ТЕНДЕНЦИИ | Бизнес-модели 7 ноября 2014 г.

Пять трендов, делающих бизнес-модель актуальной

Автор: Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl)
Источник: "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2014)

Время стабильных прибылей прошло. Как адаптировать бизнес-модель к современным условиям и победить конкурентов?

Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl)
Патрик ван дер Пиль
(Patrick Van Der Pijl)
Мы живем в непредсказуемое время. Большие прибыли и растущие рыночные доли компаний остались в прошлом. Большинство организаций находятся в ситуации, когда за одну ночь может возникнуть новый сильный конкурент и так же стремительно исчезнуть. Клиенты требуют ежемесячных инноваций, а бизнес-планы невозможно построить даже на год вперед, не говоря уже о долгосрочной перспективе. Для того чтобы оставаться прибыльными в будущем, компаниям придется постоянно корректировать существующую бизнес-модель. Как определить, что она по-прежнему отвечает современным требованиям?

Я выделяю пять основных тенденций, которые сегодня не могут быть проигнорированы и делают бизнес-моделирование актуальным.

От «обладания» к «доступности»

Для все большего числа клиентов обладание неким продуктом становится не главным приоритетом — на первое место выходит его доступность. Здесь огромную роль сыграло то, что мы привыкли пользоваться онлайн-файлами, без скачивания: все больше людей слушают музыку со Spotify или смотрят фильмы по подписке Netflix. Интернет становится проводником своеобразной «общей экономии». Но эта тенденция уже давно вышла за пределы онлайна. Сервис Car2Go с 2008 года дает возможность взять машину на прокат именно на тот период времени, на который она вам нужна. Вы платите не за аренду в сутки, а только за то время, пока на ней ездите. Этот сервис работает уже в 27 городах Европы, Северной Америки и Канады. Еще пример — аренда жилья с Airbnb. Вы можете арендовать его у пользователей в любой точке мира, где пожелаете, и сдавать не на постоянной основе, а лишь в тот период, когда оно не нужно вам самим. В ближайшее время все больше крупных компаний будут переходить на бизнес-модель шеринговой экономики, и мы увидим ее повсеместно. Ведь приоритеты клиентов изменились: они хотят пользоваться продуктом вашей компании, но им уже не так важно обладать им.

3D-печать: новая промышленная революция

Сегодня методы 3D-печати становятся все более изощренными, а разработки в этой области производятся очень быстрыми темпами. Если раньше данная технология использовалась в основном для прототипирования, то сейчас с улучшением технологий и снижением стоимости возможно напечатать практически все что угодно. В прессе постоянно появляются сообщения о том, что строительные фирмы конструируют детали домов на принтерах, а ученые добились печати внутренних органов в соответствии с ДНК и анатомическими особенностями человека. В ближайшие годы все мы начнем проектировать и производить собственные продукты. Крис Андерсон (Chris Anderson), в своей книге «Makers: The New Industrial Revolution» пишет: «Мы все станем дизайнерами». И компаниям следует задуматься над тем, чтобы изменить свою бизнес-модель с учетом этого факта. Как вам нужно работать теперь, когда клиенты сами могут напечатать ваш продукт?

Думай, как стартапер

Если не хотите или не можете — сотрудничайте с ними. Обязательно наймите себе сотрудника с таким мышлением. Большинство инноваций и революционных идей сегодня исходят не от крупных организаций, а от стартапов. Сама их природа позволяет быстрее переключаться и видеть больше возможностей, ведь у инвесторов сейчас широко открыты глаза только для лучших идей. Что это значит для существующих организаций?

Лишь то, что можно не ломать собственную природу, пытаясь что-то изобрести, а нанять для этого стартаперов и получить прекрасную возможность для качественного рывка и роста. Сервис Twice, позволяющий реализовать поношенную одежду, еще в 2012 году стал нанимать для своего развития провалившихся стартаперов. Цена вопроса — $1 млн.

Мобильным становится все вокруг

Следует признать, что у многих сегодня начинается «цифровая интоксикация» и усталость от технологий. Но в целом это пока мало влияет на повсеместное использование мобильных устройств. С каждым годом мир будет становиться все более мобильным. Уже не нужно ходить в магазин, все покупки можно сделать через интернет. Однако компания Tesco пошла еще дальше — она создала виртуальный супермаркет на станции метро. Покупатели могут купить товар, сфотографировав его с виртуальной полки, помещенной на стене вагона, на свой мобильный телефон и передав на сайт виртуального магазина. Жизнь товара на полке становится все более короткой. Задумайтесь, как вашей компании организовать реализацию продуктов и услуг через мобильные устройства, чтобы не отстать от клиентов, оставшись с ними в хороших отношениях?

Создавай и управляй

Сегодня бизнес и дизайн стали неотделимыми понятиями, ведь контекст, в котором действуют организации, становится все более сложным. Большие отчеты консультантов зачастую не вносят ясности. Я призываю вас при работе с бизнес-моделями мыслить и визуализировать так, как это делают дизайнеры. Сейчас в цене визуальные средства мышления, например, метод разработки бизнес-моделей Canvas. С помощью дизайнерского мышления сложные стратегические вопросы могут стать более понятными не только для управленцев, но и для организации в целом, следовательно, инновационная мощность компании возрастет. В будущем дизайн и бизнес будут все более смешиваться. Чтобы не потеряться в наше турбулентное время, сделайте своим генеральным директором или хотя бы одним из руководителей компании дизайнера. Например, Джонатан Айв (Jonathan Ive) сегодня — старший вице-президент отдела промышленного дизайна Apple. Каждой компании стоит задуматься над использованием у себя дизайнерского мышления, по крайней мере это сделает разработку стратегий веселее и эффективнее.

Соответствовать ли вышеназванным трендам — дело каждой компании, но помните, что неиспользованные возможности сегодня становятся конкурентными упущениями уже завтра.

Об авторе:

    Патрик ван дер Пиль (Patrick Van Der Pijl) — основатель СЕО компании BusinessModels Inc. (Голландия), эксперт в сфере инноваций, разработки моделей бизнеса, стратегий и процессов для компаний из разных отраслей. Продюсер книги «Построение бизнес-моделей».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Креативь! Поставь идеи на потокКреативь! Поставь идеи на поток
Змеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллегЗмеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллег
Стратегия успеха. Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путьСтратегия успеха. Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путь

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)