена инновациями и новыми игроками в команде. Случается и так, что лидеры заключают себя в «кокон хороших новостей». Это опасность, от которой спасает умение задавать верные вопросы. Как отметил Илон Маск:

«Очень часто вопрос намного тяжелее ответа. Если ты можешь правильно сформулировать вопрос, ответ становится легким».

Почему мы не задаем вопросы чаще: проблема родом из детства

Главная причина, по которой у многих детей нет привычки задавать вопросы — в раннем возрасте им слишком часто ограничивают это естественное стремление. Навык и желание задавать вопросы утрачиваются. А когда человек дорастает до позиции, где ставить сложные вопросы не только можно, но даже необходимо ради собственного блага и блага окружающих, оказывается, что он совершенно не умеет этого делать.

Любой, кто много времени проводит с детьми, знает, что маленький человек всегда полон вопросов и не боится их задавать. Большинство из них продиктованы желанием что-то узнать и понять, но среди этих вопросов неизбежно встречаются и такие, на которые взрослым отвечать неловко или трудно. И ответы, которые получают дети, работают на двух уровнях: во-первых (если повезло), дают интересующую информацию, а во-вторых, показывают, стоит ли дальше задавать вопросы.

Часто навык задавать вопросы еще сохраняется у ребенка, когда он идет в школу, но первый же контакт с большинством формальных систем образования начинает изживать эту склонность. Тони Вагнер (Tony Wagner) и Тед Динтерсмит (Ted Dintersmith) в книге «Будущие миллионеры» подробно рассматривают этот процесс. Система требует от учителей в первую очередь формальных результатов, и преподаватели большую часть времени «натаскивают» учеников на стандартизованные тесты, заставляя зазубривать как можно больше информации. Вопросы учеников означают досадное промедление в «прохождении» материала, а вопросы учителя, адресованные классу в двадцать-тридцать человек, отнюдь не побуждают формировать и высказывать собственное мнение. Да, учитель часто задает ученикам вопросы, но эти вопросы нужны для того, чтобы проверять, насколько хорошо выучен материал, и заставлять учеников быть внимательными — хотя бы из страха перед вызовом к доске.

Ученые, исследующие проблемы образования, давно отмечают этот дисбаланс. Например, Эдвин Сасскинд в 1960-е годы посещал уроки в начальной школе и подробно фиксировал все беседы между учениками и учителями. Выяснилось, что в среднем за час занятия учитель задает 84 вопроса, а все ученики вместе взятые — только два. Сасскинд подсчитал, что каждый ученик в среднем задает один вопрос в месяц. Еще раньше, в 1942 году, психолог Джордж Фэй наблюдал за 169 учениками старших классов в течение учебного года и получил такой же результат: один вопрос на ученика в месяц. Уильям Флойд обозначил соотношение вопросов учителей и учеников в начальной школе как 95 к 5%.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Год личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другимиГод личной эффективности. Сборник 3. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другими
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей
Год личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собойГод личной эффективности. Сборник 2. Внутриличностный интеллект. Знаю, понимаю, управляю собой

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)