«Rework. Бизнес без предрассудков»: книга о другой работе
Автор: Александр Мельник
Источник: "Лайфхакер"
"Работа". Что при этом слове приходит вам на ум, особенно с учетом начала новой трудовой недели? Может быть, стол в офисе, заваленный бумагами еще с прошлой пятницы? Начальник, который опять собирает вас всех на совещание с отчетом, который надо было подготовить "на вчера"? А может быть, коллега, которая всё утро бурно возмущается тем, что ей в метро кто-то наступил на ногу? И так пройдет минимум половина вашего рабочего дня…
Если вы в шесть вечера с удивлением замечаете, что сделали от силы одну-две из запланированных на сегодня 5-8 задач, — вам самое время читать эту книгу. Если вы не можете понять, как дожить в офисе до вечера и почему ваша извечная занятость не дает никаких плодов, — самое время читать эту книгу. Если ваш начальник хочет, чтобы вы жили на работе, а премию "40% от зарплаты" зарабатывали героическими усилиями, приходя на работу в 8 утра и покидая офис около 11 вечера, — самое время читать эту книгу не только вам, но и вашему начальнику. Это не панацея, не универсальный "рецепт счастья": это взгляд на офисную реальность, какой мы все привыкли ее видеть, и на то, какой она должна быть. Объективный взгляд на другую работу от создателей таких небезызвестных для наших читателей вещей, как Ruby on Rails, Basecamp и Highrise.
Речь идет о книге «Rework. Бизнес без предрассудков», созданной Джейсоном Фрайдом (Jason Fried) и Дэвидом Х. Хенссоном (David H. Hansson) из компании 37signals. Это издание в 2010 году буквально "взорвало" умы многих офисных работников по всему Земному шару. Вы наверняка читали уже с десяток хвалебных рецензий о "Rework", так что остановлюсь на тех моментах, ради которых и стоит, собственно, купить и прочесть эту книгу.
Первое впечатление: Rework писали одни лайфхакеры для других. Лайфхакер — это ведь не какой-то "супергерой из телевизора", а обычный человек, который просто применяет смекалку, наблюдательность и знания наиболее эффективным образом ко "взлому" повседневности. Парни из 37signals поступают аналогично: они не делают каких-то сенсационных открытий, а всего лишь проявляют немного наблюдательности и здравого смысла. И советуют всем нам поступать аналогично, если мы не хотим увязнуть в рутине и "перегореть" на рабочем месте. Для того, чтобы объяснить и уяснить это, достаточно простых конкретных примеров, простого лексикона и доступного сравнения "того, как есть сейчас" и "того, как может быть".
На обложке неслучайно изображен скомканный лист бумаги: это своего рода символ того, во что превращаются все длинные планы, "стратегии", "миссии" и "дорожные карты" в крупных (и не очень) компаниях под влиянием объективной реальности. А вместе с ними — и ваше время вместе с рабочей эффективностью. И только от вас и от вашего подхода к работе зависит, будете ли вы и дальше кидать скомканные "листы" ваших будней "в корзину" или превратите их во что-то стоящее.
Ценные идеи, которые я почерпнул из этой книги
Привлечение денег от инвесторов / сторонних кредиторов — это мера крайней необходимости, к которой лучше всего не прибегать (разве что вы уж очень стеснены в средствах) Трата чужих денег вызывает у вас транжирство, привыкание и помещает вас в "рабство" (иногда — и без кавычек) относительно инвестора: в конечном итоге вы будете развивать бизнес, который нравится не вам и вашим клиентам, а вашему инвестору. А когда инвестор по каким-то причинам уйдет, то заточенная под него модель работы окажется никому не нужна — ни вам, ни рынку. Так что вкладывайте свои деньги и решайте в своей работе ту проблему, которая наиболее близка вам — и вы получите бизнес, который востребован не только вами, но и окружающими.
Не стоит увлекаться стратегическими планами и "дорожными картами" длиной в десятки и сотни пунктов. Куда полезнее и надежнее создавать небольшие списки и все задания разбивать на более мелкие задачи, для выполнения которых нужен 1-2 дня, а не 1-2 месяца.
Небольшой бизнес зачастую эффективнее и прибыльнее, чем большая корпорация. Расти ради роста и создавать проект/стартап ради его масштабирования и продажи — одна из наиболее частых ошибок, которые допускают предприниматели.
Продавать надо не только основные, но и побочные продукты своего бизнеса / своей работы. Кстати, сама Rework появилась на свет именно как побочный продукт работы 37signals, но при этом стала далеко не последним по значимости (и по прибыльности) информационным продуктом компании. И еще: вы никогда не угадаете, на чем до сих пор зарабатывает корпорация Генри Форда помимо хороших автомобилей (узнаете, когда прочтете Rework, естественно:) ).
Не стоит "полировать" идею слишком долго: на рынок надо выпускать продукт/услугу, которую можно потом по ходу дела совершенствовать и дорабатывать. Идеал недостижим, а время — самый критичный для бизнеса ресурс. Пока вы будете "наводить блеск" на свой продукт, не показывая его рынку, кто-то уже выйдет на рынок со своим аналогичным решением, не делая из него идеальный эталон.
Не увлекайтесь стремлением стать "второй Apple": будьте первой компанией в своем роде. Готовую бизнес-модель нельзя скопировать в большинстве случаев; а если у вас вдруг и выйдет это сделать, то вы будете лишь жалким подражателем, а не оригинальным создателем продукта и идеи, которая нравится людям (а ведь именно понравившуюся идею в итоге и покупают).
Принимайте ограничения, не жалуйтесь на нехватку времени и не думайте, что если у вас чего-то нет / не хватает, то это должно вас останавливать в запуске собственного бизнеса или в развитии того, чем вы занимаетесь.
Начинать надо не стартап, а бизнес. Стартап — это какое-то безликое и зачастую скомпроментированное понятие, подразумевающую некую недолговечность и переходной период. Бизнес — это модель, структура и система правил (от поведения в стенах компании до организации всех процессов), которые будут расти и давать финансовую отдачу своим авторам / основателям / сотрудникам долгое время.
Кому стоит обязательно прочесть Rework?
Вам самим — чтобы понять, надо ли вам изменить подход к работе, к подчиненным, к начальству или вообще стоит уволиться и начать жизнь и работу на новом месте (иногда вместо того, чтобы скакать на дохлой лошади, лучше эту самую лошадь сменить на более живую)
Вашему руководству — чтобы наконец-то сменить подход к людям как к "расходному материалу" на нормальные конструктивные отношения между работодателем и сотрудником. А также, чтобы понять, что "менеджмент" — это не постоянное запугивание и поручение десятков взаимоисключающих задач; а "тайм-менеджмент" — это не похлестывание плеткой над головами у коллектива с ежеминутным поглядыванием на секундомер.
Вашим коллегам — чтобы оценить важность "часа тишины" и "правила библиотеки" на рабочем месте в любом офисе, а также понять, что 4 часа в правильной рабочей обстановке могут дать для всего коллектива куда больше, чем 10 часов в шумном офисе, где все любят ходить "на перекуры" и обсуждать, кому сегодня нахамил таксист.
Вашей девушке, жене, родителям или друзьям — чтобы понять, что фрилансеры дома работают, а не развлекаются; а понятие "рабочий день", "рабочая обстановка" и "дедлайн" существуют не только для людей в костюме и галстуке в кабинетах-"кубиках", но и для тех, кто работает с ноутбуком в пижаме и теплых тапочках у себя в спальне.
5 полезных цитат из Rework на каждый день
- "Поскребите ногтем по поверхности — и вы выясните, что обитатели "реального мира" переполнены пессимизмом и отчаянием. Они полагают, что общество не готово или не способно меняться. Хуже того, они хотят и остальных затащить в могилу своих надежд и амбиций… Не верьте им. Такой мир может быть реальным для них, но это не значит, что в нем должны жить и вы".
- "Нет ничего зазорного в том, чтобы быть экономным".
- "Любой, кто применяет к бизнесу точку зрения "мы придумаем, как стать прибыльными, в будущем", смешон. Без четкого понимания того, как стать прибыльным, бизнес не является бизнесом — это не больше чем хобби!"
- "Множество компаний… следуют за новейшими трендами и технологиями. Это удел дураков. Вы начинаете концентрировать на моде, а не на сути".
- "Многие начинающие игроки в гольф думают, что им нужны дорогие клюшки. Но настоящее значение имеет удар, а не клюшка".
|