Детали, возможности, подготовка: принципы управления от Тима Кука
Источник: Блог издательства "МИФ"
Когда в 2011 году Тим Кук (Tim Cook) стал CEO Apple, перед ним стояла высокая планка. Компания — одна из крупнейших и самых передовых в мире — только что потеряла своего гениального основателя Стива Джобса. И сам Джобс, и его детище стали больше, чем просто легендой, и знатоки предрекали компании катастрофу после его кончины.
Однако критики ошиблись. Дела в Apple идут превосходно. Работа Кука в Apple уже стала бизнес-легендой: именно Кук сделал Apple первой на планете корпорацией стоимостью триллион долларов. Рассказываем о некоторых методах его работы, описанных в книге «Тим Кук. Гений, который вывел Apple на новый уровень» (Tim Cook: The Genius Who Took Apple to the Next Level).
Поток вопросов
Хотя Джобс и Кук много лет работали вместе, это были люди очень разные — не только по поведению и темпераменту, но и по стилю управления. Джобс мог в лицо назвать (и называл) подрядчиков Apple «идиотами», если у тех не получалось обеспечить своевременную поставку микросхем. Тим Кук редко повышал голос, зато неустанно занимался проблемой и мог вымотать бесконечным потоком вопросов.
Вопросы помогали Куку вникнуть в предмет и убедиться, что сотрудники знают, что делают
И это работало: персоналу приходилось всегда быть наготове и помнить об ответственности. Люди знали, что в любое время руководитель может их вызвать и попросить что-то пояснить.
«Он задаст тебе десять вопросов», — говорит Стив Дойл (Steve Doyle), который пришел в операционный отдел Кука в декабре 1998 года. — «Если ответишь правильно, он задаст еще десять. Через год он начнет задавать тебе девять вопросов. Но ошибись хоть в одном, и получишь двадцать вопросов, а потом тридцать».
Философия «мы можем»
Несмотря на подчеркнутое внимание к деталям и решению проблем, Кук доверял своим сотрудникам и побуждал их действовать самостоятельно. Он распространил философию «мы можем»: «возможно все, давайте постараемся, давайте подойдем творчески, давайте попробуем решить вопрос, ведь мы можем это сделать». Чтобы завоевать уважение и высокую оценку Кука, сотрудники должны не только всегда знать правильные ответы на его вопросы.
Нужно показать, что ты готов сделать еще несколько шагов — иногда в буквальном смысле
Вот классический пример жесткого стиля Кука. На совещании по поставкам возник вопрос в отношении одного китайского производителя. «Все очень плохо, — сказал Кук. — Кто-то должен поехать в Китай и разобраться с ситуацией на месте». Совещание продолжалось еще полчаса, после чего Кук прямо посмотрел на Сабиха Хана — директора по ключевым операциям — и убийственно серьезным тоном спросил: «Как, вы еще здесь?»
Хан немедленно встал, покинул совещание, поехал в аэропорт и заказал билет в Китай в один конец. Он даже не заехал домой взять смену белья.
Главное — подготовка
Кук относится к Apple как к спорту. Работа была и остается для него разновидностью тренировки на выносливость — и это проявлялось во всем, вплоть до короткой стрижки, напоминавшей одного из его кумиров, велогонщика Лэнса Армстронга. На одном совещании операционного отдела Кук показал слайд со словами этого спортсмена:
«Я не люблю проигрывать. Я просто презираю поражения».
Кук сравнил работу со спортом и в речи, которую произнес в Обернском университете в 2010 году — за год до того, как стал главой корпорации Apple.
«В бизнесе, как и в спорте, подавляющее большинство побед предрешено еще до начала игры. Мы редко властны над тем, когда появятся возможности, но мы можем повлиять на свою подготовку».
Одержимость Кука подготовкой стала ключом к его успеху в Apple.
|