Новый взгляд на торговлю в интернете от основателя Rakuten
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
Каждый уважающий себя руководитель, чья компания достигла громкого успеха, чувствует себя просто обязанным поведать широкой публике, как он дошёл до жизни такой. А также поделиться своим видением того, как обустроить Вселенную. Хироси Микитани (Hiroshi Mikitani) в таких откровениях не новичок. «Маркетплейс 3.0» — уже не первая и даже не вторая его книга, хотя пока и единственная, переведённая на русский язык. Однако я готов биться об заклад, что девять из десяти читателей этой рецензии слыхом не слыхивали о корпорации Rakuten.
Между тем, это крупнейший японский интернет-ритейлер, сфера интересов которого варьируется от онлайн-торговли продуктами питания и туристическими путёвками до выпуска кредитных карт и электронных «читалок». Rakuten известен своей довольно агрессивной экспансией на международные рынки. Среди его крупнейших приобретений — американская Buy.com, французская PriceMinister, британская Play.com, канадская Kobo, немецкая Tradoria и бразильская Ikeda. Японцы также инвестировали 100 млн. долларов в социальную сеть Pinterest, купили миноритарный пакет российского OZON’а и совсем недавно стали владельцами популярного мессенджера Viber. В 2012 году журнал Forbes поставил Rakuten на седьмое место в списке наиболее инновационных мировых компаний, а личное состояние её основателя и CEO оценил в 6,2 миллиарда долларов.
Такой успех Микитани объясняет особой политикой Rakuten’а по отношению в первую очередь к продавцам. В своей книге он жёстко критикует Amazon.com и Zappos за стремление контролировать торговцев и ограничивать их прямое общение с покупателями. Японец называет конкурентов «торговыми автоматами», которым клиент сообщает информацию со своей кредитной карты и получает заказ. По мнению Хироси-сан, основой торговой площадки следующего поколения (она же — маркетплейс 3.0) должно стать более персонализированное и свободное взаимодействие между всеми участниками сделки при сохранении конкурентоспособных цен. Не все решения о покупке принимаются, исходя из стоимости. Люди любят живое общение и индивидуальный подход, как на старых рынках.
Книга посвящена задачам управления глобальным бизнесом в современном мире. По прогнозам Микитани, вскоре национальные границы перестанут сдерживать торговлю. Рынком будет весь мир, а бумажные деньги окажутся «причудливым и милым предметом коллекционирования, каким стали виниловые пластинки». И к этому необходимо готовиться. В своей родной корпорации он начал с переписывания «правил языка», обязав весь персонал общаться исключительно на английском. Такое требование — шаг к преодолению так называемого «галапагосского синдрома», выявленного и описанного Чарльзом Дарвином. Растения и животные на Галапагосском архипелаге развивались в полной изоляции от остального мира. Сейчас Япония должна избавляться от последствий этого явления, считает Хироси-сан: «Наше государство островное, и культурное влияние этого факта очень сильно сказывается на нашем языке, а также методах и принципах ведения бизнеса. И теперь нам чрезвычайно важно выйти за рамки островного мышления и объединиться с мировым сообществом».
В японской бизнес-среде идея «англизации» вызвала неоднозначную реакцию. Например, CEO Honda Таканобу Ито публично назвал её «глупой для японской компании» (стоит отметить, что у топ-менеджеров Страны восходящего солнца не принято открыто критиковать друг друга). Впрочем, в книге «Маркеплейс 3.0», написанной на английском, автор иногда использует национальные термины для характеристики некоторых явлений. В частности, это омотенаси или омотенаши (в русском варианте книги встречаются оба написания), то есть персонифицированный подход к обслуживанию покупателей, отличный от западного понимания. Это кайдзен — концепция пошагового совершенствования. А также шикумика, — внедрение или воплощение идеи, финальный этап одного из принципов Rakuten.
Верность национальным традициям проявляется и в корпоративной политике компании. Там заведено, что каждый вторник все сотрудники — от топ-менеджеров до стажёров — драят свои рабочие места: выносят мусор, моют полы и натирают ножки стульев: «эта работа служит наглядным подтверждением того, что мы заботимся о своей компании и своём деле. Если у вас дома на полу валяется мусор, разве вы просто переступите его и пойдёте дальше? (…) А ещё с помощью уборки мы стремимся продемонстрировать скромность и неприятие любых проявлений заносчивости и высокомерия». Очень по-японски, вам не кажется?
В остальном же Микитани призывает менять устои. И ему это делать не впервой. Будучи ещё капитаном студенческой теннисной команды, он разрушил клубную традицию, по которой младшие игроки были обязаны подносить мячи старшим. Теперь он предлагает своим последователям расширять полномочия клиентов, сотрудников и окружающих, менять правила покупки компаний, корпоративной культуры, электронной торговли и благотворительности.
Последней сфере уделяется особое внимание. «Во многих отношениях мой подход к участию в общественных делах отражает не только бизнес-цели компании, но и мои более масштабные личные цели, связанные с улучшением жизни людей. И это участие никак не назовёшь побочной, второстепенной деятельностью, потому что оно неразрывно связано с более широкими целями, которые я ставлю перед собой как бизнесмен и человек», — поясняет Хироси-сан. Он убеждает менеджеров коммерческих компаний в том, что их задача состоит не только в достижении финансового успеха, но и в том, чтобы «продолжать обеспечивать руководство, лидерство и вдохновение везде и всюду» за стенами своих офисов.
Но предупреждаю тех, кто ожидает от Микитани аутентичного «азиатского» взгляда на торговый бизнес: будучи выпускником Гарвардской школы бизнеса, он, скорее, продвигает европейские и американские идеи на японскую территорию, а не наоборот. Его манера изложения предельно лаконична, а истории успеха описываются в общих чертах. Эта книга может послужить источником вдохновения для тех интернет-предпринимателей, которые стремятся стать частью глобального рынка — вселенной под названием «Маркетплейс 3.0», какой её видит глава корпорации Rakuten.
|