ТЕНДЕНЦИИ | Управление компанией 7 февраля 2014 г.

Zappos трансформируется в «компанию без руководителей»

Автор: Ксения Герасимова
Источник: RB.ru

Американский ритейлер Zappos переходит от традиционной системы управления к неиерархической, к системе "компании без руководителей". Согласно этому принципу, иерархическая система должностей устраняется — ей на смену приходят, условно говоря, группы сотрудников, в разных контекстах взаимодействующих между собой. Групп будет много — речь идет о сотнях. В этой системе организации компании каждый сотрудник может "исполнять" несколько разных ролей одновременно.

Zappos трансформируется в «компанию без руководителей» Суть и главная цель этой системы заключается в том, чтобы сотрудники чувствовали ответственность не перед одним менеджером, а сразу перед несколькими коллегами (потому что зоны их работы "пересекаются"). Еще такой принцип организации компании способствует максимальной прозрачности (вспоминаются OKR в Google — цели и ключевые результаты любого человека в компании, даже самого Ларри Пейджа, каждый сотрудник может посмотреть на корпоративном сайте, поэтому есть возможность избежать дублирования функций). Кроме того, Zappos важно задействовать потенциал каждого талантливого сотрудника.

Как пишет Business Insider, во время осуществления перехода на новую систему управления в компании еще будут лидеры, отвечающие за некие глобальные участки работы. Похожую систему уже внедрил у себя блоговый сервис Medium, созданный одним из основателей Twitter Эваном Уильямсом. Джейсон Стирман, который в компании Medium отвечает за человеческие ресурсы, о новой системе управления отзывается как о лучшем виденном им способе структурирования и управления компанией. Но даже он признал, что даже здесь есть определенные недостатки — вроде трудностей с организацией наставничества и налаживания обратной связи. При этом в Medium пока всего 50 сотрудников, тогда как штат Zappos насчитывает порядка 1500 человек.

Как известно из выступлений и книги Тони Шея, главы и основателя Zappos, главные ориентиры компании — это ее сотрудники и клиенты, и эта новая система управления — не единственный необычный принцип, принятый в Zappos. Например, каждый новый сотрудник (абсолютно каждый) две недели проводит в центре поддержки клиентов — разговаривая с ними по телефону. Это, по мнению Шея, как ничто другое учит клиентоориентированности.

Недостатки новой системы

Как отмечают эксперты, несмотря на все видимые плюсы новой системы управления Zappos (ее называют holacracy), многие компании имели с ней довольно печальный опыт. Данный принцип был популярен в 80-е годы прошлого столетия и применялся в основном для работы на фабриках. Как сказала Джен Клейн из Sloan School of Management Массачусетского технологического института, занимавшаяся подробным исследованием этой методики, не только маленькие фабрики пытались внедрить у себя данную систему — работали с ней Shell Oil и Cummins. Однако чем крупнее компания, тем больше проблем у нее будет с использованием данной системы. Из тех, кому удалось долго и успешно ее применять, Клейн смогла вспомнить только одну компанию — она использует принцип отсутствия менеджеров уже более 20 лет. Но она представляла собой дружную общину семей, работающих на одном предприятии в небольшом городке, а не команду сотрудников в привычном понимании этого слово. Примерно через шесть месяцев после работы "без руководителей" все сталкиваются с трудностями.

В чем основная проблема? Сотрудники не могут развить "саморегуляцию" и самодисциплину до того уровня, который необходим для успешного работы методики. Люди — существа социальные, и социальные проблемы не всегда можно решить с помощью логики. Еще одна проблема — истощение сотрудников. Таланты очень быстро уходят из компании из-за свалившегося объема информации и задач.

Пока не известно, в какой степени будет внедряться система в Zappos, но, согласно данным источника Business Insider, в компании все-таки останутся люди с более широкой зоной ответственности и объемом полномочий, чем большинство. И все равно нет никаких гарантий, что компания с 1500 сотрудниками в центре Лас-Вегаса повторит успех компании из маленького городка.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 правил жизни. Противоядие от хаоса12 правил жизни. Противоядие от хаоса
Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможностиПоцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности
Послать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветаниюПослать все на ... или Парадоксальный путь к успеху и процветанию

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)