БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Нейронаука 9 апреля 2014 г.

Образование 3.0: как стать хорошим учителем и лектором

Автор: Джефф Борден (Jeff Borden)
Источник: "Идеономика"

Я не нейролог, но изображаю такового на ТВ. В июле я рассказывал о новых идеях в образовании, продиктованных нейронаукой, в коротких фильмах «School of Thought», которые мы выпустили. И сегодня я хочу поговорить о нейронауке как основе для образовательного процесса и показать, как много меняют забота, ориентация на контекст и умение остановиться.

Джефф Борден (Jeff Borden)
Джефф Борден
(Jeff Borden)

Мозгу важны отношения

Джон Медина (John Medina), один из самых убедительных нейрологов, объясняет, что пусть мы и знаем о мозге немного, то, что мы знаем, нужно использовать вовсю. Вот что говорит Медина об идее заботы: «Если ученик не чувствует себя в безопасности с учителем, он может быть не в состоянии выступать успешно... в определенных случаях обучение невозможно, если оно натыкается на травматический стресс».

Это объясняется правилами кодирования информации и контекстом, в котором оно происходит. Я помню исследование, о котором слышал на конференции несколько лет назад: в класс дошкольников ввели бабушку — и увидели, как у учеников выросли сосредоточенность, результаты и прочее.

Мозг — это ледник

При преподавании нужно иметь в виду, как мозг получает закодированную информацию — то есть вспоминает. Когда мозг стали анализировать более тщательно, его начали описывать как систему «нейрошоссе» с дорожными знаками и светофорами. В 2013 году о мозге говорят как о чем-то запрограммированном. Но мозг не ограничивает себя уже проложенными путями. Он постоянно может формировать новые пути и новые формы. Моя любимая метафора — ледник. Вода начинает выстраивать для себя путь, скатываясь с ледника. Когда ее становится больше, она превращается в речной поток. Но в любой момент она может пойти по новому пути, а изначальное русло замерзнет и больше использоваться не будет.

Мозг хочет контекста

Когда мозг кодирует информацию, возникает связь между этой информацией и элементами контекста — запахами, зрительными ощущениями, звуками, ощущениями, настроениями и т.д. И этот закодированный контекст облегчает вспоминание информации. Мозг хочет ассоциаций, и больше контекста означает больше возможностей запомнить и вспомнить.

Есть ли еще способы усилить запоминание и добиться более глубокого освоения? Конечно. Повторение с интервалами, больше кислорода для мозга (с помощью упражнений), получение информации в тех же условиях, в которых происходило кодирование.

Мозг полагается на лексикон

Давайте поговорим об «орфографическом лексиконе». Сначала подумаем, что вы только что сделали с этой информацией. Во-первых, у вас есть преимущество над слушателями. Почему? Потому что услышав слова «орфографический лексикон», они пытаются воспроизвести их в мозгу. Мозг так поступает с незнакомыми словами или концепциями. Вы же, прочитав эти слова, пытаетесь теперь разделить их на части, найти ассоциации для частей этих слов, исходя из того, что вы уже знаете.

Если ничего не приходит на ум, вы можете погуглить эти слова, но, вполне вероятно, вы их просто проигнорируете. И если вы читаете текст, это может быть и не страшно. Вы продолжите чтение, уловите еще контекст, а может, вам и вовсе не понадобится знать смысл этих слов. Но представьте, что речь идет о лекции. Человек может за 5-10 секунд осознать, что он просто не понимает неизвестное или малораспространенное понятие. Но что дальше? Большинство слушающих предоставлены самим себе и уже пропустили несколько предложений (50-150 слов) или идей из лекции. Они чувствуют себя глупыми и потерянными. И с этого момента могут вообще отключиться.

Познайте свой мозг

Так что вот несколько советов на случай, если вам доведется читать лекцию. Сначала притормозите. Чем насыщеннее информация, тем труднее будет ее обработать, а вы только что узнали, как эта обработка происходит.

Во-вторых, поощряйте записи во время лекции. Записывая что-то, мы помогаем двум участкам мозга установить связь.

Наконец, будьте проще. Иногда сложно осмыслить слова, которые мы используем профессионально, но которые остальные не используют постоянно, но постарайтесь это сделать. Деконструкция этих терминов крайне важна.

Видите общую картину? Дать разные элементы контекста, проложить разные пути для усвоения нового, позволить студентам формировать и укреплять нейронные пути в заботливой среде — все это бесценно в процессе обучения.

Каждый, кто преподает, должен иметь представление о нейронауке. И сегодня есть потрясающие специалисты по этой теме, которых можно найти, за которыми можно следовать. Читайте их книги, твиты, подружитесь с ними на Facebook. Образование 3.0 зависит от того, сможем ли мы применить даже то немногое, что мы знаем о работе мозга.

По материалам "Education 3.0: Getting to Know the Brain", WIRED.

Об авторе:

    Джефф Борден (Jeff Borden) — вице-президент и глава центра онлайн-обучения компании Pearson.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Не бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организацийНе бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организаций
Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людейТвердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей
Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшемуХаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)