Что-то новенькое
Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№49, 2012)
Стремление к инновациям — важнейшая характеристика успешного топа. Но порой эти успешные и прогрессивные люди забывают народную мудрость: "лучшее — враг хорошего".
Автор коллажа:
Олег Локтев
|
Самый популярный среди рядовых работников тип управленца — "Новатор", занимает почетное первое место и среди равных ему.
Рекрутеры и руководители предприятий считают "Новатора" наиболее эффективным и востребованным менеджером для украинских компаний. Его необычность заключается в том, что, при такой популярности, на просторах украинского бизнеса этот тип руководителя встречается редко. По данным исследования (подробнее — см. "Типы топа", "ВД" №43(366) с. г.) тип "Новатор" занимает предпоследнее четвертое место в рейтинге наиболее распространенных типов управления в отечественных компаниях. Очевиден дефицит прогрессивных управляющих кадров.
Но так ли он хорош, как о нем все говорят?
Ода "Новатору"
Главным достоинством управленца-"Новатора" является умение не просто удержать компанию на плаву, но и поспособствовать ее продвижению на рынке. "Наличие новаций и качественных идей в компании служит хорошим двигателем и может вывести ее на качественно новый уровень", — утверждает Ирина Прудникова, руководитель департамента рекрутмента кадрового холдинга АНКОР в Украине (штат — 90 человек).
Схожей позиции придерживаются и руководители компаний. По их мнению, "Новатор" — носитель решающего конкурентного преимущества компании. "Преимущества инновационного стиля работы предприятий очевидны. В современном мире, в котором все компании имеют практически равный доступ к ресурсам: финансовым, кадровым, материальным, информационным, именно инновации и скорость их внедрения обуславливают успех лидеров, которые, пусть на полшага, но опережают конкурентов", — считает Алексей Финогенов, директор по производству компании "КорпусГрупп" (штат — ок. 13 тыс. чел.).
Однако позитивное влияние "Новатора" на компанию не ограничивается только внедрением конкурентных и эффективных инновационных технологий. Топ-"Новатор" оказывает существенное влияние на внутреннюю жизнь компании, на кадровый состав. "Инновации, даже если они незначительные, благотворно влияют на компанию, двигают ее вперед, не дают застояться, да и коллектив в компании автоматически формируется соответствующий инновационному стилю руководителя", — утверждает Алексей Финогенов.
Позитивное влияние "Новатора" на персонал отметил и еще один наш эксперт. "Новатору" нужны единомышленники, поэтому руководитель-"Новатор", как правило, входит в компанию со своей командой.
В большинстве случаев, соратники "Новатора" — такие же новаторы, — поясняет Анастасия Семенченко, HR-менеджер дизайнерского агентства Tophouse (штат — 20 чел.). — Постепенно в компании происходит смена кадров. И далеко не всегда принудительная. Многие сотрудники не готовы работать в ситуации постоянных перемен и необходимости освоения новых знаний, умений, навыков. На их места приходят более гибкие, нацеленные на постоянное развитие работники". Несомненно, "новая кровь", еще и столь высокого качества, позволяет компании стать более эффективной.
Зона успеха
По оценке наших экспертов, «Новатор» — наиболее универсальный тип руководителя, эффективный в любой сфере деятельности.
Особенно востребованы «Новаторы» в бурно развивающихся отраслях (IT-индустрия, автомобильная промышленность и др.), в которых конечным потребителем является человек, а значит, высока значимость маркетинга и инновационных продуктов. Успешным «Новатор» может быть и в более консервативных сферах.
«Наша компания работает в достаточно традиционном сегменте — общественное питание, в котором сложились определенные стандарты и ожидания потребителей, и в нем нет таких ярких инновационных решений, как, например, в IT-сегменте. Однако в нашей сфере деятельности очень актуальны «мелкие инновации», то есть множество незначительных улучшений на производстве, в системе управления и т. д.», — делится Алексей Финогенов.
Незаменимым «Новатор» будет в компании-аутсайдере на своем рынке, которая требует глобальной модернизации. Только он сможет вывести компанию на новый уровень.
Небольшой нюанс
Несмотря на восторженные отзывы о менеджерах-"Новаторах", на практике не все из них оказываются столь хороши. Связано это с необходимыми требованиями к нововведениям в компании. "Важно помнить, что проекты внедрения инноваций должны быть управляемы, очень хорошо просчитаны и реализованы. Конечно, процесс внедрения инноваций не должен нарушать стабильную работу компании, не должен отрицательно сказываться на клиентах", — утверждает Алексей Финогенов.
К сожалению, у менеджеров-"Новаторов" могут возникнуть проблемы практически с каждым из обязательных, по мнению эксперта, пунктов.
"Новаторов" трудно "зацепить" надолго. Таких людей привлекает эффект новизны. Со временем он теряется и вместе с ним угасает интерес к происходящему. Поэтому большинство решений "Новатор" принимает в кратчайшие сроки. Самонадеянность, ограниченные временные рамки не позволяют просчитать риски и принять меры для минимизации затрат. Такой подход к инновациям может дорого стоить предприятию. Если же по какой-то причине расчет внедряемого предложения, рисков и т. д. был растянут во времени, то существует вероятность, что инновация так и не будет принята, а например, заменена другой идеей. Бесполезные трудозатраты налицо.
Во-вторых, психологической особенностью "Новаторов" является готовность к негативному результату или его отсутствию. Оптимизму и умению держать удар "Новатора" можно позавидовать. Однако отсутствие страха перед риском и неудачей делает их менее внимательными к тем самым рискам.
Кроме того, "Новаторы" — истинные фанатики прогрессивных идей. Если есть примеры, подтверждающие их эффективность, то переубедить босса в отсутствии необходимости внедрения новшества или в его корректировке очень сложно. "Новаторы" тяжело воспринимают критику своих инициатив. Донести критические замечания до босса можно либо выждав время, либо действуя через приближенного человека из команды управленца.
И, наконец, стремление к инновациям иногда побеждает желание сохранить старое. Существует категория "Новаторов", готовых экспериментировать и апробировать в своей компании все новинки и в кадровой, и в технологической, и в организационной сферах. Они априори считают, что все новое -лучше старого. Такие "Новаторы" большая беда для подчиненных. Работа в атмосфере постоянных изменений рано или поздно приведет к повышению уровня текучести кадров. Как правило, "Новаторы" такого типа предпочитают работать в небольших фирмах, где бюрократический барьер преодолеть намного проще, чем в крупных.
Справедливости ради стоит отметить, что не все "Новаторы" нарушают правила внедрения инноваций. Но среди них есть заядлые нарушители.
Забота о пострадавших
Объединение HR-ов, работающих в банках США, разработало систему повышения эффективности инноваций. Она направлена на подготовку персонала к нововведениям. До начала инновационного процесса сотрудникам рассылается полная информация о происходящем, с подробным описанием процедуры, предполагаемого эффекта, затрат и изменений в работе каждого, кого коснутся нововведения.
Организовывается party для неформального знакомства людей, которые в результате нововведений будут взаимодействовать. Функционирует консультационная служба, с вопросами могут обращаться все сотрудники на этапе отработки инновации. Также задействованному персоналу предоставляются улучшенные условия труда, иногда гибкий график и дополнительные бонусы.
Один раз увидеть
Инновационные идеи директора компании USWest вызвали массовое противодействие и угрозы сотрудников покинуть компанию. Преодолеть это помогла идея дать возможность сотрудникам апробировать на себе новые технологии. Компания просто раскошелилась на предоставление новых услуг для всего персонала. В итоге, все нововведения были восприняты с восторгом.
|
Мания новаций
Важным фактором, влияющим на продуманность внедряемых инноваций, а соответственно, и на их эффективность, является внутренняя цель менеджера-"Новатора". "В основе стремления к инновациям могут быть два момента. Первый — стремление к улучшению. Второй — стремление к новому, — считает Анастасия Семенченко. — Первая категория "Новаторов" и есть те самые управленцы, за которыми гоняются хедхантеры. Благодаря именно этому качеству такой тип руководителя столь популярен. Вторая группа зачастую действует по принципу "инновация ради инновации".
Стремления к новому "Новаторов" второй категории сродни игромании. Азарт перекрывает все доводы разума. Возможность апробировать новинку, особенно если где-то это дало позитивный эффект, вызывает желание незамедлительно внедрить подобное в собственной вотчине.
Маркетологи давно отметили эту особенность "Новаторов" и используют покупателей-новаторов в качестве подопытной группы для апробации принципиально новых продуктов. Новаторы используются как "таран", поскольку готовы к самым необычным решениям. Именно отсутствие страха перед рисками делает руководителей-"Новаторов" незаменимыми в некоторых ситуациях. С одной стороны, ошибки "Новатора" в масштабах компании слишком дорого обходятся. С другой — в ситуациях, когда компания начинает существенно проигрывать своим конкурентам, "Новатор" может стать для нее спасением.
Все же предприятиям, нанимающим менеджера-"Новатора", стоит продумать, как защитить себя от возможных рисков такого управления. Избежать их возможно лишь одним способом. "Новатору" необходимо подобрать команду, которая будет компенсировать увлеченность босса инновациями выполнением остальных немаловажных функций.
"Согласно теории Ицхака Адизеса, для успешного функционирования каждой компании необходимо, чтобы в ней, в равной мере, присутствовали четыре функции: производство (ориентированность на конечный результат), администрирование (шаблоны, бизнес-процессы, процедуры, ориентированность на эффективность), новаторство (обеспечивает конкурентное преимущество), интеграция (синергия, командность, при которой усиливается эффект от общей деятельности), — рассказывает Ирина Прудникова. — Если руководитель является "Новатором", необходимо, чтобы его команда обеспечивала три другие функции из вышеперечисленного списка. Это поможет нивелировать риски: компания не получит так называемый "перекос" в одной из функций, что может привести к потерям в бизне-се. Поэтому руководителю-"Новатору" стоит учесть, что, воплотившись в жизнь без предварительной критики (при отсутствии подходящей команды), его идеи могут пойти во вред бизнесу. Фокусирование только на создании и имплементации новых идей может привести к падению эффективности текущего бизнеса".
Новатор-ша!
Как и среди руководителей-мужчин, управленческое поведение "Новатор" в списке женских типов занимает четвертое, предпоследнее место. Правда, "Новаторов"-женщин в количественном значении меньше — 26% "Новаторш" против 31% "Новаторов".
Наличие разницы показателей, хоть и незначительное, своими корнями уходит в особенности женской психологии. Женщины больше ориентированы на окружающих; у них значительно выше уровень эмпатии (сопереживания); женщины склонны к созиданию, соблюдению традиций и консервативному поведению. Психологические отличия определяют и пристрастие мужчин и женщин "Новаторов" к абсолютно разным типам инноваций как по содержанию, так и по их глубине.
"Новаторши" чаще склонны к новациям, которые улучшают уже действующую систему. Они не склонны к разрушению и строительству чего-то нового на руинах. "Новаторша" практически никогда не готова к революционным, крайне радикальным изменениям в своей вотчине. Революционные инновации, принципиально новые технологии — это прерогатива мужчин-"Новаторов". Женщины этого типа в первую очередь внедряют инновации связанные с кадровой политикой, организационной структурой и т. д. Мужчины тяготеют к технологическим новациям, к новинкам, результат которых можно физически измерять.
Принципиальные различия во взглядах на размах и глубину необходимых инноваций, делают мужчин и женщин "Новаторов" эффективными в различных ситуациях. Там, где "Новатору"-революционеру будет достаточно сложно реализоваться, например, на крупном производственном предприятии, где отлажены все процессы и не требуется полная модернизация производства, "Новаторша" прекрасно приживется. Она, не вызывая раздражения и волны протеста, сможет найти моменты, требующие улучшения. Именно здесь ее умение усовершенствовать уже запущенный процесс пригодится.
Кроме того, женщина-"Новатор" сможет легче ужиться во "взрослом", а соответственно, не очень "гибком" коллективе. Новаторство без радикализма может быть воспринято даже здесь. Владельцам стоит учесть такую особенность женщины-"Новатора", когда речь идет о модернизации старого предприятия, где основной коллектив "взрослый", но состоящий из опытных высококлассных специалистов. В таком случае модернизация без кадровых потерь возможна лишь при участии именно женщины-"Новатора", либо мужчины, но именно по типу "Новаторша".
|