Десять важнейших тенденций десятилетия
Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в 13-м номере журнала.
Ошибаются те, кто полагает, что успех бизнеса целиком и полностью определяется качеством управления. Правильный выбор рынка, технологии, географического положения оказывает решающее воздействие на долгосрочную результативность компании. Хорошим управлением славятся пребывающие в упадке отрасли, при этом в таких секторах, как банковский, телекоммуникационный и технологический, органический рост западных публичных компаний почти на две трети определяется правильным выбором рынка и географического положения. Преуспевают компании, которые вовремя разглядели глубинные тенденции и действуют в соответствии с ними; тем, что плывут против потока, приходится нелегко. Умение уловить главные течения и выработать стратегию навигации — жизненно важно для процветания компании.
Что же это за течения, которые к 2015 г. до неузнаваемости преобразят мир? Пытаться предсказать ближайшее будущее с его изменениями или катаклизмами — затея, как правило, безнадежная. Другое дело — прогнозировать общее направление перемен на долгую перспективу: сделать это можно, анализируя скорее давнее прошлое, а не события только что минувших дней (см. врезку «Информация для размышления»). Даже интернету потребовалось 30 лет, прежде чем он стал одной из главных примет нашего времени.
Информация для размышления
Объем международной торговли по отношению к мировому ВВП
1990: 18%
2015 (по прогнозам): 30%
Число региональных торговых соглашений
1990: 50
2005: 250
Доля жителей Латинской Америки, которые предпочли бы демократии диктатуру, если бы при этом вырос их уровень жизни: 50%
Доля мусульман в мире
2000: 19%
2025 (по прогнозам): 30%
Количество крупных вооруженных конфликтов:
1991: 58
2005: 22
Доля руководителей компаний всего мира, которые считают, что избыточное регулирование препятствует росту: 61%
Увеличение доли населения Германии старше 75 лет в 2005-2015 гг.: 33%
Вероятность того, что компания из первой четверти списка самых высокодоходных предприятий отрасли утратит лидирующую позицию через пять лет: 30%
Вычислительная мощность процессора Intel по количеству команд в секунду
1971: 60 000
2005: 10 800 000 000
Увеличение объема трафика электронных писем с 1997 по 2005 г.: в 215 раз
Общая рыночная капитализация 150 крупнейших компаний
1994: 4 трлн долл.
2004: 11 трлн долл.
Общий капитал под управлением фондов прямых инвестиций в США и Европе в 2003 г.: 1 трлн долл.
Рыночная капитализация Нью-Йоркской фондовой биржи в 2003 г.: 11 трлн долл.
Темп роста совокупного богатства, контролируемого миллионерами в Китае в 1986-2001 гг.: 600%
Примерное количество китайских семей, которые к 2020 г. достигнут европейского уровня доходов (если реальные доходы будут расти со скоростью 8% в год): 100 млн
Общее число трудящихся в Китае: 750 млн (в том числе государственных компаний: 375 млн)
Рост налогов, необходимых для поддержания существующего уровня социальных льгот для следующего поколения немцев: 90%
Увеличение доли населения Японии старше 75 лет в 2005-2015 гг.: 36%
Количество угольных электростанций, которые Китай планирует построить к 2012 г.: 562
Рост налогов, необходимых для поддержания существующего уровня социальных льгот для следующего поколения японцев: 175%
Год, когда был зафиксирован самый сильный разрыв в уровне доходов между 5% богатейших и 10% беднейших граждан США: 2004
Доля национального ВВП, которую Великобритания потратила в 2004 г. на государственный сектор: 20%
Затраты Великобритании на госсектор по отношению к ВВП, включая трансфертные платежи (например, пенсии): 40%
Количество американских налоговых деклараций, составленных в Индии
2003: 25 000
2005: 400 000
Уменьшение доли населения Японии младше 5 лет в 2005-2015 гг.: 13%
Год, в который Китай выбросит в атмосферу диоксида углерода больше, чем США: 2025
Год, к которому уровень CO2 в атмосфере может достичь 500 миллионных долей: 2050
Когда уровень CO2 в последний раз достигал этого показателя: 50 млн лет назад
Срок, который требуется для распада новой молекулы CO2: 100 лет
|
Макроэкономические тенденции
Прежде всего мы выделили три макроэкономические тенденции, которые в ближайшее десятилетие вызовут коренную трансформацию глобальной экономики.
1. Центры экономической активности сместятся не только на глобальном, но и на региональном уровне. В результате либерализации экономики, совершенствования и распространения новых технологий, развития рынка капитала и демографических изменений мир претерпевает масштабную реорганизацию экономической деятельности. Конечно, не все будет идти гладко, будут и сбои, и потрясения, но маховик запущен, и его уже не остановить. Сегодня на долю Азии (не считая Японии) приходится 13% мирового ВВП, на Западную Европу — более 30%. За следующие 20 лет доли этих регионов почти сравняются. Расклад сил в некоторых отраслях и видах деятельности, например в производстве и ИТ-услугах, изменится еще сильнее. Происходящие изменения не ограничиваются «исходом» в Азию. Очень важные изменения будут происходить и внутри регионов. Львиная доля абсолютного экономического роста в ближайшие 20 лет, как и прежде, придется на США[1].
2. Государственный сектор будет разрастаться, и основной задачей станет повышение его производительности. Из-за беспрецедентного старения населения развитым странам придется многое изменить в государственном секторе: необходимо будет повысить его эффективность и найти инновационные решения. Ситуация очень серьезная: если значительно не поднять производительность госструктур, то непомерные расходы на пенсии и здравоохранение вынудят власти поднимать налоги до опасного для экономики уровня.
Впрочем, с этой проблемой столкнутся не только развитые страны. Правительствам многих развивающихся стран придется решать, какой объем социальных услуг предоставлять гражданам, все острее нуждающимся в государственных гарантиях социальной защиты — здравоохранении и пенсионном обеспечении. Чтобы достичь нужного уровня эффективности, госу- дарственные структуры и развитых, и развивающихся стран будут все больше заимствовать передовые принципы работы частного сектора[2].
3. Заметно увеличится количество потребителей и изменится их состав. В ближайшее десятилетие на мировом рынке появится почти миллиард новых потребителей: благодаря экономическому росту в развивающихся странах средний годовой доход домохозяйств превысит 5 тыс. долл. — преодолевая этот порог, люди обычно начинают приобретать не только предметы первой необходимости. К 2015 г. покупательная способность населения развивающихся стран возрастет с 4 до 9 трлн долл., то есть приблизится к нынешнему уровню Западной Европы.
Существенно изменятся и потребительские сегменты в развитых странах, причем не только в результате старения населения. Сыграют важную роль и другие факторы: например, к 2015 г. латино-американское население США будет обладать такой же покупательной способностью, как 60% всех потребителей в Китае. И потребители, независимо от места проживания, смогут приобретать одни и те же продукты одних и тех же брэндов и получат более широкий доступ к информации о них.
Социальные и экологические тенденции
Затем мы определили четыре социальные и экологические тенденции. И хотя они менее предсказуемы, чем макроэкономические, и их воздействие на деловой мир менее очевидно, они в корне преобразят наш образ жизни.
4. Средства связи изменят образ жизни и способы взаимодействия людей. Техническая революция только начинается: пока мы находимся на ее ранней стадии. Частные лица, государственные структуры и бизнес все еще учатся максимально эффективно использовать информационные технологии в своей деятельности и с их помощью развивать знания и расширять доступ к ним. Инновации в таких областях, как био-, нано- и лазерные технологии, — это больше, чем просто новые продукты и услуги.
Заметнее не сам технологический прогресс, а вызванные им изменения в поведении людей. Теперь люди могут работать, находясь в разных уголках земного шара. Мы по-новому формируем сообщества и заводим отношения (например, 12% американских пар, заключивших брак в прошлом году, познакомились в интернете). Сегодня мобильные телефоны есть у более чем двух миллиардов людей. Мы ежегодно отправляем девять триллионов электронных писем. Мы пользуемся поисковой системой Google миллиард раз в день, причем больше половины запросов делаются не на английском языке. Возможно, впервые за всю историю человечества географические границы не препятствуют социальной и экономической организации.
5. Изменится характер глобального рынка труда. Грядущие изменения гораздо сильнее преобразят рынок труда, чем нынешнее перемещение рабочих мест в регионы с низким уровнем заработной платы. Из-за развития наукоемких отраслей повысится значимость высокообразованных специалистов и острее будет ощущаться их нехватка. Вместе с тем усиливающаяся интеграция глобальных рынков труда открывает новые источники профессиональных трудовых ресурсов. В развивающихся странах уже работает 33 млн молодых специалистов с университетским образованием — в два раза больше, чем в развитых. Для многих компаний и правительств глобальные стратегии на рынке труда и подготовки квалифицированных кадров станут так же важны, как и глобальные стратегии в области производства и снабжения[3].
6. Внимание общественности к крупному бизнесу, его роли и действиям, будет все более пристальным. Вероятно, глобальная экспансия бизнеса и сильное загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями усугубят недоверие общества к крупному бизнесу. Акционерная стоимость, свободная торговля, право на интеллектуальную собственность, свободное движение капиталов — во многих частях мира эти догмы сегодняшней идеологии глобального бизнеса не только не понимаются, но и не принимаются. Корпоративные скандалы и экологические катастрофы уже кажутся неизбежной чертой нашего времени, и, похоже, в ближайшем будущем они будут происходить гораздо чаще, провоцируя негодование общественности и негативную реакцию политиков и законодателей. И это тенденция не последних пяти лет, она наметилась еще в XVIII в. Нарастающие темпы роста и размах глобального бизнеса, появление действительно гигантских глобальных корпораций в ближайшее десятилетие еще сильнее обострят ситуацию.
Бизнес, особенно крупный, вряд ли когда-нибудь будет горячо любим. Но в его силах сделать так, чтобы общество признало его заслуги. Лидеры делового мира должны более убедительно демонстрировать обществу положительные стороны бизнеса — его интеллектуальный, социальный, экономический потенциал и огромный вклад в общественное благосостояние[4].
7. Потребность в природных ресурсах будет увеличиваться, как и нагрузка на окружающую среду. По мере ускорения экономического роста, особенно развивающихся рынков, природные ресурсы начинают использоваться в беспрецедентных масштабах. По прогнозам, в ближайшие 20 лет потребность в нефти вырастет на 50%, но спрос вряд будет удовлетворен, если не будут открыты новые крупные месторождения или не появятся принципиально новые технологии. Так же резко подскочил спрос и на множество других ресурсов. Например, в Китае за последние десять лет спрос на медь, сталь и алюминий почти утроился.
При этом ресурсов в мире остается все меньше. Во многих странах ключевым препятствием для роста окажется дефицит водоснабжения. Если кардинально не изменить принципы человеческой деятельности, то остановить истощение одного из самых редких природных ресурсов — атмосферы Земли — не удастся. Создать мир, в котором полноценный экономический рост не будет идти во вред экологии, можно только за счет инновационных технологий, более жесткого регулирования и бережного использования ресурсов[5].
Отраслевые и корпоративные тенденции
В последний блок мы включили важнейшие корпоративные и отраслевые тенденции, которые приведут к изменениям на уровне компаний.
8. Формируются новые глобальные отраслевые структуры. По мере изменений в рыночном регулировании и появления новых технологий развиваются нетрадиционные бизнес-модели, часто сосуществующие с другими на одном рынке и в рамках одной отрасли. Во многих отраслях складываются структуры, напоминающие по форме гантель: наверху — несколько гигантских компаний, посередине — небольшое число компаний среднего масштаба, внизу — множество быстро развивающихся мелких игроков. Возникают и взаимосвязанные «экосистемы», объединяющие поставщиков, производителей и потребителей и размывающие границы компаний. Изменяются даже базовые структурные принципы: например, благодаря быстрому развитию отрасли прямых инвестиций изменяются структура собственности, жизненные циклы и представления об уровне результативности. Компании, которые сумеют вовремя воспользоваться новыми структурными преимуществами, выиграют в результате изменений.
9. Управление из искусства превращается в науку. Для более крупных и сложных компаний нужны новые механизмы управления. Действительно, благодаря передовым технологиям и инструментам статистического контроля появляются новые управленческие подходы, способные сделать жизнеспособными даже мегаорганизации.
Время интуитивного управления уходит в прошлое. Сегодня руководители компаний осваивают алгоритмические методы принятия решений и применяют сложнейшее программное обеспечение для управления бизнесом. Научный менеджмент — уже не просто дополнительное конкурентное преимущество, а скорее взнос, дающий компании право вступить в игру.
10. Доступность информации изменяет экономику знаний. Знания становятся все более доступными, и в то же время — все более узкоспециализированными. Самое наглядное проявление этой тенденции — увеличение числа поисковых систем вроде Google, которые позволяют моментально найти нужные сведения в бесконечном объеме данных. Получить информацию можно практически из любой точки земного шара, однако глубинные изменения не сводятся только к этому.
Появляются новые модели создания и распределения знаний и информации, собственности на них и доступа к ним. Прочное место занимают системы с открытым кодом, когда инновации создаются не отдельными людьми, а целыми сообществами. Знания умножаются: например, число заявок на патенты в мире в 1990-2004 гг. увеличивалось ежегодно на 20%. Компаниям нужно учиться использовать знания в своих интересах и управлять этим потоком информации, чтобы не утонуть в нем.
* * *
Компаниям важно осмыслить эти тенденции и их последствия, понять, что нужно потребителям и на каких направлениях особенно ужесточится конкуренция. У руководителей, которые будут формировать стратегию своих компаний с учетом всех этих факторов, больше шансов преуспеть.
Иэн Дэвис, Элизабет Стивенсон
Статья была опубликована в интернет-версии The McKinsey Quarterly, 2006
Об авторах:
Иэн Дэвис (Ian Davis) — управляющий директор McKinsey
Элизабет Стивенсон (Elizabeth Stephenson) — консультант McKinsey, Сан-Франциско
[1] Подробнее об этом читайте в статье «Китай и Индия: чья модель роста лучше?» в этом номере «Вестника McKinsey».
[2] Подробнее об этом читайте в статье «Обеспечение эффективности в государственном секторе» в этом номере «Вестника McKinsey».
[3] Подробнее об этом читайте в статье «Будущее глобального рынка труда» в этом номере «Вестника McKinsey».
[4] Подробнее об этом читайте в статье «Роль госрегулирования в стратегии» в этом номере «Вестника McKinsey».
[5] Подробнее об этом читайте в статье «Ограниченное предложение, неограниченный спрос» в этом номере «Вестника McKinsey».
|