РЕЦЕНЗИИ | Статья о книге 27 июня 2012 г.

Краудсорсинг как горючая смесь для революции в любой отрасли

Автор: Наталья Бокарева
Источник: BFM.ru

Хотите, чтобы ваши клиенты помогли в разработке нового продукта? Ищете дизайнера, который переделает ваш логотип? Обратитесь к «толпе», убеждает в своей книге Джефф Хау в своей книге «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса».

Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса (Джефф Хау)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Пытаетесь привлечь внимание к вашему бизнесу? Не удается разработать специальный краситель с заданными свойствами? Обратитесь к «толпе» — и обретете гораздо больше, убеждает в своей книге журналист Джефф Хау в своей книге «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса», вышедшей на русском языке в издательстве «Альпина Паблишер».

«Толпа» мудра, креативна и потрясающе продуктивна. Кроме того, механизм ее работы представляет собой пример меритократии, в которой побеждают достойные, пол, возраст, раса, образование, опыт работы больше не имеют значения. Достижения добровольцев не только не уступают лучшим достижениям крупнейших корпораций, но зачастую превосходят их. Подключение «толпы» энтузиастов к решению различных задач через Интернет и есть краудсоринг. Этот эффективный механизм, с помощью которого талант и знания находят применение там, где они востребованы, давно используют такие компании, как Procter & Gamble, Wikipedia и Linux.

«Объем знаний и способностей, рассеянных среди многочисленных представителей рода человеческого, всегда изрядно превосходил нашу способность оптимально использовать этот бесценный потенциал. В результате, не найдя применения, он сохнет на корню», — сетует Хау, отмечая, что у «миллиарда» — такова приблизительная нынешняя численность «толпы», то есть количество людей, подключенных к Интернету, — может быть от 2 до 6 млрд. часов свободного времени каждый день. Это действительно огромный ресурс.

Краудсорсинг ставит провокационный вопрос: а что если решение наших великих проблем вовсе не требует пристального рассмотрения, ибо это решение уже где-то существует и просто ждет, чтобы его обнаружили в сложных переплетениях живой человеческой сети?

Начало краудсорсингу было положено движением за открытые исходные коды в программном обеспечении. Разработка операционной системы Linux доказала, что сообщество единомышленников способно создать лучший продукт, чем гигантская корпорация типа Microsoft, резюмируется в книге Хау. Открытые исходники обнаружили фундаментальную истину о человечестве: зачастую правильно организованный общественный труд оказывается более результативным, чем труд корпоративный. Сегодня эта модель получает все большее распространение.

Клиентами краудсорсинговой компании InnoCentive из штата Массачусетс являются компании из списка Fortune 500, например, Procter & Gamble, DuPont, BASF. Когда их внутренние подразделения, занимающиеся исследованиями и разработками, не справляются с решением тех или иных задач, они отдают эти задачи на рассмотрение 140 тысяч ученых из более чем 170 стран мира, которые регулярно просматривают страничку InnoCentive в поисках работы.

InnoCentive и другие подобные проекты дают возможность наглядно продемонстрировать, как работает параллельный источник трудовых кадров, который беспристрастно черпает ресурсы из всемирной базы талантливых кадров, стирая барьеры для участия и обеспечивая доступ к интеллектуальному богатству многих стран и регионов. И хотя подразумевается, что компании-«охотники за головами», обращающиеся на InnoCentive, по идее, должны оставаться анонимными, одна из участниц позже выяснила, что патент на ее изобретение оформила компания Procter & Gamble, указав ее в качестве изобретателя. За свою блестящую «победу на кухне», в домашней лаборатории, участница получила 30 тысяч долларов.

Исследование Массачусетского технологического института (MIT) показало, что из зарегистрированных участников на InnoCentive более успешными являлись те, кто имел меньше практического опыта в соответствующей области. То есть химики отлично справлялись с задачами в области биологии, и наоборот. Ценнейшим качеством «людей со стороны» является свежий взгляд на проблему.

«Сила InnoCentive в разнообразии интеллектуального фона», — считает Карим Лакхани, преподаватель технологий и инноваций в MIT.

Лакхани сделал интересный вывод: оказывается, в 75% случаев победителям краудсорсинговых задач уже априори известны решения. То есть проблемы, которые зачастую заводят в тупик лучших корпоративных ученых, не требуют неимоверных прорывных интеллектуальных усилий самых талантливых новаторов; все, что необходимо, — это разнообразие мыслей. Что лишний раз подтверждает вывод экономиста Фридриха фон Хайека: прогресс зависит не от получения новых знаний, а от эффективного использования уже имеющихся.

Механизм работы краудсорсинга Хау, в частности, иллюстрирует на примере конкурса программистов, организованного в 1999 году компанией Mathworks, известной по MATLAB. Конкурсантам разрешалось использовать коды других участников с условием, что будет найдено лучшее решение задачи. Каждый раз, когда поступало новое решение, его учитывали, оценивали и вывешивали на веб-сайте. Каждый участник мог видеть полные программные коды конкурентов, копировать их, вносить свои поправки и улучшения, даже самые незначительные.

Уловка организатора приводила к тому, что предложившим самый эффективный алгоритм, а стало быть, и победителем конкурса мог оказаться человек, изменивший всего несколько строк в уже представленном кем-то коде. «По сути Mathworks поощряла среди своих участников «кражи» ПО для получения наилучшего результата», — комментирует Хау. С каждым следующим улучшением алгоритма очередной «свергнутый с пьедестала» потенциальный победитель пытается восстановить свое первенство и добавляет в продукт свое улучшение. Один из организаторов назвал конкурс MATLAB «заразным сотрудничеством». Другой экспериментатор от краудсорсинга говорил о «соперническом сотрудничестве».

«Выдающимся аспектом конкурса MATLAB стало то, что в нем интеллектуальную собственность выставили на общественное обозрение, сделали из нее продукт неоднократного использования, и это оказалось необычайно эффективным методом решения поставленной задачи», — комментирует Хау. С момента своего первого проведения в 1999 году конкурс стал проводиться регулярно, дважды в год. Организаторы отмечают, что в среднем алгоритм, полученный в конце конкурса, превосходит первоначальный вариант в тысячу раз.

Для решения такого рода объемных задач и выработки прогнозов усилиями коллективного разума «толпа» должна быть, с одной стороны, разнородной, а с другой — подкованной в определенной области, будь то наука или фондовый рынок. И внутри этой «толпы» не должно быть взаимодействия (участники конкурса MATLAB не столько консультировались, сколько воровали друг у друга идеи, но их взаимная изоляция позволяла сохранять разнообразие).

Краудсорсинг в креативной работе, в создании контента, напротив, обычно связан с культивированием крепкого сообщества, состоящего из людей, глубоко и всерьез привязанных к своему делу и, что важнее, друг к другу. Поскольку краудсорсинг избегает традиционных форм компенсации — как правило, финансовых вознаграждений не существует, или они номинальные, — именно социальное окружение создает контекст, в котором имеет значение сама работа.

Для компаний стимулы использования краудсорсинга очевидны. В идеале они получают бесплатную или почти бесплатную преданную рабочую силу, выполняющую ключевые функции, будь то расследование правительственных злоупотреблений или разработка нового дизайна футболок.

Но краудсорсинг — это не манна небесная: сообщества сложно построить и еще сложнее удержать. Это требует от менеджеров поиска путей, отличных от стандартного бизнес-протокола. Взамен регулярной зарплаты людям необходимо чувствовать, что они являются собственниками своего контента. Это часто означает, что компания должна гибко подходить к интеллектуальной собственности, заключая договоры об отчислении авторских комиссионных. У участников сообщества развивается чувство собственности в отношении самой компании. А это значит, что надо сделать для них открытым процесс принятия решений — горькая пилюля для любой фирмы, работающей на высококонкурентном рынке. Но это единственный путь.

Сообществам нельзя указывать, их можно только направлять. Необходима прозрачность: честность воспитывает доверие. Стоит только участникам предположить, что их используют или эксплуатируют, и они уйдут на другой сайт, скорее всего, к конкуренту, предостерегает Хау.

Как бы то ни было, составляющие краудсорсинга: низкая стоимость производства, избыток невостребованного творческого потенциала, а также развитие сообществ энтузиастов-единомышленников — горючая смесь, способная спровоцировать революцию в любой отрасли.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Создайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделятьсяСоздайте личный бренд. Как находить возможности, развиваться и выделяться
Год личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллектГод личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллект
Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победуМиф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)