Как научить свою команду действовать в конфликтных ситуациях
Источник: Блог издательства "МИФ"
Чтобы достичь стабильности в коллективе, необходимо понять, что конфликты — это признак работоспособной и эффективной команды. Если в вашей команде их совсем нет, это может быть признаком упадка мотивации или халатного отношения к работе. В действительно здоровых командах всегда есть конфликты. Не все руководители готовы принять это. Поговорим о конфликтах в команде, а поможет нам книга Тодда Генри (Todd Henry) «Укрощение тигров» (Herding Tigers) с тактическими советами для лидеров.
Правила честного сражения
Очень важно добиться того, чтобы все члены команды с самого начала одинаково трактовали правила поведения в конфликтных ситуациях. Когда спор разгорится, приостановить его, чтобы уточнить правила, крайне сложно, и вполне может произойти то, что повредит отношениям в команде. Иногда одного несправедливого замечания или слов, демонстрирующих пренебрежение к чувствам другого, достаточно, чтобы разрушить атмосферу в команде на долгое время. Поэтому старайтесь регулярно напоминать людям о правилах честного сражения, чтобы они ни для кого не стали неожиданностью.
Нарушение правил непременно должно повлечь определенные последствия
Если вы говорите подчиненным, что конфликты в команде будут решаться честно, но при нарушении правил одним из участников ничего не происходит, люди утратят к вам доверие и отношения в команде испортятся.
Спорьте об идеях, а не о личностях
Если вы наняли именно тех людей, какие вам нужны, в вашей команде должны одновременно присутствовать самые разные идеи о том, какой курс предпочтителен в работе над проектом. Они будут конфликтовать друг с другом, поэтому разрешите людям спорить и отстаивать свое мнение. Но очень важно не допустить перехода на личности. Такие конфликты могут нанести команде непоправимый вред, и ваша задача как руководителя — обеспечить, чтобы каждый спор был о чем-то, а не о ком-то.
Например, «Это опасная идея, потому что она не учитывает важнейших фактов» не то же самое, что «Вы постоянно упускаете важные факты, а ваша идея опасна». Добейтесь того, чтобы ваши подчиненные спорили об идеях, а не о личностях.
Ищите достоинства; не ограничивайтесь критикой
Ничего не поделаешь, но некоторые идеи действительно ужасны. Иные заставляют вас усомниться в том, что человек, который их излагает, в здравом уме. Но в долгосрочной перспективе качество идей меньше влияет на здоровье команды, чем отношение к ним. Вы, конечно, не должны приветствовать и поощрять бездарные задумки, но стоит ввести правила относительно того, как их критиковать, чтобы не разрушить командный дух.
Каждому наверняка доводилось участвовать в совещаниях, в которых кто-то нещадно критиковал любую новую идею, не предлагая ничего конструктивного взамен. Такое поведение негативно влияет на командный дух и в итоге сводит на нет все усилия. Это недопустимо.
Требуйте предлагать конструктивную критику, а не только разносить в пух и прах чужие идеи
Часто всем ясно, что идея плоха, но ничего лучше пока никто не высказал. Тогда заменить неудачную задумку нечем. Команда должна выработать подход, при котором в идее сначала ищут достоинства и только потом отбраковывают ее из-за существенных недостатков. Когда команда использует подобный подход, это позволяет ей обозначить элементы идеи, которые могут быть полезны, и в то же время недвусмысленно показать, что в нынешнем виде она неприменима. Вы можете обсудить, почему идея не работает, а не безапелляционно ее отметать.
С самого начала обозначьте свои цели
В начале дискуссии все члены команды должны договориться, что конечный успех проекта куда дороже личных результатов. Каждый обязан сделать всё от него зависящее, чтобы выбранная командой идея была доведена до ума, независимо от того, кому она принадлежала. Иначе у людей возникают обиды, иногда они объединяются в группы внутри команды, а кто-то порой решает использовать отношения с коллегами для продвижения своей идеи.
Как только на горизонте замаячило разногласие, напомните команде, что все должны стремиться к общей цели и все мнения необходимо учесть, прежде чем принять окончательное решение.
Но какой бы вариант вы ни выбрали, наверняка кто-то будет недоволен. Поэтому крайне важно, чтобы подчиненные рассматривали проект не как личный, а как коллективный вызов. Всё это звучит куда проще, чем есть на самом деле. В разгар конфликта амбиции участников, идеи, личностные качества и приверженность той или иной точке зрения могут смешаться, и в итоге начнется побоище. Именно поэтому важно установить правила в «мирное» время, а не мучиться с ними в разгар войны.
|