10 мировых трендов по лидерству
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№3, март, 2008)
В ближайшем будущем руководителям компаний придется столкнуться с новыми сложностями процесса изменений. И от лидеров зависит, станет ли этот барьер новой ступенькой для роста.
В преддверии весны и изменений, которые она с собой несет, мы предлагаем вашему вниманию 10 трендов в области лидерства. Какие глобальные изменения в менеджменте грядут в ближайшем будущем, какие проблемы и возможности в связи с этим возникнут у собственников и менеджеров? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Центр креативного лидерства США (Center for Creative Leadership — CCL) провел исследование на тему «Изменяющаяся суть лидерства».
По мнению респондентов, руководителям в ближайшем будущем предстоит столкнуться с увеличением сложности изменений как внутри самих организаций, так и вне компаний — в динамике развития рынка и недостатке талантов, поэтому топ-менеджеры понимают, что надо не только искать потенциальных лидеров, но и предоставить им возможность проявить себя. Знание будущих трендов поможет обнаружить эти возможности как можно быстрее.
1. Увеличение уровня сложности новых задач
Более 90% топ-менеджеров в один голос заявляют, что задачи, которые они решают сейчас, по сравнению с задачами, которые они решали пять лет тому назад, стали намного сложнее. Поскольку мир становится сложнее, лидеры должны получать в свое распоряжение дополнительные полномочия. Это даст им возможность пробовать исполнять новые функции для эффективного решения сложных задач. Естественно, единого пути решения проблемы нет. Например, в CCL была разработана «Программа управления сложными задачами», нацеленная на исследование новых качеств лидеров, актуальных в ближайшем будущем, среди которых — исследовательские способности, внимательность, умение рисковать, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, управлять переменами.
2. Инновационная революция
Несмотря на то что каждая организация развивается своим путем, для достижения более высоких результатов есть универсальное «топливо» — инновации. С помощью каких стратегий осуществляется внедрение инноваций, каким образом компаниям удается поддерживать инновационную культуру? Удивительно, но только около 50% из опрошенных топ-менеджеров верят, что их организация уделяет надлежащее внимание инновациям. Эта тенденция показывает, что у компаний еще достаточно нереализованных возможностей в сфере менеджмента инноваций.
Рассказывая о стратегиях в сфере управления инновациями, применяющихся в их компаниях, менеджеры отмечали открытость процессов, нацеленных на создание инноваций. Кроме того, по мнению топ-менеджеров, необходимо сфокусироваться на взращивании талантов, программах мотивации и вознаграждения за исследования.
Марисса Маер, директор департамента потребительских веб-продуктов Google, рекомендует использовать формулу построения культуры инноваций и сотрудничества из четырех переменных.
- Проводите «офисные часы», на которых каждый сотрудник сможет предложить свои идеи.
- Создайте «список идей», куда каждый сможет вносить свои предложения.
- Как можно чаще и раньше берите на себя риски и внедряйте новые проекты.
- Неважно, как быстро растет ваша компания, постоянно поддерживайте связь со всеми сотрудниками.
3. Сотрудничество наций
В глубоком океане бизнеса главной функцией лидера компании становится умение выстроить крепкие и дружеские связи с разными подразделениями внутри компании. Более 97% респондентов считают данную способность ключевой для организации, но только 47% из 115 топ-менеджеров уверены, что их лидерам действительно по плечу управление парусником эффективного сотрудничества. Правда, во многих организациях уже давно работают люди, обладающие навыками эффективного сотрудничества, управления нововведениями и построения отношений. Причем они не обязательно занимают руководящие посты. Такие люди достойны более пристального к ним внимания, и, возможно, в будущем именно они станут образцом для подражания.
4. Искусство виртуального лидерства
С увеличением глобализационных процессов перед организациями стоит задание управлять различными процессами виртуально. Какие же качества помогают этого достичь? Из 129 топ-менеджеров, ответивших на этот вопрос, 85 % считают, что ключевым трендом является виртуальное лидерство. Причем виртуальное лидерство требует от менеджеров иных качеств по сравнению с лидерством «лицом к лицу». В таком случае частота коммуникаций, эффективность и ясность сообщений, по мнению более 70% опрошенных топ-менеджеров, приобретают критическое значение.
Майк Косслер и Соня Престидж в своей книге Leading Dispersed Teams («Успешные рассредоточенные команды») предлагают несколько способов совершенствования коммуникации.
- Создайте принципы «когда» и «как» коммуницировать.
- Определите способы документирования, хранения и передачи знаний.
- Используйте каждую возможность для сотрудничества с командами.
- Создайте план коммуникаций между различными командами, чтобы определить приоритеты и срочность сообщений, удобство различных коммуникационных каналов.
5. Разорванный мир
В среднем топ-менеджеров отвлекают один раз в течение получаса: кого-то — каждые пять минут, кого-то — ни разу за день. Эксперты пришли к выводу, что руководители не всегда осознают, насколько часто они отвлекаются, что собой представляют отвлечения и как с ними бороться. Большинство идут самым простым путем: нанимают секретаря, закрывают двери и выключают телефон. Еще один способ сделать свою жизнь проще — выполнять за единицу времени лишь одну задачу и не переходить к другой, пока не закончена предыдущая.
6. Аутентичность как наивысшая ценность
Каждому человеку, тем более лидеру, как правило, приходится играть несколько ролей: руководителя, подчиненного, партнера. Иногда при этом жизнь «рассыпается» на отдельные части. Оказалось, что среди 247 опрошенных топ-менеджеров 90% заявили, что им все же удается сохранять свою аутентичность, быть эффективными, не предавая свои ценности, идеалы, хотя многим из них часто приходится заставлять себя поддерживать имидж руководителя, решающего все проблемы в довольно сложных и неоднозначных вопросах, оправдывая ожидания сотрудников и партнеров.
7-8. Спад беби-бума и восполнение дефицита лидеров
Согласно статистике через четыре года около 83 млн. работников компаний США покинут ряды рабочих, и надо будет срочно искать им квалифицированную замену. На вопрос, какие потери вследствие этого следует ожидать компаниям, 30% из 132 менеджеров ответили: видение развития бизнеса, основанное на знаниях; внутренние и внешние личные связи; навыки и исторический контекст. Только 35% из всех опрошенных верят в то, что компании смогут успешно решить эту проблему, создав стратегический план развития талантов.
9. Здоровое лидерство
Исследования показали наличие связи между эффективным лидерством и постоянными физическими нагрузками. Людям нужны герои, поэтому лидерский потенциал намного выше оценивается у тех, кто занимается спортом, чем у тех, кто предпочитает зарядку для мозгов. Из 115 менеджеров 47% уверены, что ключевым фактором их продуктивной карьеры является сбалансированное питание и здоровый образ жизни.
10. А что же дальше?
На вопрос, какие тренды повлияют на развитие лидерства в будущем, топ-менеджеры предложили более 20 различных вариантов — от глобализации (9%) до изменения внутренней структуры организаций (6%). Но ключевым трендом был назван переход от автократического стиля управления к более демократическому. Также четко прослеживается тренд незамедлительной обратной связи. Нынешние сотрудники менее терпимы к компании, больше сфокусированы на собственных интересах, стремятся к гибкому графику, мобильны и заинтересованы в получении краткосрочных выгод «здесь и сейчас».
|