Как правильно платить сотрудникам за инновационные идеи?
Источник: RB.ru
В большинстве компаний говорят, что хотели бы, чтобы их сотрудники были более инновационными (несмотря на то, что это слово сейчас употребляется так часто, что даже почти утратило свой изначальный смысл). Имеет ли смысл платить сотрудникам за это? Да, только все зависит от того, как им платить, рассказали The Wall Street Journal два канадских исследователя.
|
Они изучили данные ряда компаний за семь лет и пришли к выводу: отдельные, индивидуальные бонусы и премии, привязанные к производительности, не будут стимулировать возникновения новых идей. А вот командные или групповые вознаграждения или, например, некая доля от прибыли компании как раз способствуют повышению креативности и мотивируют сотрудников более творчески подходить к решению задач.
"Вы можете платить сотрудникам за инновационные идеи, если вы делаете это правильно. Но имейте в виду, что индивидуальные вознаграждения действительно не помогут", — прокомментировал Брюс Карран (Bruce Curran), соавтор исследования из Торонтского университета. Карран предполагает, что "коллективные" бонусы будут поощрять командную работу и мозговые штурмы (которые, впрочем, не должны сводиться к простому высказыванию всего, что придет в голову), что в итоге и приведет к созданию новых значимых идей. "Инновации — во многом совместная работа, и бонусы должны поощрять сотрудничество", — сказал он. Между тем Дэвид Буркус (David Burkus), который исследовал феномен творческой деятельности и креативности (особенно пристально он рассматривал их в корпоративной среде), в своей книге "Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи" (The Myths of Creativity: The Truth About How Innovative Companies and People Generate Great Ideas) рекомендует отказаться от привлекательного, но вредного мифа об "одиноком творце". Действительно, практически все стоящие идеи — плод коллективного творчества.
Еще групповые бонусы полезны тем, что они стимулируют принимать краткосрочные риски, потому что сотрудники знают: их личный доход от этого не зависит, а если даже они зайдут в тупик, то наказаны за это не будут.
Карран и его коллега из университета Саскачевана Скотт Уолсворт (Scott Walsworth) изучили данные, собранные правительством Канады, о более чем трех тысячах рабочих мест. Данные, в числе прочего, включали в себя информацию о том, как платили сотрудникам, а также о том, имело ли место в этих компаниях улучшение производственных процессов, создавали ли компании инновационные для своего рынка продукты. Работа канадских исследователей была опубликована в Human Resource Management Journal.
Ученые выяснили, что, когда речь заходит о корпоративных инновациях, гораздо более важную роль играет переменная часть оплаты для группы, нежели индивидуальный заработок каждого ее участника. Карран отмечает, что компании, разумеется, должны платить сотрудникам достаточно, чтобы это не было проблемой, но именно повышение комфортного уровня зарплаты не влияет на инновации. Конечно, оплата — не единственный фактор, обусловливающий инновационность компании. Большое влияние имеет и корпоративное обучение.
Корпоративные льготы тоже играют роль. Как выяснили ученые, чем у компании лучше эти условия, тем лучше обстоят дела с инновационными идеями от сотрудников. Возможно, дело в том, что таким компаниям сотрудники больше доверяют и рассчитывают на "долгосрочные отношения" с ними. "Людям комфортнее быть творческими, если они чувствуют себя в безопасности", — сказал Брюс Карран.
|