РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 20 августа 2021 г.

Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать решения

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Что вы испытываете, гляд на яркие красивые фотографии друзей, знакомых, коллег из отпуска, или с интереснейших мероприятий, вечеринок? Они-то живут захватывающе, а мы вечно загнанные, уставшие, не попадающие в ракурс этой глянцево-инстаграмной жизни. Патрик Макгиннис (Patrick McGinnis), американский венчурный капиталист, назвал это ощущение страхом упущенных возможностей: FOMO — Fear of Missing Out. Автор книги «FOMO sapiens. Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения» (Fear of Missing Out: Practical Decision-Making in a World of Overwhelming Choice) ввел этот термин еще в 2004 году, будучи студентом Гарвардской школы бизнеса, в статье для журнала The Harbus.

FOMO sapiens. Как избавиться от страха упущенных возможностей и начать принимать правильные решения (Патрик Макгиннис)

Что же мы упускаем?

С того самого момента, как была создана первая фотография, в мир пришло странное чувство: микс зависти и печали. В 1822 году об этом рано было говорить. Но со временем, разглядывая тщательно отретушированные снимки модных журналов, постановочные фотографии селебритис, практически каждый человек глубоко в душе хотел бы на минуту оказаться на их месте.

С приходом смартфонов ситуация только усугубилась. Теперь мы видим коллег, друзей, знакомых, проживающих такую насыщенную и яркую жизнь, по сравнению с которой наша собственная кажется тусклой и неинтересной. Сколько всего мы упускаем! Парадокс заключается в том, что мы прекрасно знаем, что инстаграммные фотографии так же далеки от реальности, как и развороты модных журналов. Но все равно ощущение потерянных возможностей продолжает нас грызть.

Хотя, справедливости ради, автор книги отмечает, что приступы FOMO мучают не только пользователей соцсетей. Руководитель мучается ощущением упущенной возможности, потому что его коллегу пригласили на крутую конференцию в первоклассный отель, а он должен сидеть вечером пятницы за работой в офисе. А пожилая женщина чувствует досаду и боль, оттого что ее подруги хвастаются внуками, а у нее их пока нет.

Можно сказать, что FOMO — это просто зависть. И на этом поставить точку в истории. Зависть была всегда, это одно из базовых ощущений человека. Но все-таки, FOMO — более глубокое ощущение. И разрушает жизнь достаточно серьезно. Кроме FOMO Макгиннис ввел еще и термин FOBO — Fear of a Better Option. Тут речь идет не столько про внутренние переживания, но про внешнее их проявление.

Это опасение, что неожиданно появится что-то получше и уже имеющиеся варианты утратят всю привлекательность. Это «болезнь изобилия», которая заставляет постоянно искать идеальный вариант.

Если вы ощущаете жизнь одним бесконечным Tinder’ом, и только и делаете, что свайпите возможности, то вы рассматриваете окружающие вас ситуации и людей очень потребительски. Кроме того, от вас будет сложно добиться какого-то конструктивного решения. Ведь вы все ждете самого лучшего варианта, и не способны на чем-то одном остановиться. Постоянный перебор возможностей и неумение сделать осознанный выбор может серьезно отразиться на вашей карьере и жизни в целом.

Причины возникновения FOMO

Желания лучшей жизни, более интересной, насыщенной и красивой совершенно нормальны. Более того, наши ощущения потерянных возможностей обусловлены нашей физиологией с древних времен. Тому есть несколько следующих причин.

Причина 1: биологическая

С нейробиологической точки зрения люди запрограммированы на то, чтобы испытывать ощущения утерянных возможностей, считает автор книги.

Человек знал, что должен держаться собственного племени, быть своим — только так можно было выиграть борьбу за выживание, где побеждает наиболее приспособленный. Без FOMO мог бы исчезнуть весь вид!

По сути, FOMO — это пример примитивного первобытного мышления, приобщенности к стае. Инстинкт заставляет нас изо всех сил желать быть включенными в определенную социальную группу. Это определенная основа нашего выживания в социуме, говоря про эмоциональный аспект. Так что в следующий раз, когда вы испытываете досаду, зависть и желание оказаться в яркой обстановке с инста-картинки, помните, это гены виноваты.

Причина 2: культурная

Действительно, после того, как первобытные люди нарисовали первых антилоп-гну, их тяга к прекрасному только усилилась. Кроме того, появилось ощущение запретности, принадлежности к элите, к определенным слоям общества. Все эти эмоциональные нюансы были, разумеется, и до цифровой эпохи. Так, кто-то ощущал странные чувства тоски и зависти, слушая коллегу или соседа про круиз вокруг света или шоппинг в Париже. А интернет окончательно завершил дело, укрепив людей в своих ощущениях утерянных возможностей.

Причина 3: цифровые технологии

Серьезно, интернет вносит просто гигантский вклад в контроль нашей жизни. Если еще 20 лет назад, чтобы подключиться к сети нужно было настроить модем, получить доступ, то сейчас достаточно достать из кармана телефон. И вуаля, здравствуй прекрасный и чужой новый мир. Мы живем в мире, управляемым технологиями. И страх быть хуже, беднее, отставать от себе подобных вырастил ощущение FOMO до пугающих размеров.

FOBO: лучшее — враг хорошего

FOBO — страх сделать правильный, лучший выбор из нескольких предложенных вариантов. Если FOMO заставляет нас носиться как угорелых по магазинам, хвататься за все, что угодно, то FOBO парализует. Мы замираем и теряемся перед огромным выбором возможностей. Вероятно, вы видели как ваш адресат в мессенджере начинал писать вам сообщение, а потом останавливался и стирал его, переписывая заново? Это и есть страх лучшего варианта.

К сожалению, человек во власти FOBO очень утомителен для окружающих. Он не в состоянии быстро и хорошо решать, постоянно не уверен и в поисках лучшего. Такой человек — обуза для других, будь то рабочая среда или личная жизнь.

Как победить FOMO и FOBO

Страх упущенных возможностей заставляет нас делать не просто глупости, а приносить вред своей жизни. Например, мы пришли с работы уставшие и замотанные, но тащимся на какую-то вечеринку, потому что там же будет супер-круто, мы ж не хотим это пропустить?! В итоге мы уставшие, выгоревшие и неудовлетворенные, ведь ничего сверхестественного на вечеринке не было и быть не могло. Мы также заставляем себя проходить множественные курсы обучения, ведь это может быть так важно, так необходимо для карьеры.

Одно из решений, которые предлагает автор, метод классификации решений в зависимости от их важности.

  • Решения первостепенной важности относятся к стратегических и долгосрочным, и фундаментальным. Такие решения требуют структурированного обдуманного подхода.

  • Решения второстепенной важности часто принимаются в рабочих моментах и в бизнесе. Речь идет про достаточно повседневные, но важные вещи, такие как оплата счетов, деловые встречи и решения, административные вопросы. Тут может быть один, максимум два правильных варианта, их нужно придерживаться.

  • Решения нулевой важности — название говорит само за себя. Какое бы решение мы не приняли “Красные туфли или синие?”, “Латте или капучино?” — вселенная не остановится. В принципе, можно потратить время на какой-то выбор, но зачем? Это просто пустая трата времени.

Как принимать решения нулевой важности: посмотрите на стрелку часов. Если стрелка в первой половине циферблата — принимаем первое решение, если во второй — второе.

Решения второго уровня можно отдавать на аутсорс или делегировать. Так вы освобождаете место для важных решений.

Естественно, что фундаментальные решения вы должны принимать сами.

Книга «FOMO sapiens» для некоторых может показаться очевидной: зависть, нерешительность были с человеком всегда. Но именно в цифровую эпоху эти факторы стали угрожающе распространенными. По сути Патрик Магиннис говорит про общеизвестные вещи: дисциплину, решительность и эффективный подход к планированию.

Часто в основе провала договоренностей, потери времени и провалов дисциплины лежит подсознательный страх человека из-за необходимости выбора. В книге представлен ряд методов и правил, придерживаясь которых вы можете не только распознать этот страх, не только научиться управлять им, но даже использовать на пользу себе и своему делу.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильныКак разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильны
Мой продуктивный год. Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себеМой продуктивный год. Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)