ТЕНДЕНЦИИ | Новая парадигма лидерства 27 февраля 2009 г.

Время великих идей

Источник: журнал "Комп&ньоН" (№7, февраль 2009)

XXI век — эпоха индивидуальностей. Именно компании с собственным лицом, понимающие каждого потребителя и сотрудника, будут наиболее успешными.

Йонас Риддерстрале Для истинных предпринимателей нет повторений и ограничений. Повторение за кем-либо позволяет выжить, лишь когда спрос превышает предложение, а бизнес-мир, в котором процветают средний класс и масс-маркет, ценит стандарты, безопасность и стабильность. Но сейчас надолго наступают иные времена. Свой взгляд на успешную современную эффективную стратегию изложил в журнале Learning Review Spain Йонас Риддерстрале, соавтор популярной теории бизнеса в стиле фанк.

Перегруппировка ради идеи

Наступило время нового глобального сценария. Нации в нынешнем виде устаревают и вскоре исчезнут. Вместо них появляются новые формации и институты.

Пока существовали расстояния, народы и племена определялись географически: немцы, шведы, аргентинцы. Сейчас структурирование все чаще происходит по биографическому признаку: «ангелы смерти», «бывшие заключенные», «гомосексуалисты» и проч. В «республике Пэрис Хилтон» больше «населения», чем во многих традиционных странах. И для немалого количества компаний подобные «республики» интереснее, нежели отдельные страны.

Конечно, нации в традиционном понимании будут важны, к примеру, на чемпионате по футболу. Но я не удивлюсь, если финал 2048 г. будет разыгран между командами «Гомосексуалисты Юнайтед» и «MBA FC».

О переформировании говорит и то, что государства в большинстве своем не в состоянии справиться с такими вызовами, перед которыми оказалось человечество, как глобальное потепление, вселенская нищета и международный терроризм.

Переформирование происходит под флагом BHAI (Big, Hairy, Audacious Idea — великая, неординарная и наглая идея). Поясню на примере США. Эта страна крайне разнородная и многоликая, даже не страна в традиционном понимании. Каждый из нас может достаточно легко стать американцем. Это вопрос выбора, потому что США — нечто вроде клуба или движения, к которому можно примкнуть. Как вы думаете, сколько времени нужно для того, чтобы стать шведом? 243 года или около того, если вы родились в Дании. А французом или японцем? Даже не думайте!

Конечно, одним может нравиться идея под названием «США», у других вызывать ненависть. В этом природа великих идей — вы можете быть «за» или «против». Но трудно представить, что вы с друзьями в пятницу вечером за бокалом пива будете спорить о Бельгии. Нет, только великие идеи не оставляют нас равнодушными.

ТЫ-волюция

Откройте любую газету, и вы найдете хотя бы одну статью об изменении климата и глобальном потеплении. Подобные масштабные изменения происходят и в бизнес-среде. Это проявляется в первую очередь в растущем объеме информации.

Как и природа, люди начинают давать сдачи. Происходит ТЫ-волюция (You-volution). Когда существовала только ручка, коммуникация была «один-на-один». Во время радио и телевидения она стала «один-для-многих». Сегодня, в эпоху Интернета, коммуникация «все-для-всех». Появление и развитие Сети означает, что люди с подобными взглядами могут объединиться без помощи и позволения кого-либо.

Сейчас все говорят о том, что индивидуализм — uber alles превыше всего. Что это означает для бизнеса? Если смотреть на отношения с потребителями, то по ТЫ-принципу успешно работают YouTube и Linux. Путь к построению конкурентоспособности подразумевает эмоциональные инновации, создающие настроение, к которому у потребителей возникает привязанность и даже зависимость. Создатели настроения — это Zara, Dell, IKEA.

Не менее важен тезис uber alles для управления персоналом. Многие компании посвятили последние 20 лет адаптации своей продукции и услуг к потребителям. Умные компании в ближайшие 20 лет много времени и сил положат на кастомизацию для сотрудников.

Некоторые организации уже выполнили домашнее задание. Невероятно успешная бразильская компания Semco использует более десяти способов оплаты труда (начиная с фиксированной зарплаты и опционов и заканчивая бонусными схемами), которые могут комбинироваться. В компании гибкий график. Сотрудники оценивают своих боссов. Финансовые показатели открыты — чтобы каждый мог видеть, как идут дела. Текучесть кадров — около 1%.

Cтановясь все более свободными, люди начнут выбирать организацию. Это значит, что вы как лидер компании и ваша компания — игроки в большой игре привлекательности. Каждый человек особенный. Нас радуют либо приводят в ярость разные моменты. Так что предложение для каждого отдельного человека должно быть особенным.

Персонализировать можно все — от офисной мебели до стимулов. Многие компании об этом знают. Некоторые этим пользуются. В IBM и Sun Microsystems 40-50% персонала уже работают удаленно. Но изменения происходят медленно.

Разве организации действительно стали лучше заботиться о людях, понимать и учитывать их нужды и внедрять инновационные изменения? И да, и нет. Почему абсолютное большинство компаний подгоняют компенсационные схемы лишь под тех, кто живет ради работы, а не для абсолютного большинства сотрудников, которые работают для того, чтобы жить? Ведь для многих людей возможность пару дней посидеть с детьми, когда те заболели, может быть намного дороже, чем корпоративный автомобиль. Почему непревзойденное мастерство оценивают в первую очередь у топов? Разве не должна компания, претендующая на успешность, иметь процедуры оценки крутизны всего своего персонала, сталкивающегося со множеством сложных задач каждый день? Индивидуализация — ключ к эффективному лидерству.

Конечно, не все нужно персонализировать — стандартизация и персонализация должны сосуществовать. Люди — стадные существа, они объединяются в племена. Для них важно верить и знать, что существует нечто общее. И корпоративные таланты, и потребители ожидают, что работодатели предложат им смысл и значение совместного существования. Это важно учитывать, если, конечно, вы хотите привлечь думающих сотрудников.

Смена парадигмы

1990-е дали нам понимание конкуретно ориентированного бизнеса и лидерства. Сейчас пришло время продвинуться далее и получить выгоды от знаний и перспектив в сфере психологии и социологии.

Исследования показывают, что образование и опыт людей объясняют лишь 28% операционной эффективности, а уверенность в себе и в собственных силах — целых 38%.

Увеличение психологического капитала для компании влечет за собой использование техник, позволяющих повысить уверенность, оптимизм, зарождать надежды и устойчивость. Иными словами — это позитивная обратная связь, постановка ясных целей для всех без исключения задач, учет непредвиденных обстоятельств в планировании, делегирование полномочий, коучинг, подтверждение того, что опыт каждого отдельного человека успешен.

Наращивание социального капитала подразумевает работу над корпоративной религией. Это — создание мечты, рассказы об лучших, корпоративные празднования, внимание к ценностям каждого сотрудника и его опыту, управление пространством и реорганизация структур.

Боюсь, простых готовых решений не существует. Формулу успеха можно описать, просуммировав подходы «know how + know who + can do» (знаю, как + знаю, кто + могу сделать).

Давайте не обманывать себя. Люди по своей природе отрицают ситуации неуверенности, стремятся быстро все наладить. Так что многие управленцы и организации в целом не изменятся. Революции всегда имеют очаг возгорания, они начинаются с малого. В нынешней ситуации они будут начинаться там, где лидеры вдохновляют себя и других предпочитать любопытство абсолютной уверенности, потенциал — просто хорошей жизни, шансы, пусть даже сомнительные, — просто выживанию.

Кроме того, лояльность переходит из географической плоскости в человеческую. Множество фирм предоставляют услуги и продукты схожего качества по схожей цене, но для «поколения выбора» одинаковость неприемлема. Чем больше в мире выбора, чем менее урегулирована жизнь в целом, тем меньше смысла компаниям оставаться просто хорошими.

Человекоменеджмент

Вы можете предсказать, какие изменения произойдут в сфере инноваций и роли персонала в современных организациях за десять лет? В течение XX в. менеджмент и лидерство во многом определялись борьбой с девиантностью — социальными отклонениями. Преимущественно речь шла об отрицательных отклонениях, но какое-то количество позитивных отличающихся людей все же «убили» по ходу. Это была осознанная жертва компаний ради профессионального менеджмента.

Мы обращали внимание на слабости людей и работали именно над ними. Сосредоточенность на слабостях вылилась в то, что теперь нужно развивать способности по развитию наших сильных сторон.

Если вам медведь на ухо наступил, потратьте хоть 350 лет, но вы не станете вторым Лучано Паваротти. Радостные сюрпризы и захватывающие инновации порождают не супернули, а супергерои, те, кто учится растить свои плюсы, управлять ими, усиливать их.

С детства большинство людей были озабочены лечением болезней, вместо того чтобы попробовать профилактические медикаменты. Многие менеджеры продолжают 80% времени уделять бизнесам, продуктам и персоналу, которые показывают худшие результаты. А что бы произошло, поведи мы себя иначе?

Новая парадигма лидерства должна быть профилактической, а не лечебной. Каждый человек на нашей планете — сосуд с потенциалом позитивных отклонений и особенностей. Мой совет прост: стройте организацию, которая выискивала бы плюсы, а людям было бы позволено действовать.

Именно это и есть человекоменеджмент.

Подготовила Юлия Пряникова




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
50 лучших книг по саморазвитию в инфографике50 лучших книг по саморазвитию в инфографике

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)