Ричард Брэнсон: Like a Virgin
Неформальный бизнес-курс от неформального бизнесмена
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
Историю Ричарда Брэнсона и его Virgin легко назвать уникальной и выдающейся. Сэр Брэнсон — из тех редких смельчаков, которые не боятся буквально ежедневно бросать вызов окружающим и самому себе (не важно, о чем идет речь — о бизнесе или о любой другой сфере жизни). В книге "Бизнес в стиле Virgin", вышедшей в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", Ричард Брэнсон делится своим обширным практическим опытом. И хотя в это трудно поверить, но его всегда юной компании Virgin уже больше 40 лет.
Ричард Брэнсон абсолютно не похож на серьезных бизнесменов с Уолл-стрит, но и от технических гениев из Кремниевой долины он отличается тоже. Этот авантюрист, мечтатель, энтузиаст, исследователь, искатель приключений и весельчак успешно ставит под сомнение главные, едва ли не канонические постулаты бизнеса ("Занимайтесь только ту нишу, которую очень хорошо знаете", "Клиент всегда прав" и проч.). Его компания Virgin получилась такой же — вечно молодой, разной, гибкой, дерзкой.
Собственно, бизнес — очередное приключение для Брэнсона. Конечно, сказать, что деньги его совершенно не волнуют, — значит сильно слукавить. Но прибыль — очевидно не первый его приоритет. Во главе угла всегда интерес, удовольствие, драйв.
То, что Брэнсон не получил никакого бизнес-образования, позволяет ему на протяжении всей карьеры сохранять незамутненный взгляд новичка. Знание не только освобождает, но и во многих случаях ограничивает, обладателей этого знания зачастую терзает страх отступить от неких традиций, нарушить правила. У Брэнсона же есть определенная свобода от стереотипов и устоявшихся мнений, что идет ему и его бизнесу только на пользу. Кроме того, как говорит он сам, если бы он очень много планировал, то точно все испортил бы.
Брэнсон восхищается Стивом Джобсом, хотя, наверное, очень сложно найти двух менее похожих друг на друга бизнесменов и людей. Впрочем, их объединяет важное умение быть "идеальными потребителями", смотреть на бренд глазами клиентов, не причастных к бизнесу людей.
В книге Ричард Брэнсон рассказывает о некоторых своих личных ноу-хау. Например, по его мнению, очень важно убрать кабинет высшего руководства из офиса компании (сам он работает из дома, из гамака, с яхты — отовсюду, но кабинета в офисе у него нет). Это лучший стимул для сотрудников и менеджеров развиваться и принимать решения самостоятельно. Как и Стив Джобс в свое время, Брэнсон любит, как он сам это называет, "ходить в народ". Но цели и манера поведения у него иные, нежели у основателя Apple: Брэнсону важно было поделиться своим видением цельной картины бизнеса с подчиненными, похвалить их за успехи и всмотреться в детали на местах (при этом он не страдает вредной привычкой управлять на микроуровне). Второе ноу-хау от Брэнсона: всюду носить с собой блокнот — или iPad, например, если кому-то это удобнее. Лучше не рассчитывать на память, а фиксировать интересные идеи. По словам Брэнсона, если блокнота под рукой нет, он записывает прямо на ладонях.
Формат книги — нечто среднее между авторской колонкой в бизнес-журнале и большим интервью, только вопросы задают не журналисты, а все, кто сталкивался с непростыми ситуациями и кому опыт Ричарда Брэнсона может быть полезен. Вопросы на его электронный ящик приходят совершенно разные: от "Мой 12-летний сын хочет создать собственный бизнес по стрижке газонов. Как мне ему помочь?" до "Как понять, что бизнес неэффективен, и с ним пришла пора расстаться?"
Ричарду Брэнсону 60 лет, и в это практически невозможно поверить. Он молодой, современный и смотрит далеко вперед. И в своей книге он просто и искренне рассказывает о том, как ему (и его многомиллиардной Virgin) это удается.
|