Виртуализация бизнеса
Автор: Ирина Грабовская
Источник: журнал "Комп&ньоН" (Спецвыпуск №2, 2011)
Рынок онлайн-продаж — один из самых быстрорастущих в Украине. Толчком к бурному развитию послужил недавний экономический кризис, когда и крупный, и мелкий бизнес был вынужден искать альтернативные каналы продаж в целях максимальной экономии. Вскоре стало понятно, что онлайн-продажи — это еще и отличная возможность для развития.
В сети есть все
За последние несколько лет в Уанете появились тысячи интернет-магазинов (продажа техники, подарков, еды, одежды известных и неизвестных брендов, медикаментов, прессы, книг и т.д.), сервисов оплаты. Сейчас практически все отечественные банки активно занимаются интернет-банкингом. В сети можно купить туристические туры, забронировать авиарейс и гостиницу в любой точке мира, заказать продукты в супермаркете с доставкой, приобрести товары со скидкой до 70%, объединившись с другими пользователями (так называемые сервисы коллективных покупок).
Особенно популярны услуги по доставке — единичных заказов или оптовых партий, продукции собственного производства или купленной в другом месте. «Наши заказчики часто просят доставить меню из МcDonald’s и различных пиццерий города, увеличивается количество заказов на китайскую и тайскую еду. Летом вырос спрос на доставку ж/д билетов, что объясняется сезонным ажиотажем (в кассах очереди, наличие билетов ограничено, особенно на популярные направления). Мы доставляем их в течение одного-полутора часов, что позволяет нашим клиентам значительно экономить время и силы», — рассказывает руководитель универсальной службы доставки «Экипаж Сервис» Владимир Нечипоренко.
В продажах В2В ситуация несколько иная. Прогрессивные компании сейчас находятся в поиске новых, желательно уникальных предложений для бизнес-структур. Например, с развитием облачных вычислений появилась возможность вести бухгалтерию предприятия в сети: представители малого бизнеса могут получить необходимые формы в онлайн для ведения бухучета, не нанимая бухгалтера (сервис Вадима Уткина «Где деньги?» — показательный пример). Уже существует более десятка платформ, которые за небольшую абонплату дают возможность предпринимателям создавать интернет-магазины — без вложений в разработку собственного сайта (пользователь выбирает тип интерфейса, разделы и т.п. в зависимости от потребностей своего бизнеса). В апреле Microsoft представил на мировом рынке бета-версию нового Office 365, который также основан на облачных технологиях. Оплачивая ежемесячную лицензию (от $6 за рабочее место), малый и крупный бизнесы могут пользоваться привычными офисными программами в онлайн, и — что выделяется как особенное конкурентное преимущество в связи с глобальной интернетизацией — к новому Office 365 возможен доступ из любой точки мира.
Обороты интернет-торговцев выросли вдвое
Согласно данным Украинского процессингового центра (UPC), растет спрос на оплату с помощью платежных карт в интернете. Количество интернет-магазинов, установивших на своем сайте крупнейшую в Украине систему расчетов в интернете eCommerce Connect, разработанную UPC, увеличилось с начала года на 18%, а в сравнении с первыми двумя кварталами 2010 г. — на 38%.
Обороты интернет-торговцев по сравнению с показателями первой половины 2010 г. выросли более чем в два раза — на 112%, а количество операций увеличилось на 48%. Расчеты в интернете в первом полугодии текущего года составляли 3% от общего количества операций по платежным картам.
Чаще всего держатели платежных карт покупают в интернете авиабилеты, турпутевки, билеты в кино и на концерты, одежду, оплачивают коммунальные услуги и пополняют счета мобильных телефонов, а также расплачиваются за проживание в отелях и отовариваются в магазинах для дома.
Средняя сумма покупки в интернете в первом полугодии 2011 по сравнению с первым полугодием 2010 выросла на 43%, что может свидетельствовать о возросшем доверии пользователей интернета к оплате покупок по безналичному расчету с помощью платежных карт.
|
Дело привычки
Основной причиной бурного развития продаж в интернет в потребительском сегменте стало повышение сетевой грамотности населения. Грамотность, в свою очередь, порождает рост доверия.
Пользователи, освоив базовые возможности Интернета, делают следующие шаги и уже не боятся использовать различные онлайн-сервисы, совершать покупки. «В прошлом году коллеги из российской Mail.ru Group поделились статистикой. Интернет-пользователь начинает заказывать товары и услуги онлайн через 2-3 года с момента своего первого появления в сети, — говорит Настя Байдаченко, директор по цифровым коммуникациям группы AegisMedia/GMG. — Это сработало и для меня лично в Украине. Я начала постоянно пользоваться интернетом с 1998 г., а свою первую онлайн-покупку совершила 10 лет назад, оформив банковскую карточку исключительно с целью сетевого шоппинга».
За несколько лет бурного развития интернет-торговли у украинцев случился переворот в мировоззрении: теперь все больше становится покупателей, которым все равно, как покупать ту или иную вещь (в физическом или виртуальном магазине), а выгода от использования сети неоспорима — кроме денег, экономятся время и силы.
Естественно, интернет-шоппинг имеет свои недостатки. Так, главным условием приобретения некоторых товаров и услуг является достаточный кредит доверия к продавцу (особенно в случае оплаты страховых полисов, бронирования номеров и билетов). Если при подобных покупках в офисе компании у потребителя есть возможность оценить внутреннюю обстановку, внешний вид менеджера, то при продаже онлайн все держится практически «на честном слове».
Ксения Ефремова, служба доставки азиатской еды FoodBox: «Мы считаем, что интернет-торговля развивается по очень положительному тренду. Раньше было бы очень страшно открывать доставку, у которой нет основного места продаж, как кафе или ресторан. Сегодня же молодое поколение и даже социально активные люди среднего возраста смотрят на это намного проще. При этом мы стараемся создать физически ощутимую связь с клиентами. Например, в отличие от конкурентов, у нас есть хорошая особенность: многие клиенты знают, где физически находится кухня и даже побывали на ней. Они знают, что могут приехать и самостоятельно забрать свой заказ. Кроме того, на сайте есть видеоуроки с нашим поваром: клиенты видят,кто готовит для них вкусную еду, поэтому мы в умах покупателей находимся вполне в реале».
Путь от миллионников до сел
Представить себе обобщенный портрет среднестатистического украинского онлайн-покупателя уже не так легко, как ранее, — аудитория постоянно расширяется. В последнее время интернетом начинают пользоваться даже в самых отдаленных маленьких селах, открываются посвященные им локальные порталы. Конечно, пока еще основной поток онлайн-покупателей генерируют крупные и средние украинские города.
«Основной костяк наших клиентов составляют менеджеры среднего и высшего звена (от 25 до 45 лет, с высшим образованием). Но благодаря активному приросту клиентской базы разных целевых аудиторий (от домохозяек до молодых геймеров) в последние несколько лет мы опреедляем основных заказчиков и потребителей как «все активные пользователи украинского интернета, которые выбирают качество, широкий ассортимент и удобство», — говорит Иван Богдан, директор одного из крупнейших в Украине Интернет-магазинов Yakaboo. Похожую картину рисует и Владимир Нечипоренко: «Наши заказчики — в основном молодые люди (20-35 лет). Услугами пользуются бизнесмены, желающие получить меню из любимого ресторана в обеденное время, и гурманы (мы работаем с более чем сотней ресторанов, в меню которых можно найти классические блюда европейской, кавказской, восточной кухни).Офисы крупных компаний заказывают свежие фрукты, овощи, воду, сладости и подарочные наборы для партнеров. Особую категорию занимают владельцы iPhone. Специально для них создано мобильное приложение которое позволяет делать заказ непосредственно с телефона: приложение поможет выбрать меню, увидеть актуальные цены и заказать доставку». Кстати, рынок мобильной торговли в Украине только набирает обороты — распространение смартфонов среди населения еще ниже (17% от всего количества сотовых телефонов), чем проникновение Интернета, но темпы «смартфонизации» постоянно растут и компании уже создают для торговли мобильные приложения и используют геолокационную рекламу, что в ближайшее время должно принести значительные дивиденды.
Секрет успеха интернет-бизнеса, на наш взгляд, кроется в оперативности реагирования на запросы и высокой степени интерактивности. Кроме того, как и для традиционного предпринимательства, важен правильный выбор бизнес-направления и продуманная стратегия развития. Например, во всем мире сейчас активно развивается рынок продажи книг онлайн — интернет-продажи превысили традиционные продажи «оффлайн», в том числе и в Украине. Например, сегодня наибольшая доля продаж Yakaboo приходится на книги, несмотря на то, что заниматься книжной продукцией магазин начал лишь недавно (с августа 2009 г.). «На успех, кроме прочего, повлияли внешние факторы на рынке: предельно низкое количество оффлайновых книжных магазинов с хорошим выбором книг (особенно в регионах) и отсутствие надежных и крупных онлайн-продавцов в Украине (мы не учитываем массу мелких интернет магазинов, которые не в состоянии предоставить качественную услугу для рынка, а наоборот, своими неумелыми действиями создают негатив к онлайн-покупкам)», — подчеркнул Иван Богдан.
Учитывая возрастающее с каждым годом количество украинских пользователей Интернета (по данным за апрель, уровень проникновения составляет 35%) можно с уверенностью сказать, что взрывообразный рост торговли онлайн продолжится еще в течение нескольких лет. Тем более будет интересно посмотреть, какие из сегодняшних онлайн-проектов окажутся на высоте и за счет каких новых инструментов им удастся этого достичь.
|