РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 21 февраля 2020 г.

Тайный эксперт: как подсознание помогает нам творить

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Майкл Микалко (Michael Michalko) — один из самых известных в мире экспертов по креативности. Среди его клиентов Microsoft, Ford и Gillette. В третьей книге «Тайный эксперт. Комбинируй, смешивай, создавай прорывные идеи» Микалко, бывший офицер армии США, вновь рассказывает читателям о нестандартных способах мыслить. Его упражнения использовались в ЦРУ для решения военных и политических проблем, а теперь служат эффективными инструментами творческого мышления. Но, в отличие от прошлых книг, «Тайный эксперт» (Creative Thinkering) концентрируется на одном навыке — технике комбинировать не связанные между собой понятия. Именно так, утверждает автор, получаются гениальные идеи.

Тайный эксперт. Комбинируй, смешивай, создавай прорывные идеи (Майкл Микалко)

Почему мы разучились творить

Мы привыкли думать, что некоторые из нас наделены творческим мышлением, другие — нет. Но почему мы не поголовно одарены создавать новое? Ведь в детстве все были творческими людьми. Картонная коробка для взрослого человека всего лишь контейнер, тогда как для ребенка — машина, дом, холст для рисования и целый космический корабль. Будучи детьми, мы создавали миры из подручных предметов, превращая пол в лаву, а окружающих — в героев приключений. Но потом мы пошли в школу.

Именно там, утверждает Микалко, нас обязуют не думать, а озвучивать слова великих мыслителей. Мы не творим, а анализируем опыт прошлого и действуем в зависимости от уже установленных правил. Мы учимся искать не возможности, а методы их исключения. Школьная система прочно укореняет в наших разумах модели мышления, что не способствуют творчеству. Поэтому нас сбивает с толку задачи, что поверхностно похожи на предыдущие, но по сути и структуре отличаются.

Творческие люди терпимы к несоответствиям, диссонансам, двусмысленностям и неуместности. Они рассматривают проблемы с самых разных углов и изучают все переменные в поисках неожиданного. Как они добиваются этого? Творчески мыслящие люди создают новое, комбинируя разнородные предметы и понятия, в результате чего изменяются их модели мышления и появляются новые альтернативы.

Что общего у велосипеда и стиральной машины


Чтобы продемонстрировать технику комбинирования наглядно, Майкл Микалко предлагает мысленный эксперимент:

Объедините четыре пары предметов, чтобы получился новый продукт. Подумайте об их характеристиках, сходствах, различиях:
Ванна… Гамак
Солнцезащитные очки… Окна
Лосьон для загара… Средство от насекомых
Велосипед… Стиральная машина

Из «ванны» и «гамака» появилась детская ванночка с гамаком для младенца. Солнцезащитные очки и окна вместе образуют тонированные окна. Лосьон и средство от насекомых соединились в единый препарат, защищающий и от солнца, и от вредителей. А велосипед и стиральная машина могли бы стать техникой, работающей от энергии человека, который занимается на велотренажере.

Творческие люди создают более свежие комбинации, потому что обычно смешивают объекты, концепции и образы из разных контекстов. Эти предметы логически мыслящие люди традиционно считают не связанными друг с другом. Как доказательства этой теории, автор приводит в пример кейсы известных людей:

  • В XIX веке один мальчик поранился, когда помогал отцу. Он ослеп и утратил возможность читать и писать. Несколько лет спустя друг дал ему потрогать сосновую шишку. Мальчик заметил, что чешуйки шишки разные на ощупь. Он соединил в уме различия чешуек с чтением и сообразил, что так можно создать алфавит из выпуклых точек на ровной поверхности. Так Луи Брайль нашел нетривиальную связь между сосновой шишкой и чтением.

  • Иоанн Гутенберг начал эру информации, наблюдая за работой пресса во время сбора урожая. Чёрный виноград попадал под пластину пресса и оставлял на ней отпечатки. Гутенберг применил эту технику в печатном деле и изобрел первый станок.

  • А Кристофер Шоулз наблюдал за игрой пианиста, когда подумал о том, что одной ноте соответствует одна клавиша. Почему бы не создать устройство, где одной букве соответствует одна кнопка? Так появилась печатная машинка.

  • Щетинки электрической щётки Oral B двигаются в разные стороны; ученые, разработавшие её, вдохновились мойкой автомобилей, где машины трут и мылят разнонаправленными движениями.

Хорошая новость: смешение понятий — естественная для человека вещь. Мы общаемся метафорами: рукав бывает у одежды и реки, острым может быть и ум, и нож. Мы постоянно проводим аналогии между понятиями и явлениями. И хотя вернуться в беззаботное, наполненное фантазиями, детство без машины времени невозможно. Зато развить утраченную возможность комбинировать разные понятия доступно каждому из нас.

Кто же этот «тайный эксперт»

В 1970-х Фрэнк Вильчек из Института перспективных исследований в Принстоне сообразил каким образом ядра атомов держатся вместе, сделав одно из редчайших открытий в научном мире. Момент откровения наступил, когда он обдумывал совершенно другую задачу — иную силу природы. Внезапно его осенило и неудача в одной области обратилась открытием в иной.

История Вильчека стала ещё одним подтверждением, что идеи необходимо обрабатывать не только аналитически, но и с помощью творческого подсознания. Но иногда размышления над текущей задачей нужно отложить и поработать над чем-то другим.

Ученые-когнитивисты заметили, что люди на 33% чаще склонны находить связь между изолированными друг от друга идеями после инкубационного периода. Наше подсознание, тайный эксперт креативности, берется за дело, когда мы забываем о логике.

Представьте мысли в виде атомов, висящих на крючках по бокам вашего разума. Когда вы думаете о каком-то предмете, некоторые думы высвобождаются и начинают двигаться в подсознании. Чем дольше вы размышляете над проблемой, тем больше мыслей приводите в хаотичное движение. Подсознание никогда не спит. Когда вы перестаете думать о предмете и решаете его забыть, мозг продолжает работу. Мысли продолжают сталкиваться, объединяться и создавать новые ассоциации.

Как помочь тайному эксперту комбинировать старое в новое и уникальное? Вот несколько техник:

  • Собирайте интересные штучки. У многих творческих людей есть привычка собирать и хранить интересные вещи и использовать выбранные наугад предметы для поисках оригинальных идей. Среди них Макс Планк, создатель квантовой теории, который собирал рисунки, статьи, цитаты, стимулирующие воображение.

  • Используйте визуальные стимулы. Выберите наугад две-три фотографии, в которых нет ничего общего с вашей проблемой. Опишите все ассоциации, связанные с каждой: чувства, образы, слова. Записывайте даже самые абсурдные. А потом попытайтесь соединить их так, как в мысленном эксперименте выше.

  • Прогуляйтесь. Найдите в своей квартире, офисе или парке неподалеку четыре-пять предметов, которые вас заинтересовали. Если это улица, то такими могут быть галька, дети на площадке, маленький пес на поводке, фонтан, птица на ветке. Изучите их, опишите характеристики и попробуйте устроить мозговой штурм.

Не беспокойтесь, что мозг не сможет найти взаимосвязи. Когда мы не видим прямую аналогию, мозг пытается осмыслить два несвязанных между собой предмета, выуживая из подсознания наиболее оригинальные и интересные идеи.

До сих пор точно неизвестно кто изображена на портрете «Мона Лиза». Существует гипотеза, подтвержденная анализом записных книжек мастера, что лицо самой известной женщины в мире — комбинация самых прекрасных, по мнению художника, лиц.

Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Мы привыкли считать, что гениальность — продукт божественного озарения. Но на самом деле ключ в нашем творческом мышлении. Именно его и предлагает развивать Майкл Микалко в книге «Тайный эксперт». Она полезна не только работникам креативной сферы — маркетологам, авторам, дизайнерам — но и всем, кто создает новое на работе, или творит в свободное время. Вполне возможно, что бюрократия академического образования — последнее, что мешало вам вписать себя в ряды гениев.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Зарабатывайте столько, сколько вы стоитеЗарабатывайте столько, сколько вы стоите
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)