Почему организационная культура компании важнее финансов и стратегии?
Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru
В книге "Сердце компании" консультант по менеджменту, психологии и организационному развитию Патрик Ленсиони (Patrick Lencioni) собрал лучшие идеи из своего более чем двадцатилетнего опыта работы. Книга рассказывает о согласованном функционировании компании как единого организма и о том, что эксперт называет здоровьем бизнеса.
"Сердце компании" не похожа на предыдущие работы Ленсиони, написанные в жанре бизнес-фикшн, и автор сам обращает на это внимание. В книге, разумеется, есть примеры из жизни разных компаний и тренерского опыта самого Ленсиони, но максимальное внимание сконцентрировано не на бизнес-притчах, как это было раньше, а на описании практически применимых методов оздоровления организации.
Как и многие коучи и консультанты, вроде, например, Дэниела Гоулмана и Дова Сайдмана, Ленсиони уверен: здоровье компании не зависит от уровня интеллекта ее лидера. У умных руководителей, пишет он, компания с легкостью может оказаться больной, насквозь пронизанной интригами, излишней бюрократией, обремененной смешением и дублированием сотрудниками функционала и другими неприятными "симптомами". А у руководителей со средним IQ — как это, на первый взгляд, ни странно — часто бывают здоровые и успешные компании.
Что нужно делать, чтобы вылечить больную компании (или предотвратить болезнь в здоровой)? По мнению Ленсиони, рецепт содержит четыре обязательных шага. Им и посвящен каждый из четырех разделов книги.
Первый — о создании команды руководителей, именно команды в полном смысле этого слова, а не просто рабочей группы. Ленсиони описывает необходимые процессы — от распространения атмосферы доверия до извлечения пользы из продуктивных конфликтов. Второй раздел — о создании ясности и регулируемости, а также об ошибках в трактовке этих понятий. Создание ясности — кропотливый труд, об этапах которого подробно рассказывает Ленсиони. Он рассуждает о ценностях, целях (как высших, так и вполне "практичных"), а также о стратегии, ориентируясь на точку зрения Майкла Портера. Третий шаг оздоровления — распространение ясности (очевидно, что просто создать ее и обозначить руководителям недостаточно). В третьей части книги Ленсиони рассказывает о необходимости донесения информации до сотрудников и эффективных инструментах коммуникации. Четвертый, заключительный шаг оздоровления — усиление ясности. Он включает в себя и профилактику возникновения многослойной бюрократии, и системы работы с кадрами на всех этапах (от найма до расставания). Здесь автор учит пользоваться всеми преимуществами простоты.
Отдельно Ленсиони говорит о совещаниях — как о лакмусовой бумажке для оценки здоровья компании, о важности грамотно проведенных совещаний для жизнедеятельности любой организации. Эксперт рассказывает о том, как проводить совещания, чтобы они перестали восприниматься сотрудниками как бесполезная трата рабочего времени и имели нужный эффект.
Автор время от времени отмечает, что он говорит довольно очевидные вещи. Но он на своей практике убедился, что этих вещей не знают многие менеджеры. Даже самые прогрессивные лидеры, с удивлением обнаружил Ленсиони, продолжают совершать типичные ошибки сорокалетней давности, подрывающие здоровье любой компании.
|