Как Facebook удалось собрать одну из лучших «технических» команд
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
В чем секрет успешных компаний — таких, как Facebook? Какие элементы корпоративной культуры и стратегии управления персоналом они используют? Какой их опыт можно применить в других компаниях? Об этом, пишет издание Entrepreneur, рассказывает в своей новой книге "Думать как Цукерберг" (Think Like Zuck: The Five Business Secrets of Facebook's Improbably Brilliant CEO Mark Zuckerberg) Екатерина Уолтер (Ekaterina Walter). В частности, много внимания она уделяет вопросу подбора персонала.
По словам Уолтер, у Марка Цукерберга своя стратегия: он обращает внимание не только на набор знаний и навыков потенциального сотрудника, но и (в большей степени) на "правильное" отношение к работе.
Да, в Facebook заботятся о сотрудниках: бесплатное питание, химчистка в офисе и прочие детали, делающие жизнь удобнее. Но ключевое "преимущество" компании — ее лидер Марк Цукерберг. И то, что у Facebook одна из великолепнейших команд — вовсе не удачное стечение обстоятельств, а результат кропотливой работы. Между прочим, некоторые приемы подбора сотрудников Цукерберг позаимствовал у своего кумира Стива Джобса.
Кого принять в компанию?
Некоторые компании совершают вполне очевидную ошибку: сначала нанимают специалистов, ориентируясь исключительно на их знания и опыт, а потом думают, какую роль отвести им в команде. Урок от Цукерберга: если вы разработаете программу найма сотрудников, исходя из ценностей корпоративной культуры, к вам непременно придут нужные люди.
В Facebook знают, насколько важно нанимать "правильных" людей. Именно поэтому порой задачи новичкам ставятся в следующем ключе: "Оглянитесь вокруг, оцените существующие проблемы и помогите их решить". Нужный специалист с ними справится.
"Нетрадиционная" карьера
В компании поощряется формирование рабочих "групп по интересам". Всем ясно, что сделать нечто выдающееся можно только при условии, что работа вызывает неподдельную страсть. Такой подход к распределению обязанностей помогает не только создать хороший продукт — он еще способствует карьерному росту сотрудников, в основе которого — исключительно их ум и компетентность. Здесь все равны — возраст, данные в резюме и прочие детали не играют роли. Facebook — такая компания, где идея превращается в продукт (и не важно, от кого она поступила — от СЕО или от стажера). "Здесь вы можете сделать что угодно, если сумеете обосновать перспективность идеи", — говорит Джо Флинн, один из создателей хроники в Facebook.
Кроме того, в компании "плоская" структура — в ней очень мало вице-президентов. В некотором смысле Facebook принадлежит к типу компаний без боссов, в которой поощряется естественное лидерство (вряд ли соотносимое с положением должности специалиста в иерархической структуре).
Важность свежего взгляда
То, что принимать в компанию представителей разных профессиональных сфер, очень полезно, на собственном опыте оценили очень многие компании (не только Facebook). Например, Стив Джобс соглашался с правильностью такого подхода для Apple.
Еще одна известная компания, разделяющая данную стратегию, — авиаперевозчик Southwest Airlines. Да, пусть это не компания-гигант, но она процветает и остается фаворитом клиентов. Топ-менеджер подразделения по работе с персоналом Шерри Фелпс так говорит о принципах найма в компании: "Главное, на что мы обращаем внимание в потенциальном сотруднике, — боевой дух. Мы — компания, которая постоянно борется (сначала с лидерами отрасли — за свое место, а потом с компаниями, которые пытаются нам подражать)".
Southwest Airlines отдает предпочтение учителям, официантам и даже полицейским, а не "ветеранам" авиационной индустрии. В HR-отделе считают, что лучше принять на работу клиентоориентированного новичка и помочь ему развиваться, чем нанять опытного специалиста, разделяющего другую культуру и философию. В Southwest Airlines знают, чего ждут от новых сотрудников (и опыт работы в области авиаперевозок — не обязательное требование).
Екатерина Уолтер вспоминает историю, когда Джон Ф. Кеннеди в 1962 году посетил центр НАСА. Там он заметил уборщика, целиком погруженного в подметание комнаты. Кеннеди поприветствовал его так: "Здравствуйте. Я — Джек Кеннеди. Чем вы здесь занимаетесь?". На что он получил от уборщика немедленный ответ: "Я помогаю отправить человека на Луну, господин президент".
Главный секрет: нанимать людей с "правильным" отношением к делу. Любым навыкам можно научить, а увлеченности — никогда.
|