10 лучших книг по управлению талантами
Источник: TALENTCODE
Перед вами 10 книг, содержащих фундаментальные идеи в области управления талантами. Некоторые из этих книг можно отнести к категории обязательных к прочтению — это классика, которую стыдно не знать. Некоторые достойны стать настольными книгами, так как являются настоящей кладезью идей, и к ним стоит постоянно возвращаться. Часть книг — настоящие недооцененные «бриллианты», непризнанные и малоизвестные. Содержащиеся в них идеи могут стать конкурентным преимуществом, если вы, конечно, готовы действовать вопреки моде.
Порядок имеет значение, и хотя все книги ценны и достойны прочтения, чем выше позиция книги в рейтинге, тем значительнее вклад данной работы в область знаний под названием talent management.
1. «Государь», Николо Макиавелли
Цитата из книги:
«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность».
Работа итальянского мыслителя и государственного деятеля Николо Макиавелли возглавляет рейтинг книг по управлению талантами. С одной стороны, «Государь» — это глубокая по содержанию и проницательности работа. С другой стороны, в книге затронут широкий спектр вопросов:
- Каких людей привлекать?
- Кому доверять?
- Пользоваться «кнутом» или «пряником»?
- Зачем окружать себя талантливыми людьми?
- Кого считать талантливым?
- К чему приводит быстрый карьерный рост?
Рассматриваются и многие другие вопросы вплоть до «модели компетенций» первого лица.
Думаю, не многие отнесли бы эту книгу к области talent management. Но если задуматься, большая часть книги именно об этом. Конечно, эта книга потребует от читателя определенной работы по перенесению принципов управления на нашу жизнь.
|
|
Цитата из книги:
«По сути, мы вынуждали руководителей отделений выставлять оценки своим подчиненным, чтобы определить, кого в своей организации они причисляют к лучшим 20%, кого — к жизненно важным средним 70% и, наконец, к худшим 10%. Как правило, недостаточно эффективных сотрудников мы просили покинуть компанию».
Джек Уэлч (Jack Welch), бывший глава GE, внес уникальный вклад в развитие технологий управления талантами. Именно Уэлч так популяризовал матрицу «9 боксов» (9 box gird), которую сегодня использует подавляющее большинство компаний, и принцип деления сотрудников по эффективности на категории А, В и С в соответствии с пропорцией 20/70/10. Он, как никто другой, придерживался идеи жесткой дифференциации и избавления от неэффективных сотрудников.
Что примечательно, мы с вами имеем возможность ознакомиться с этими идеями из первых уст — узнать от самого Джека и про кривую жизнеспособности (Vitality Curve), и про сессию С (Session C), и про многие сложности внедрения системы оценки в компании. Наиболее полно идеи Джека в области управления талантами изложены в книге Winnig (на русский переведена как «Победитель»). Также можно рекомендовать книгу Jack: Straight from the Gut (на русском есть два названия: «Мои годы в GE» и «Джек Уэлч. История менеджера») в которой есть отдельная глава «Фабрика людей» (Talent Factory), посвященная управлению людьми.
|
|
3. «Человеческий капитал», Гэри Беккер
Цитата из книги:
«Типичный инвестор в человеческий капитал импульсивнее и потому больше подвержен ошибкам, чем типичный инвестор в осязаемый капитал».
Монография американского экономиста Гэри Беккера (Gary Becker) "Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education" была впервые опубликована 1964 году и выдержала три издания. Именно за эту работу Беккер получил Нобелевскую премию по экономике в 1992 году.
В книге обозначен и проанализирован ряд важнейших закономерностей в области поведения человека и организаций. Отношение к работникам как к «человеческому капиталу» приводит нас к ряду важнейших выводов в области talent management и помогает ответить на следующие вопросы:
- Кто должен инвестировать в «капитализацию» работников на рынке труда?
- Какие особенности рынка труда компания должна учитывать выбирая стратегию инвестирования в своих людей?
- Как подойти к вопросам удержания персонала с точки зрения концепции человеческого капитала?
|
|
Цитата из книги:
«Идея аттестации соблазнительна. Звучание слов подстегивает воображение: платите за то, что вы получаете; получайте то, за что вы заплатили; мотивируйте людей на то, чтобы они давали все, на что они способны, для их же собственной пользы. Эффект получается совершенно противоположным тому, что обещают на словах».
Ничто так не впечатляет, как статистик, убеждающий вас не использовать цифры. Эдвардс Деминг (Edwards Deming) способен перевернуть представление многих из нас о типичной сегодня практике оценки и материального стимулирования сотрудников.
Несмотря на всемирное признание Деминга в качестве выдающегося теоретика в области менеджмента, внесшего весомый вклад в становление «японского чуда», его идеи в области управления людьми остаются малоизвестными и можно сказать непризнанными в бизнес- и HR-сообществе. Абсолютно напрасно! К аргументам Деминга стоит прислушаться, если вы хотите вывести культуру управления в компании на качественно иной уровень.
Стоит предупредить, что одновременное ознакомление с подходами Джека Уэлча и Эдвардса Деминга может вызвать у вдумчивого читателя сильный методологический конфликт, так как их взгляды на оценку персонала в ряде аспектов диаметрально противоположны.
|
|
5. «Компетентный менеджер», Ричард Бояцис
Цитата из книги:
«Компетенция — это базовая характеристика личности, которая причинно связана с эффективным или превосходным выполнением работы».
В этой книге впервые достаточно широко и основательно описывается компетентностный подход. В 1973 году Дэвид МакКлеланд (David McClelland) в своей статье «Тестировать компетенции, а не интеллект» впервые сформулировал основы компетентностного подхода. В 1981 году Ричард Бояцис (Richard Boyatzis) систематизировал и обобщил результаты исследования компетенций и изложил их в книге «Компетентный менеджер». Продолжили исследования и описание компетенций Лайл М. Спенсер и Сайнм Спенсер. Их работу «Компетенции на работе» можно рассмотреть в качестве более современной альтернативы книге Бояциса.
Классические работы по компетентностному подходу нужно знать и временами перечитывать. Они как компас, с которым необходимо периодически сверяться. В противном случае происходит выхолащивание понимания компетентностного подхода, что мы и наблюдаем сегодня в некоторых (если не сказать — во многих) компаниях.
|
|
Цитата из книги:
«Люди с яркими умственными способностями проявляли как свое восхищение интеллектом, так и то, что они с трудом выносят дураков. Такое уважение и потребность в подобных себе других умных людях может создать трудности».
Концепция, разработанная Мередитом Белбином (Meredith Belbin) и его коллегами, является, пожалуй, одной из наиболее проработанных и практичных концепций командных ролей. Методология Белбина хорошо «разбавляет» расхожие представления об одном-единственном «идеальном профиле» менеджера. Белбин убедительно показывает всю сложность «химии» при формировании команд и вытекающие из этого сложности при применении индустриальных подходов «клонирования» менеджеров. Труды Белбина — безусловная классика, обязательная к прочтению.
|
|
7. «Энциклопедия менеджмента», Питер Друкер
Цитата из книги:
«Давно ушло в прошлое представление о том, что кто-то может — или должен — планировать чью-то карьеру».
В своих работах Питер Друкер (Peter Drucker) довольно часто касается вопросов управления талантами:
- Как назначать менеджеров?
- Какие задачи ставить самым талантливым?
- Как их оценивать и давать обратную связь?
- Как мотивировать?
- Как исправлять кадровые ошибки?
- Какие функции должна выполнять HR-служба, а какие — сами руководители?
К сожалению у Друкера нет отдельной книги про управление людьми. Все его книги немного об этом. Пожалуй наиболее полно эта тема раскрыта в книгах «Энциклопедия менеджмента» и «Практика менеджмента».
|
|
8. «Война за таланты», Эд Майклз, Хелен Хэндфилд-Джонс, Элизабет Экселрод
Цитата из книги:
«Создайте вдохновляющую миссию. Ставьте интересные задачи перед собой и сотрудниками, чтобы преобразить свою компанию. Это и многое другое удалось Enron».
Книга «Война за таланты», изданная в 2001 году, безусловно стала знаковым событием. Придуманный в McKinsey в 1997 году термин «война за таланты» не сходил с уст менеджеров и эйчаров в 2000-х. Авторам книги «Война за таланты» удалось обобщить результаты анкетирования топ-менеджеров крупных компаний в США и многочисленных дискуссий с ними.
В книге содержится ряд конкретных рекомендаций для компаний. Текст заряжен энергией и содержит множество конкретных примеров. Чаще всего авторы обращаются к опыту GE и Enron и, по сути, предлагают всем использовать их модель.
Но книге немного не повезло. Ровно через два месяца после ее выхода в свет Enron объявляет о банкротстве (книга вышла 1 октября 2001 года). И этот факт не могли обойти вниманием журналисты. Через полгода выходит колкая статья Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) «Миф о таланте», в которой автор ставит под сомнение правильность культа молодых, амбициозных и агрессивных менеджеров. Тем не менее книга заслуживает прочтения и содержит множество достойных внимания идей.
|
|
9. «Талант по требованию», Питер Каппелли
Цитата из книги:
«Сторонники традиционной модели преемственности могут заявить в ее защиту, что несовершенный план лучше, чем отсутствие плана. Увы, этот аргумент не работает: у каждого плана есть своя цена».
В своей работе "Talent on Demand: Managing Talent in an Age of Uncertainty" профессор менеджмента Уортонской школы бизнеса и директор Wharton’s Center for Human Resources рассматривает ключевые изменения в области управления талантами за последние десятилетия. Питер Каппелли (Peter Cappelli) выявляет причины существенного снижения эффективности классических подходов к планированию преемственности и анализирует, какие альтернативы имеются сегодня.
Идеи, пропагандируемые Питером Каппелли, сегодня не нашли широкого применения у нас. Рыночные технологии управления талантами и людьми по модели управления цепочками поставок неизвестны большинству наших HR-ов, да и в США они пока не стали достаточно распространенными, хотя и набирают силу. В любом случае подходы, описанные Каппелли, — это завтрашний день в HR.
|
|
«Не бывает лидеров "быстрого приготовления"».
Джефри Лайкер (Jeffrey Liker) — профессор кафедры организации и инженерного обеспечения производства Мичиганского университета, исследователь и популяризатор lean-технологий. Благодаря его работам менеджеры всего мира знакомятся с различными аспектами производственной системы «Тойоты». Работы Лайкера, пожалуй, даже структурированнее и полнее излагают суть философии и технологий работы «Тойоты», чем первоисточники (даже такие, как книга основного создателя и идеолога системы Таити Оно «Производственная система "Тойоты". Уходя от массового производства»).
Майкл Хосеус (Michael Hoseus) — исполнительный директор Центра качества людей и организаций (центр, занимающийся бизнес-образованием на основе опыта компании «Toyota»). Работал на заводе Toyota в Кентукки в течение 12 лет.
В книге «Корпоративная культура Toyota» в концентрированном и системном виде излагаются ключевые аспекты работы с людьми и описывается множество мягких факторов, которые так часто игнорируются менеджерами: внутренние коммуникации, корпоративный дух, отношение к ошибкам, отношение к безопасности и порядку и многое другое. Эту книгу хорошо дополнит другая — «Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota», — написанная Джефри Лайкером совместно с Дэвидом Майером.
|
|
|