БАНКИ
|
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Председатель правления | 75,7 | 50 | 200 |
Зампред правления по корпоративному бизнесу | 36,4 | 25 | 150 |
Зампред правления по розничному бизнесу | 39,8 | 30 | 150 |
Директор юридического департамента | 20,5 | 20 | 80 |
Директор по персоналу | 24,1 | 15 | 50 |
ФАРМРЫНОК
Волшебная пилюля
Фармацевтический рынок живет по своим законам. В то время как работодатели из разных секторов избавлялись от дорогих экспатов, фармацевтические компании, наоборот, привлекали таких топов. Среди пяти представительств крупнейших мировых компаний только одним управляет украинец. С одной стороны, отечественный менеджмент не выдержал испытаний кризисом, за что и поплатился, объясняет Александр Подколзин, консультант компании Hudson. С другой — изменения, произошедшие в компаниях, связаны еще и с глобализацией рынка. Мировая отрасль пережила четыре крупных слияния и поглощения, в результате которых на рынке оказались опытные, правда, дорогие менеджеры. Их то и отправили в Украину. В результате разброс зарплат специалистов уровня главы представительства получился весьма значительным — от 30 тыс. грн до 100 тыс. грн в месяц (медианный доход находится в пределах 55-65 тыс. грн в месяц).
Приезд экспатов тут же отразился и на динамике обновления управленческих команд. К тому же повысился спрос на менеджеров по управлению эффективностью работы внешней службы (продажами) и коммерческих директоров, хотя наличие этих вакансий в принципе нехарактерно для фармацевтических компаний. Новых людей брали на более выгодные условия. Зарплаты в сегменте среднего и высшего звена за год практически не уменьшились, поскольку в большинстве компаний они традиционно привязаны к доллару или евро. Более того, вознаграждение топ-менеджмента в долларовом эквиваленте в некоторых случаях повысилось на 7-10%. Продажи в сегменте сократились, но не так драматически, как в других отраслях, поэтому запас прочности позволял работодателям «не делать резких движений». Часть фармацевтических компаний, особенно европейских, индексировали гривневые зарплаты, повышая их как минимум на 25%, максимум — на 60%. В большинстве случаев генеральный менеджмент получил бонусы в полном объеме. Судя по тому как начался 2010 год, он будет успешным для фармрынка, а значит, минимальный прирост зарплат, по оценке Александра Подколзина, составит около 10%.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
Тревожный звонок
Ситуация в крупнейших телекоммуникационных компаниях остается стабильной. Несмотря на кризис, люди неохотно снижают свои расходы на связь. Размеры зарплат в 2009 году у руководителей высшего звена остались преимущественно без изменений. Впрочем, нельзя сказать, что экономика в целом не повлияла на доходы сотрудников компании. Да и задачи стали сложнее. «При общей стабильности зарплатного фонда в гривне уровень доходов в валютном эквиваленте снизился в связи с падением курса нацвалюты и инфляцией», — признает директор по персоналу и развитию организации компании «Киевстар» Елена Кропивянская. Компании по-разному старались компенсировать потери: некоторые, вопреки тенденциям рынка, увеличивали долю постоянного вознаграждения. При этом все крупные игроки провели плановое повышение зарплат — в среднем на 15%. В 2010-м также запланирован рост как минимум на 10%. Уже в следующем году при условии, что курс гривни меняться не будет, отрасль выйдет на докризисный уровень оплаты труда. «Компании оптимизировали затраты другими методами: заморозили набор персонала или провели сбалансированное сокращение штата», — говорит Станислав Вилюха, управляющий партнер компании Exon Recruiters.
В числе пострадавших в отрасли — топ-менеджеры-экспаты. «Зарплаты последних были зафиксированы в гривне уже без былой привязки к доллару или евро. Кроме того, существенной оптимизации подвергся компенсационный пакет управленцев: уменьшались или сокращались дополнительные компенсации на оплату жилья или обучение детей», — рассказывает Наталья Береза, директор по управлению персоналом компании «МТС Украина».
В то же время в зарплатной политике структур IT-сектора произошли более ощутимые изменения. По словам директора компании «Е-Консалтинг» Андрея Безгубенко, работодатели отказываются от сложных систем начисления бонусов в пользу более простого и прозрачного формирования вознаграждения управленцев. Сейчас владельцы некоторых структур не только не вспоминают о премиях, но и урезают оклады.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Генеральный директор | 57,0 | 35 | 80 |
Директор по финансам | 43,5 | 20 | 65 |
Директор по продажам | 38,8 | 25 | 50 |
Директор по маркетингу | 39,8 | 30 | 50 |
Директор юридического департамента | 35,8 | 23 | 45 |
Директор по персоналу | 28,7 | 15 | 43 |
FMCG
Не все директора одинаково полезны
Компании-производители потребительских товаров на топ-менеджерах не экономят даже во время кризиса. После девальвации гривни большинство крупных участников рынка индексировали зарплаты директоров. Величина денежного вознаграждения первых лиц по-прежнему $3-10 тыс. в зависимости от масштабов компании-работодателя. Со вторыми лицами дело обстоит несколько иначе. Их оклады не всегда увеличивают по мере снижения покупательной способности национальной валюты. Так, по данным компании World Staff, зарплаты маркетинг-директоров FMCG-компаний были индексированы лишь частично и в долларовом эквиваленте уменьшились в среднем на 25-30%.
Из всех менеджеров FMCG в наихудшем положении оказались директора по закупкам и начальники юридических департаментов, средняя величина денежного вознаграждения которых сократилась не только в долларовом, но и в гривневом эквиваленте. По оценке Ernst & Young, первые потеряли в среднем 5% заработной платы, вторые — 3%. Причины снижения вознаграждения порой были самыми неожиданными. Руководитель HR-службы одной из компаний рассказал Контрактам о том, что основной причиной пересмотра зарплаты главного менеджера по закупкам стало подозрение в воровстве. В начале первой волны кризиса генеральный директор принялся лично проверять эффективность всех бизнес-процессов: от закупки сырья до отгрузки готовой продукции. Так всплыли некоторые косвенные доказательства нечистоплотности главного закупщика. В результате зарплата последнего уменьшилась почти вдвое.
В социальных пакетах топ-менеджеров FMCG-компаний существенных изменений не произошло. Стандартный набор предлагаемых материальных благ остался прежним: медстраховка, служебное транспортное средство, образование. Впрочем, нельзя сказать, что работодатели не попытались сэкономить на нематериальных мотивационных инструментах. По информации директора рекрутингового агентства Golden Staff Натальи Филипской, почти 60% фирм в отрасли сменили провайдеров тренингов. Многие компании, еще недавно отправлявшие сотрудников учиться за рубеж и/или нанимавшие бизнес-тренеров, перешли на дистанционное обучение.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Генеральный директор | 55,4 | 30 | 75 |
Директор по финансам | 49,8 | 25 | 65 |
Директор по продажам | 41,4 | 25 | 55 |
Директор по закупкам | 26,8 | 15 | 37 |
Директор по маркетингу | 44,2 | 20 | 50 |
Директор юридического департамента | 32,9 | 15 | 40 |
Директор по персоналу | 44,1 | 15 | 35 |
РИТЕЙЛ
Жизнь без бонуса
Череда банкротств и громких увольнений топ-менеджеров в розничных сетях завершилась. Как признают рекрутеры, ретейлеры практически не обращаются в агентства для поиска управленцев. «На рынке вакансии есть, но компании не спешат их заполнять», — говорит Станислав Вилюха, управляющий партнер компании Exon Recruiters.
К управлению пришли собственники или формально назначенные ими на соответствующие должности специалисты из управленческой команды. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Фокстроте, который в прошлом году расстался сразу с несколькими топ-менеджерами. В 2009 году к управлению сетью Eva на время санации вернулся ее владелец Роман Шпак. «Управление украинским офисом OBI передоверили московскому подразделению, а офис сети Real перенесли в Одессу», — поделился с Контрактами один из бывших топ-менеджеров.
Многие сети находятся в тяжелом финансовом положении, и владельцы бизнеса теперь хотели бы «переключиться на новую бизнес-модель». Перед кандидатами они ставят задачу вернуть прибыльность бизнесу. Именно к достижению этой цели акционеры готовы привязывать выплату бонуса топ-менеджмента сетей. К слову, традиционно в ретейле в общем вознаграждении руководителя высшего звена 60-70% приходится именно на переменную часть. Это один из самых высоких показателей среди всех отраслей. Но для системных преобразований, которых требует бизнес, нужен по крайней мере год, а в отдельных случаях и больше. Это означает, что управленцам пришлось бы все это время довольствоваться только базовой компенсацией. «Такой вариант опытных руководителей просто не интересует», — признает Станислав Вилюха. Тем более что базовые зарплаты в гривневом эквиваленте мало изменились по сравнению с 2008 годом, в то время как национальная валюта девальвировала. Оклад генерального директора сейчас достигает 30 тыс. грн в месяц, а директора по продажам — около 20 тыс. грн.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Генеральный директор | 52 | 32 | 88 |
Директор по финансам | 32,5 | 20 | 45 |
Директор по продажам | 35 | 20 | 50 |
Директор по закупкам | 30 | 15 | 45 |
Директор юридического департамента | 22,5 | 15 | 30 |
Директор по персоналу | 24 | 16 | 32 |
ИНВЕСТБАНКИНГ
Точечный подход
Во время кризиса собственники инвесткомпаний кардинально пересмотрели свое отношение к персоналу, и в первую очередь к топ-менеджерам. «В 2009-м уровень оплаты труда управленцев упал на 30-40% по сравнению с докризисным 2007 годом», — подсчитывает генеральный директор компании BG Capital Ник Пиацца. После обвала фондового рынка в 2008 году управленцам, основную часть зарплаты которых составляли бонусы, пришлось довольствоваться лишь окладами. Чтобы хоть как-то компенсировать потери и удержать специалистов, компании точечно увеличивали ставки наиболее ценным сотрудникам. Однако лишь нескольким ИК, по словам Ника Пиаццы, удалось сохранить размер оплаты труда топов на докризисном уровне.
Несмотря на то, что на рынке можно довольно легко найти квалифицированного топа по сходной цене, вакантных мест почти нет. Расширять штат и усиливать команду готовы в основном те игроки, которые вышли на украинский рынок относительно недавно. Для них кризис — хорошее время закрепиться в Украине. «Сейчас пользуются спросом управленцы, которые специализируются на реструктуризации долгов», — рассказывает руководитель украинского офиса компании Pedersеn & Partners Игорь Кабузенко. Эта услуга все еще популярна на рынке, поэтому за квалифицированными специалистами идет настоящая охота. Более того, зачастую привлечение менеджеров высокого класса требует серьезных расходов на оплату их труда. И собственники на это соглашаются: компаниям такие сотрудники приносят гораздо большую прибыль.
Изменилась и кадровая политика ИК в отношении экспатов: еще два года назад они активно привлекали специалистов из-за рубежа. «Теперь все зависит от специфики работы каждого менеджера», — объясняет Ник Пиацца. Для работы с иностранными инвесторами ИК готовы, как и раньше, брать экспатов. Но ни один иностранец не способен так хорошо ориентироваться в локальном рынке, как украинские специалисты. К тому же местные топы после кризиса существенно умерили свои запросы.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Управляющий директор | 50 | 30 | 120 |
Директор аналитического департамента | 30 | 15 | 40 |
Директор по корпоративным финансам | 40 | 25 | 60 |
Директор юридического департамента | 20 | 15 | 40 |
Директор по персоналу | 20 | 15 | 30 |
СТРОИТЕЛЬСТВО
Теряют все
Оклады руководителей отечественных строительных компаний в долларовом эквиваленте за последние два года сократились приблизительно на 40%. В конце 2008-го их зафиксировали в гривне и больше не индексировали. До этого величину выплат в национальной валюте увеличивали вместе с курсом доллара. Как отмечает директор по странам СНГ компании World Staff Виталий Михайлов, до кризиса собственно оклад составлял от силы 30% от общей величины денежного вознаграждения топ-менеджера строительной фирмы. 70% приходилось на всевозможные бонусы, выплачиваемые по факту реализации строительных или девелоперских проектов. В период экономического спада эти бонусы исчезли вместе с заказами. Судя по наблюдениям специалистов Golden Staff, большинство работодателей ужесточили контроль эффективности работы руководящих сотрудников. Если до кризиса финансовые условия сотрудничества с топ-менеджером уточняли и пересматривали раз в год, то теперь это делают раз в полгода, а то и чаще. Во многих компаниях изменился набор показателей, по которым оценивают результаты работы управленческого персонала и определяют величину денежного вознаграждения. Теперь учитываются только численные показатели — прибыльность реализованных проектов и/или объемы продаж.
Социальные пакеты тоже изменились. По данным Golden Staff, почти все компании свернули программы льготного кредитования и снизили лимиты расходов на корпоративную сотовую связь. В тех фирмах, где существовала практика медицинского страхования топ-менеджеров, от нее либо отказались, либо значительно удешевили. К примеру, если в период экономического роста принято было страховать не только самого топ-менеджера, но и членов его семьи, то теперь полисы покупают исключительно для персонала.
Самой привлекательной составляющей социальных пакетов топ-менеджмента крупных фирм-застройщиков традиционно считается возможность покупки жилой недвижимости по себестоимости. Этот бонус существует до сих пор. Но если до кризиса такая возможность предоставлялась раз в три-пять лет с правом переуступки третьим лицам, то теперь купить квартиру по льготной цене может только сотрудник компании и только один раз.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Генеральный директор | 32 | 14 | 50 |
Директор по финансам | 22,5 | 10 | 35 |
Директор по развитию и инвестициям | 22,5 | 10 | 35 |
Директор по продажам | 20 | 10 | 30 |
Директор по вопросам строительства | 13,5 | 8 | 19 |
Директор юридического департамента | 15 | 10 | 20 |
Директор по персоналу | 15 | 10 | 20 |
СТРАХОВАНИЕ
Сам себе бухгалтер
В 2008-2009 гг. страховые компании существенно сократили штат управленцев. Сейчас их основная задача — найти замену уволенным топам и усилить команду. Самые востребованные специалисты на рынке — зампред правления (или директора) по развитию региональных сетей, которые способны не только открывать новые отделения, но и увеличивать продажи как в корпоративном, так и в розничном сегментах.
Правда, рассчитывать на щедрость работодателей соискателям не приходится: во время кризиса доходы топов в страховых компаниях снизились в среднем на 20-40%. Кардинально изменилась и система начисления бонусов: доходы управленца теперь полностью зависят от него самого. «Размер оплаты труда топ-менеджеров, от которого зависит доход компании, собственники привязывают к конкретному результату. Существенная составляющая вознаграждения — переменная, значение которой зависит от эффективности работы того или иного отдела», — рассказывает Мария Герман из компании BritMark. У директоров по работе с клиентами и директоров по развитию, например, премия зависит от объема продаж и может достигать 100% оплаты труда.
На доходы топов влияет и появление в некоторых компаниях фонда оплаты труда конкретного отдела. СК перешли от индивидуальной системы вознаграждения к коллективной. «По новой системе бонус управленца — это «остаток» от бюджета отдела после выплаты всех зарплат сотрудникам, — объясняет Мария Герман. — При этом бюджет формируется таким образом, чтобы такой «остаток» появлялся только при условии роста показателей отдела по сравнению, например, с аналогичным периодом прошлого года». В руках управленца оказывается мощный мотивационный инструмент — бонус он вправе оставить себе или же может распределить его среди сотрудников отдела.
Новая система оплаты труда — не единственное посткризисное ноу-хау. Изменилась и структура соцпакетов. Сапожник остался без сапог: некоторые СК либо совсем отказались от медицинских страховок, либо существенно ограничили перечень услуг, исключив популярные ранее оздоровительные компоненты, либо же предлагают управленцам часть стоимости полиса выплачивать из своего кармана. «При этом компании с готовностью инвестируют в обучение и развитие топов. Ведь рынок кардинально изменился и популярные до кризиса методы работы уже неэффективны», — делится опытом Мария Герман.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Председатель правления | 28 | 30 | 120 |
Директор по развитию | 25 | 20 | 70 |
Финансовый директор | 25 | 20 | 70 |
Директор юридического департамента | 16 | 15 | 50 |
Директор по работе с корпоративными клиентами |
25 | 20 | 60 |
Директор по работе с розничными клиентами |
25 | 20 | 60 |
Директор по персоналу | 20 | 15 | 50 |
АГРОБИЗНЕС
Хлебное место
Попасть на руководящие должности в агрохолдинги мечтают многие менеджеры. Отрасль в ближайшие годы будет активно развиваться, количество агрокомпаний — расти. А вот компетентных управленцев не хватает. Еще несколько лет назад собственники агрохолдингов нанимали руководителей исключительно с профильным образованием и опытом работы в секторе. Однако сейчас из-за дефицита управленцев на позиции, к примеру, коммерческого или финансового директора, зачастую привлекают специалистов из других отраслей. «Наибольшей популярностью пользуются специалисты из сектора потребительских товаров», — говорит Светлана Рощупкина, консультант компании Hudson.
Зарплаты в отрасли растут. Но агросектор все равно еще в разы проигрывает промышленности. К тому же кризис аграрные холдинги переживают довольно сложно: бизнес-модель многих из них зависит от кредитования, которое сильно сократилось еще полтора года назад. У экспортеров возникали проблемы с возмещением НДС. Компаниям, сильно зависящим от займов, пришлось снижать зарплаты дорогим специалистам на 20-25%.
Неплохо себя чувствовали крупнейшие агрокомпании, которые осуществили IPO или готовятся к нему. Вознаграждение управленцев в таких холдингах может быть в 2-3 раза выше среднерыночного. Они нанимают менеджеров с регалиями, чтобы укрепить свои позиции.
В целом вилка зарплат в секторе очень велика, ведь и сам рынок очень уж разношерстный. «В мелких локальных компаниях финансовый директор может рассчитывать в среднем на 7 тыс. грн в месяц, в то же время мы недавно нашли специалиста, который обошелся работодателю в $140 тыс. в год. Если экспортеру зерна нужен коммерческий директор для организации сбыта, скажем, в Саудовскую Аравию, то его вознаграждение будет в 3-4 раза выше, чем в среднем по рынку», — говорит менеджер проектов компании Ward Howell Роман Бондарь. Правда, такие специалисты пока требуются единицам.
Зарплата, тыс. грн в месяц | Средняя | Min | Max |
Генеральный директор | 24 | 10 | 70 |
Директор по финансам | 15 | 7 | 45 |
Главный агроном | 21 | 10 | 45 |
Директор по продажам | 15 | 6 | 45 |
Директор по маркетингу | 15 | 6 | 40 |
- Компании будущего: 14 изменений, которые помогут притягивать таланты
- Головні проблеми виробничої сфери у цифрову епоху: дослідження KPMG
- Пять трендов performance-маркетинга в 2021 году
- Відкриті інновації доводять свою ефективність
- CIO обирають хмарні обчислення, BI і мобільність
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор Copyright © 2001-2023, Management.com.ua |