«Рецепт» успешной презентации от выдающегося оратора
Автор: Нана Альгарад
Источник: Searchengines.ru
Один анекдот в минуту, минимум три «жизненные» истории, никаких слайдов и продаж со сцены, — вот вкратце «рецепт» успешной презентации от выдающегося оратора Джереми Донована (Jeremey Donovan). Но без идеи, конечно же, не обойтись.
TED-конференции (от английского Technology — Entertainment — Design) — проект частного некоммерческого фонда — проводятся с 1984 года в США. Миссия проекта — распространение уникальных идей; слоган — «ideas worth spreading». В книге "Выступление в стиле TED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций" (How to deliver a TED Talk. Secrets of the world's most inspiring presentations) Донован препарирует выступления на TED-конференции, набравшие максимальное число просмотров в Сети по итогам 2011 года.
Сам Джереми Донован — организатор и оратор TEDx — дочерних конференций TED, а по совместительству вице-президент по маркетингу Gartner Inc., мирового лидера в сфере консалтинга и исследований в области информационных технологий с годовым оборотом 1,6 млрд. долларов. Донован известен как выдающийся оратор, член Toastmasters International — некоммерческой образовательной организации, которая обучает навыкам лидерства и выступлений на публике.
Донован делит выступающих на ТED-конференциях на две категории. В одной — ораторы с уникальным опытом и интригующими темами, в другой — неизвестные широкой публике люди с не самыми новыми идеями. Эта книга адресована на второй категории ораторов: грамотно построенное выступление способно «продать» публике даже не суперкреативную идею.
Хотя автор делает акцент на ТED-конференциях, «советы и рекомендации Джереми Донована помогут в подготовке любого эмоционального, мотивирующего и живого выступления», утверждает в предисловии бизнес-тренер и гендиректор презентационного агентства PowerLexis Андрей Колесников. Само предисловие весьма информативно, — редкий случай. Колесников приводит результаты опроса: что вас больше всего раздражает в выступлениях на конференциях? В пятерке «лидеров» — концентрация оратора на своей персоне и теме, а не на аудитории и ее ценности, отсутствие логической структуры, хаотичное повествование, перегруженные слайды, дублирующие слова оратора и подменяющие живую речь, перебор с «украшением» слайдов: обилие цветов, шрифтов, клипартов, анимации и слабая подготовка оратора, монотонность, чтение по бумажке.
Избегать всего перечисленного требует и Донован. Он дает совершенно четкие, подробные инструкции по подготовке выдающегося выступления, что называется, от «а» до «я». До такой степени с «а», что это, признаться, выглядит странновато: Донован дает рекомендации по выбору темы выступления, — мол, вспомните свою жизнь, что с вами случалось и т.п. В остальном книга адресована тем, кто знает, о чем хочет рассказать миру, и хочет научиться делать это качественно.
Донован легко и доступно описывает драматургию выступления (хотя именно это слово он не использует): завязка, основная часть, развязка, препятствия. Он дает четкие рекомендации по вербальным и невербальным техникам воздействия на слушателей. Все свои рекомендации Донован иллюстрирует примерами из выступлений, которые можно посмотреть на сайте ТED.
В вопросах, связанных с текстами, читателю, на мой взгляд, стоит быть осторожным: жесткая рекомендация по числу слов в ключевой фразе (от трех до 12-ти) привязана к специфике языка. Есть в рекомендациях Донована и спорные моменты. К примеру, он считает ошибкой использование в выступлении слова «мы» (правильно — жесткое «вы»), в то время как другие ораторы уверяют, что пресловутое «мы» помогает наладить контакт с публикой.
В книге есть ответ и на мучительный для людей, непривычных к публичным монологам, вопрос: куда деть руки? И что с ними — точнее, ими — делать? Куда смотреть? Как двигаться по сцене? Что, если без слайдов — никак?
Как побороть страх перед аудиторией, из-за которого грамотные люди становятся косноязычными, забывают, о чем хотели сказать? Ответ простой: тренируйтесь. Репетируйте свою речь, освойтесь в помещении, послушайте разговоры — почувствуйте себя хозяином, принимающим гостей.
«Просмотр множества серий «Адской кухни» не сделает вас шеф-поваром, созерцание выступлений великих ораторов не поднимет вас до их уровня, — пишет Донован. — Не поможет и чтение множества книг на эту тему. Единственный путь к обретению мастерства публичных выступлений — это практика и умение устанавливать контакт с аудиторией». И все-таки... Если риторика и ораторское искусство — это совсем-совсем не ваше, лучше читайте ваш доклад, советует Джереми Донован. Поскольу хуже скучного оратора может быть только косноязычный.
|