Инфографика и прекрасная визуализация информации
Автор: Вера Ковалева, основатель портала "Как сделать презентацию"
«Информация прекрасна» — такой девиз лежит в основе деятельности Дэвида Маккэндлесса (David McCandless), автора большой книги по инфографике. Книга получилась действительно познавательной, так как автор испытывает огромный интерес к визуализации данных и исследует лучшие способы их отображения.
Книга «Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении» (Information is Beautiful) отправляет нас в увлекательное путешествие по фактам и цифрам из таких областей жизни, как здоровье, мировоззрение, природа, интернет, наука, власть, кино, музыка и другие. Собирая материал для книги, автор старался не просто отобразить массивы данных в виде цифр и фактов — он ставил целью придать информации смысл.
Можно сказать, что эта цель достигнута частично. С одной стороны, многие инфографические картины в книге действительно отображают некий срез реальности, который самодостаточен, дает нам новое знание и требует дальнейших размышлений. Но с другой стороны, некоторые мои знакомые директора от промышленности считают книги с инфографикой всего лишь справочником нового поколения.
Вопрос в том, в какой момент инфографика из справочно-статистической и выстроенной вокруг некого смысла информации переходит на следующий уровень — полноценного знания? Очевидно, что создатели инфографики сталкиваются с рядом вопросов, типичных для любой работы с информации.
Во-первых, идея. Будь то слайд презентации, текст или инфографика как текст плюс визуализация — в основе всегда лежит идея. Качество текста, слайда или инфографики будет прямо пропорционально качеству идеи автора. Идея может быть поверхностная, чужая, скучная, очевидная, блестящая, нетривиальная и т.д. Очень часто авторы грешат тем, что заимствуют чужие идеи (привет плагиату, бесконечным ссылкам на других авторов и просто лени).
Личная же идея человека должна созреть, оформиться в некое ясное понимание и быть выражена просто и красиво. Иногда простые и красивые идеи созревают годами — и это главная причина, по которой авторы идут на компромисс и показывают идеи не слишком глубокие, не очень ясные и не вполне самодостаточные.
Во-вторых, срез реальности. Инфографика напичкана данными и цифрами как автомат по продаже напитков монетами. Довольно часто в инфографике ограничиваются незамысловатым отображением реальности: например, рисуют фигурки разных размеров, чтобы показать, сколько каждая из них выделяет углерода в год. Неудивительно, что в результате инфографику считают не более чем справочником.
На самом деле одни и те же факты относятся к самым разным пластам реальности. И вопрос в том, с какой точки зрения и какую перспективу с участием тех или иных фактов видит автор инфографики. Безусловно, нетривиальный взгляд на реальность и отображение данных под необычным углом обеспечит интеллектуальный восторг читателю и расширит границы его восприятия.
И, наконец, противоречие: простота vs. сложность. Автор инфографики должен решить сложнейшую задачу: представить факты очень просто и ясно или же отобразить динамику, концепцию или массив знаний более глубоко, однако с большим количеством слов, схем и изображений. Результат решения этой дилеммы читатель инфографики испытывает на себе. С одной стороны, слишком простые изображения идей подчас не кажутся фундаментальными и очень важными. С другой стороны, сложные схемы иногда настолько насыщенны, что даже не берешься их читать, а просто пролистываешь.
Книга «Инфографика» содержит в себе ряд элегантных, красивых и качественных ответов на заявленные выше проблемы инфографического ремесла. Она не только полезна как источник знаний из самых разных сфер жизни, но и как энциклопедия различных способов отображения информации. Великое многообразие инфографических решений, прекрасные цветовые концепции и интереснейшее содержание делают информацию из этой книги действительно прекрасной.
|