Как оценить идею проекта и свои силы
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
Кому-то приходилось смотреть телепрограммы формата ВВС "Логово драконов"? В них люди, ищущие инвесторов, представляют свои проекты, а группа экспертов-бизнесменов в течение нескольких минут оценивает предложение. В результате кто-то уходит из студии с новым партнером, а кто-то — с обидой и без денег. Меня всегда поражала логика потенциальных инвесторов и скорость, с которой они оценивают коммерческую эффективность проектов из совершенно разных областей. В этой книге Джеймс Каан, который провел четыре сезона в качестве эксперта "Логова драконов", подробно рассказывает, как инвестор оценивает проект и каким образом новичок может оценить его сам — пусть не за 20 минут, но за семь дней.
Название книги "Мой первый бизнес. Как оценить идею проекта и свои силы" в переводе куда больше соответствует ее сути, чем оригинальное — "Start Your Business in 7 Days". Автор действительно рассказывает, каким образом можно открыть свое дело за неделю — от оценки идеи до регистрации и празднования открытия, включая поиск первого заказа и денег. Но, в отличие от большинства изданий из разряда "как заработать первый миллион", автор предлагает читателю для начала задуматься: действительно ли ему это нужно, чем он готов пожертвовать ради заработка.
Нужно отдать должное автору и переводчику: язык книги — это не вещание бизнес-гуру, скорей — рассказ более опытного товарища. Это вполне в духе Каана, который не считает необходимым для успеха "сверхагрессивный" стиль ведения бизнеса. Внешняя мягкость и доброжелательность не помешала ему "сделать себя": начав с нуля, Каан с 1985 года занимается созданием, раскруткой и продажей самых разных компаний. В 2003 году он учредил компанию прямого частного инвестирования Hamilton Bradshaw. Сейчас в ее "портфолио" больше 40 компаний — от рекрутерских до девелоперских — с оборотом больше £400 миллионов.
Каждая глава — "день" — посвящена поиску ответов на вопросы: подходит ли идея для создания бизнеса? будет ли она работать? как собрать команду? На мой взгляд, семь дней, о которых говорит Каан как о необходимом и достаточном сроке для запуска бизнеса, это, конечно, преувеличение. Точнее, преуменьшение. Поскольку часть вопросов, на которые требуется ответить — в первую очередь себе, а во вторую — инвестору, потребуют от новичка куда больше времени.
«Великих идей тысячи, но, если маркетинговый план слабый, вам придется бороться за выживание»
|
Каан предлагает читателю определиться — что ему нужно от жизни? Какой образ жизни для него комфортен? Его любимая идея — это хобби или все-таки коммерческое хобби? К этой категории Каан относит, к примеру, мелкую торговлю антиквариатом. Либо предполагается "масштабируемый" бизнес? В конце каждой главы автор предлагает вопросы, на которые должен ответить себе начинающий предприниматель; эти же вопросы и советы собраны в конце книги.
На первом этапе — этапе оценки идеи и проекта — автор предлагает минимизировать вложения. В частности, Каан весьма скептически относится к традиционным "средствам защиты" идей и продуктов, в частности, патентованию. Не будьте параноиком! — призывает автор. Чем большему числу людей вы расскажете о вашей идее, тем выше вероятность получить полезную информацию и избежать лишних расходов, если ваша идея — товар или услуга — никому особо не нужны.
«Ваша идея не обязательно должна быть "уникальной". Вам не надо менять мир. Самые успешные идеи часто просты, но предусматривают гениальные и нестандартные подходы к уже существующим методам ведения бизнеса: это позволяет делать все быстрее, лучше, дешевле и намного легче. Вам необходимо отыскать свою "наживку", привлекающую покупателей»
|
Один из способов проверки коммерческой жизнеспособности идеи крайне любопытен. К примеру, Каан предлагает представить потенциальному покупателю (закупщику) еще не существующий товар с помощью фотошопа, и поинтересоваться — по какой цене он готов это закупать. А затем считать, что называется, от противного. Если выяснится, что после вычета расходов на транспортировку, содержание офиса и т.п. остатка не хватит для оплаты производства, ясно, что с идеей лучше попрощаться. С другой стороны, если выяснится, что по деньгам можно уложиться, — быстрей беги к закупщику и получай первый заказ. Именно наличие реального заказа — главный аргумент при поиске средств для запуска бизнеса.
Каан призывает новичков не жадничать. Аргументы просты: никто не может одинаково хорошо заниматься продажами, производством, финансами… Значит, потребуются люди с теми навыками, которых нет у вас. Конечно, можно нанять сотрудников на фиксированный оклад, но они никогда не будут работать так, как партнеры, заинтересованные в прибыли. Что лучше? Владеть 100% капитала, делать всю работу самому и выходить на оборот в 1 млн. или оставить себе 60%, найти партнеров-профессионалов, дать каждому по 10% и выйти на 5 млн.? Конечно, второе.
Автор не скрывает: при анализе идей случаются ошибки. Так, в свое время эксперты отказали в инвестициях людям, которые хотели производить чемоданы для детей. Сейчас "Транки" — компания с многомиллионным оборотом, а детей со смешными чемоданами-зверушками можно встретить по всему миру. Эксперты — не истина в последней инстанции; главный эксперт — рынок.
«Наберитесь духу сказать себе: "Я этим заниматься не буду" еще на раннем этапе, и переходите к другой идее, которая с большей вероятностью окажется работоспособной. Благодаря этой решимости вы сэкономите массу времени, сил и нервов»
|
Это очень человечная книга. Я бы сказала, — доброжелательная. Чем раньше наступит крах, тем лучше, — уверен Каан. И объясняет: это позволит свести к минимуму убытки. У оставшихся появится шанс войти в число тех 10% стартапов, которым удается выжить.
Опыт Каана в прямом инвестировании огромен, и в книге он им охотно делится — на примерах участников "Логова драконов", знакомых и даже родственников. Это делает ее полезной для начинающих инвесторов. А вообще… книгу стоит прочесть каждому, кого посетила мысль, что пора делать "что-то свое".
|