РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 29 сентября 2017 г.

«Подталкивание» в сторону правильного выбора: свобода действий или тотальный контроль?

Источник: Blog.kniga.biz.ua

Nudge. Архитектура выбора (Ричард Талер, Касс Санстейн)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Наша жизнь состоит из постоянных процессов принятия решений: от микроскопических: выпить кофе или чай с утра, до более масштабных: как инвестировать финансы, в какой университет пойдет учиться ребенок. В последнем варианте мы уже не просто принимаем решение, но влияем на судьбу другого человека. Как сделать так, чтобы наши решения принимались эффективно, без вреда окружающим, но с максимальной пользой? Возможно ли это вообще? Авторы книги «Nudge. Архитектура выбора» (Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness) считают, что это возможно, и каждого из нас можно подтолкнуть сделать нужный выбор, принять правильное решение. Вот этот почти незримый толчок при принятии решений авторы книги, Ричард Талер (Richard Thaler) и Касс Санстейн (Cass Sunstein), назвали «архитектура выбора». К слову, идеей архитектуры выбора заинтересовались в британском правительстве… что уже звучит неоднозначно, не так ли?

Как мы принимаем решения

Итак, вы купили новый мобильный телефон. Стоп! А зачем вы его купили? Чем плох был старый? Почему именно эту модель вы выбрали? Уж не потому ли, что выбор вам навязала целая команда «креативных и талантливых богов маркетинга». Зато теперь вам предстоит мучиться принятиями новых решений: какой чехол купить, какую мелодию и заставку поставить… А ведь по сути ничего не изменится от этих решений. Кроме того, в телефоне уже есть набор стандартных опций, что также является определенным мягким подталкиванием в выборе.

Подталкивание — это любой фактор, заметно изменяющий поведение гуманов (обычных людей).

Обычные люди, авторы называют их гуманами, делают свой выбор чаще всего импульсивно и на автомате. Из-за этого они часто попадают в сети маркетинговых уловок. Существует еще и другой тип людей, Homo economicus, человек экономический. В наших реалиях встречается крайне редко: это люди, которые четко понимают, чего хотят и не хотят, им практически невозможно навязать свою точку зрения, они понимают причины тех или иных явлений и не поддаются подталкиваниям. Вы часто таких встречали? Вот и авторы тоже не видели эконов. И используют их как идеальный пример поведения. Гуманы, то есть мы с вами, поддаются подталкиваниям на «ура». Авторы считают, что применяя правильное, деликатное подталкивание в вопросах выбора, можно расширить возможности качества жизни обычных людей. При этом — не нарушая нашей свободы выбора. Так ли это на самом деле?

Свобода выбора — миф или реальность?

Все хотят сохранить свободу выбора. Все иллюзорно полагают, что имеют эту свободу. Никто не хочет, чтобы государство вмешивалось в наш выбор и наши решения. Но, тем не менее, государство, конечно, подталкивает граждан к определенному выбору, манипулируя ими. Очень часто именно этот факт приводит многих в негодование: это нарушает личную свободу. Авторы книги «Nudge» принципиально не согласны с таким утверждением. Более того, они считают его ложным.

Неверное допущение заключается в том, что почти все и почти всегда делают выбор, лучшим образом отвечающий их интересам, чем если бы за них выбирал кто-то другой. Этот посыл в корне неверен. Поскольку люди не могут принять идеальное решение, изменения в архитектуре выбора лишь улучшат их жизнь, причем как этого хотят они, а не чиновники. Мы постараемся продемонстрировать, что организовать архитектуру выбора на благо людей не только возможно, но в большинстве случаев еще и легко.

Итак, авторы предлагают деликатное вмешательство в свободу выбора человека, которое облегчит ему жизнь и сделает ее более качественной. Вот только несколько примеров из книги, как архитектура выбора улучшила жизнь людей:

  • в студенческой столовой сначала предлагали здоровую еду — овощи, фрукты, потом все остальное, как результат — потребление здоровой пищи значительно повысилось;
  • проблему донорства после смерти решили, включив разрешение на использование доноров в документы на получения прав, при этом оставив вариант подачи отдельного письма, если человек с этим не согласен;
  • все жители определенного района получили информацию о среднем потреблении электричества, и те, кто использовал больше, смогли уменьшить потребление;
  • студенты университета получили информацию о среднем недельном потреблении алкоголя — и потребление уменьшилось.

Звучит прекрасно, не так ли? Настолько прекрасно, что в 2010 году идеей подталкивания заинтересовалось правительство Великобритании. Было создано целое подразделение правительства по бихевиористскому инсайту, которое теперь стало независимым от правительства.

Когда нужно подталкивание?

Талер и Санстейн считают, что подталкивание нужно не постоянно, ведь мы сами в состоянии решить, любим мы шоколадное или ванильное мороженое, а лишь в сложных ситуациях, когда нет обратной связи и нам непросто интерпретировать ситуации из-за ее нестандартности.

Как известно, у большинства существуют проблемы с самоконтролем и вредными привычками: курение, потребление алкоголя, чрезмерное потребление сахара, неаккуратность в финансовых вопросах. Именно здесь и нужны особые специалисты — архитекторы выбора.

Большинству не нужен специальный стимул, чтобы съесть еще одно шоколадное пирожное, но можно помочь им чаще заниматься спортом.

Точно также архитекторы могут помочь населению разобраться в финансовых вопросах, чтобы не попасться на обещания финансовых институтов, но скопить на безбедную старость.

Противники теории подталкивания

Бесспорно, идея авторов, Талера и Санстейна, при всей кажущейся простоте весьма привлекательна. Государство и общество помогают потребителям сделать правильные выборы путем ненавязчивого подталкивания в нужном направлении. Но у этой теории есть и противники, возражающие, что подталкивание идет в большинстве случаев не от правительства, а от бизнесов. И пока любой бизнес будет преследовать свой финансовый интерес, то и подталкивание будет идти именно в сторону этого интереса. Кроме того, противники теории считают, что свобода выбора все равно должна оставаться в руках самих людей. Именно они могут понять свои глубинные мотивы и желания. Все остальное — это некая модель тоталитарного общества. Ведь никто не хочет жить, зная, что «большой брат следит за тобой». И, наконец, многие эксперты считают вмешательство архитекторов в личную жизнь людей просто неэтичным. А именно это и будет происходить при «деликатном» подталкивании.

Как сказал бывший вице-премьер Великобритании, Ник Клэгг (Nicholas Clegg): «Проблема в том, чтобы найти пути, помогающие людям действовать как в своих, так и в общественных долговременных интересах, в то же время уважая индивидуальную свободу».

Как видим, идея подталкивания в сторону правильных решений и архитектура выбора породила острые дискуссии в обществе. Подробно ознакомиться с теорией можно на сайте nudges.org.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победуМиф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)