РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 28 декабря 2015 г.

Как научиться задавать вопросы по делу?

Автор: Евгений Божко
Источник: BOZHKO.RU

Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту (Эдгар Шейн)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Помните притчу про слепых мудрецов и слоне? Суть её в том, что мудрецы были слепы и на ощупь пытались описать слона. Но слон был больше их в разы и поэтому кто-то держался на ногу слона, кто-то за хобот, кто-то за ухо, кто-то сидел верхом на спине и каждый по-разному описывал слона. Один говорил, что слон похож на столб, другой — на змею, третий — на большой лист, четвертый — на большую бочку, пятый — на веревку и т.д. Кто же прав из мудрецов? Да никто! И в этом мораль этой притчи — наиболее полную картину мира можно увидеть, если сложить её отдельные части вместе. Книга Эдгара Шейна (Edgar Schein) «Слушать нельзя указывать» (Humble Inquiry: The Gentle Art of Asking Instead of Telling) о том, как наиболее полно увидеть «слона» будь-то работа или личные отношения. Главный рецепт автора — если ты хочешь увидеть «слона» в целом, то будь внимательным и искренне заинтересованным в картинах мира других людей и задавай вопросы.

А теперь представьте себе на минутку, что мудрец, который держит слона за ухо — это генеральный директор, который отметает все другие описания слона и считает их абсурдными. Он удивлен, что остальные не понимают, что слон похож на большой лист растения, — ведь это так очевидно, вот он держит этот «лист» обеими руками. Если этот высокопоставленный господин будет настаивать на исключительности своей картины мира, то породит в коллективе атмосферу недоверия, смятения и разочарования. По словам автора, именно такая атмосфера характерна для большинства организаций. Но в этом случае компания лишает себя гибкости и притока свежих идей, поскольку такая атмосфера препятствует успешному и продуктивному общению, которое, в свою очередь, необходимо для эффективной работы любой организации. Чтобы изменить эту порочную практику, Эдгард Шейн, специалист по организационной культуре, показывает в своей книге, как можно перестроить рабочую атмосферу, основанную на доверии, взаимном уважении и полноценном, наполненным смыслом общении.

В первой главе Шейн, прежде чем дать нам инструменты по технике задавания вопросов, вводит первооснову для эффективного общения — осознание своего «зависимого положения» от других. Мы не можем знать все на свете и поэтому вынуждены обращаться к другим и к их картинам мира. Однако это претит нашим установкам. Всю жизнь мы стремимся к свободе и независимости, а тут нам предлагают осознать свое «зависимое положение». Как бы не так, — подумают некоторые читатели. Но один из смертных грехов — это грех гордыни и в рамках первой главы читателям прийдется пройти путь к пониманию того, что, хотя мы и стремимся к свободе и независимости, но истинная эффективность начинается тогда, когда мы осознаем свою взаимозависимость от окружающих нас людей. Эту идею хорошо описал в своих книгах Стивен Кови, и в частности в книге «Главное внимание главным вещам» (First Things First). Если интересно разобраться в этом философском вопросе, то обратитесь к книгам Стивена Кови. А пока вернемся к Эдгару Шейну и его книге.

В первой главе он раскрывает нам ключевой принцип для задавания вопросов — осознание своего «зависимого положения», а во второй главе он приводит ряд примеров, связанных с искусством задавания вопросов, чтобы показать, что он имеет в виду, а также проиллюстрировать, как может меняться поведение в зависимости от ситуаций и обстоятельств. На мой взгляд, это очень полезная глава, т.к. дает образец поведения и то, как задавать действительно полезные для дела вопросы.

В третьей главе автор работает с проблемой, которая заключается в том, что люди не различают вопросы. Есть вопросы полезные для дела и есть вежливые вопросы, наводящие, риторические, неудобные, а также утверждения в форме вопросов, носящие умышленно провокационный характер и ставящих целью принизить собеседника. Чтобы не путать полезные вопросы с бесполезными и даже вредными, автор формирует определение: искусство задавать вопросы — это способность получать информацию, спрашивать о том, что вы действительно хотите знать, а также устанавливать взаимоотношения, основанные на вашей любознательности и интересе к другому человеку. Далее, на базе этого определения Эдгар Шейн подробно разбирает различные виды вопросов и выстраивает из них систему.

В четвертой главе автор препарирует менталитет американского предпринимательства и показывает его изнанку. Для американского бизнесмена более ценным является выполнение задач, а не выстраивание взаимоотношений. Поэтому он предрасположен отдавать указания, чем задавать вопросы. Вместо того, чтобы восхищаться силой взаимоотношений, американцы ценят личное соперничество, индивидуализм и конкуренцию. В Соединенных Штатах статус и престиж принято достигать выполнением задачи, и как только вам удалось превзойти кого-нибудь, вы получаете право говорить ему, что он должен делать. Для меня эта одна из ценнейших глав книги: я еще нигде не встречал такого анализа американского предпринимательского менталитета. Прочитайте эту главу и поймете, почему мы не Америка и почему нам не стоит слепо копировать западную модель ведения бизнеса. Если бы автор написал только одну четвертую главу, то уже за неё он был бы достоин благодарности.

В пятой главе автор продолжает рассуждать о корпоративной культуре Америки, где говорит: чем выше статус человека в корпоративной Америке, тем сложнее ему задавать вопросы.

Однако не только принятые в американской культуре нормы поведения и факт нахождения на высокой должности затрудняют овладение искусством задавать вопросы, но также и сложности в менталитете и взаимоотношения в обществе — об этом автор рассуждает в шестой главе.

В финальной, седьмой, главе Эдгар Шейн дает свод советов, как овладеть искусством задавать вопросы.

Итак, главная идея книги — умение задавать вопросы формирует атмосферу доверия и уверенности в коллективе, а это позволяет успешно справляться со всё усложняющимися задачами, с которыми мы сталкиваемся в бизнесе. Очень много времени автор посвящает разбору препятствий на пути этого умения. Причем этот разбор имеет больше отношение к американской действительности и мало соответствует нашему менталитету. Если американцы предпочитают построению взаимоотношений достижение конкретных задач, то в нашем отечестве разговоры о «деле» заменяют само «дело». Чем полезна эта книга для читателя — так это научиться задавать точные и правильные вопросы, которые способны сдвинуть дело с мертвой точки.

Уверен, данная книга займет достойное место в вашей деловой библиотеке и вы будете к ней неоднократно возвращаться.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Сила других. Окружение определяет насСила других. Окружение определяет нас
Быстрая черепаха. Неделание как способ достичь целиБыстрая черепаха. Неделание как способ достичь цели
Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым деломРабота твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)