РЕЦЕНЗИИ | Статья о книге 3 января 2013 г.

Почему некоторые компании никогда не сдаются

Автор: Нана Альгарад
Источник: Searchengines.ru

Как гибнут великие. И почему некоторые компании никогда не сдаются (Джим Коллинз)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Как-то раз один известный ученый — эксперт в области управления — написал книгу. Речь шла о специфике великих компаний с многолетней историей, успешно переживших не один кризис. В основе лежал анализ статистических данных. Читающему народу понравилось. Спустя несколько лет эксперт опубликовал новое исследование, по сути — рекомендацию: как обычной компании перейти в ранг великих. А спустя еще несколько лет с изумлением обнаружил, что «великие», «построенные навечно» компании сыплются на глазах…

Как человек с тяжким мехматским прошлым, я бы считала, что проблема либо в методике, либо в данных, либо в их интерпретации, и все это нужно пересматривать. А Джим Коллинз — автор бестселлера «От хорошего к великому», «Построенные навечно» (суммарный тираж — 35 млн. экз.) — написал еще одну книгу. Используя те же подходы.

Автор книги «Как гибнут великие. И почему некоторые компании никогда не сдаются» — преподаватель Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета, на его счету 6 книг в области управления и корпоративной истории. Четверть века Коллинз изучает компании и работает с высшим руководством корпораций в разных отраслях.

Это издание — литературная версия отчета основанной Коллинзом Лаборатории управления в Боулдере (Колорадо, США). Книга была написана в кризисном 2008 году, но работа над темой началась тремя годами раньше, когда приближение экономического кризиса совершенно не было очевидно.

Справедливости ради, редкую книгу на бизнес-тематику читаешь как хороший детектив — не отрываясь. «Как гибнут великие» — из их числа. Собственно, она представляет собой своего рода расследование, в котором автор пытается найти признаки саморазрушения и симптомы грядущего краха крупнейших компаний, которые проявлялись задолго до него. На мой взгляд, это куда полезнее бесчисленных «историй успеха». Примерно так же, как инструкция «как избежать опасности на дороге» полезней вдохновенного рассказа «как Вася купил самолет».

«Цель нынешней работы — предложить читателям научный анализ механизма упадка великих компаний, даже тех, которые казались несокрушимыми, чтобы у руководителей было больше шансов избежать столь трагической судьбы», — пишет Джим Коллинз.

Следуя отработанной методике, автор анализирует судьбу 11-ти компаний, когда-то — гигантов, лидеров отраслей, которые, казалось, будут жить вечно. На момент исследования большинства из них уже не существовало вообще или как самостоятельных единиц. Он сравнивает их с десятком компаний-аналогов, продолжающих вполне успешное развитие. Анализу подверглись пары Addressograph и Pitney Bowes, Ames и Wal-Mart, Bank of America и Wells Fargo, Circuit City и Best Buy, HP и IBM, Merck и Johnson & Johnson, Motorola и Texas Instruments, Zenith и др.

Автор рассматривает исключительно внутренние причины падения, поскольку внешние влияли и на те компании, которым удалось выстоять.

В результате Коллинз выделяет пять стадий в поведении великих компаний, которые привели их к гибели. Это, в порядке очередности, высокомерие, порожденное успехом, неконтролируемое стремление к большему, отрицание риска и опасности, попытки спастись, капитуляция перед кризисом или гибелью.

Коллинз много внимания уделяет сравнению личных качеств лидеров — СЕО успешных компаний и переживших падение. В первом случае он отмечает скромность, самоотдачу, стремление учиться, отказ от показухи, подход к подбору команды. «Правильный» человек для успешной работы — человек, разделяющий ключевые ценности компании, человек, который будет не «ходить на работу», а «нести ответственность».

Заканчивает автор на высокой ноте:

«Гибели компании можно избежать, если вовремя обнаружить опасные признаки, — пишет Коллинз. — И пока вы не оказались на пятой, фактически гибельной стадии (капитуляция перед кризисом — авт.), этот упадок можно остановить».

На примере компании Xerox он показывает, каким образом из положения, которое выглядит катастрофическим, можно спастись и вернуться на лидерские позиции. В том же ряду стоят IBM, Texas Instruments, Nordstrom, Disney, Boeing, HP, Merck.

Все выводы Коллинз подкрепляет конкретными данными из истории корпораций. Более подробно о тех, кому удалось подняться вновь — в приложениях. Там же есть информация о критериях отбора «великих» и их аналогов.

Признаться, читая, я невольно примеряла симптомы развала Коллинза к судьбе СССР; к людям, которые становились «звездами» и заканчивали в безвестности. Очень похоже на правду. Коллинз напоминает читателям судьбу Черчилля, взлеты и падения его карьеры, и призывает вместе с ним: никогда не сдавайтесь!




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эссенциализм. Путь к простотеЭссенциализм. Путь к простоте
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Пожиратели времени. Как избавить от лишней работы себя и сотрудниковПожиратели времени. Как избавить от лишней работы себя и сотрудников

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)