Обучение персонала: 5 технологий будущего, которые внедряются уже сегодня
Источник: vc.ru
Стас Старых, учредитель и генеральный директор VR Professionals, делится самыми современными технологиями профессиональной подготовки.
Технический прогресс не оставляет нам выбора, и каждой компании приходится искать новые подходы к решению как старых, так и новых задач. При этом от персонала требуются самые актуальные навыки и уровень подготовки не ниже среднего по отрасли. Но как добиться такого, если в наше время рабочие условия меняются каждый день, а специалисты выходят из учебных заведений подготовленными только теоретически? По данным бюро трудовой статистики США (U.S. Bureau of Labor Statistics), людям придется учиться намного больше в процессе работы, и сегодняшние студенты вузов освоят уже около 8-10 специальностей к 38-летнему возрасту, потому что сами по себе профессии будут меняться по мере проникновения роботизации и технологий искусственного интеллекта.
Тем временем современные решения в сфере обучения позволяют создавать уникальные условия для подготовки и переподготовки специалистов согласно актуальным требованиям. Это оказывается не только эффективнее, но еще и дешевле, чем традиционные схемы обучения, благодаря ведущим технологиям, в числе которых следующие.
Виртуальная реальность для удаленной подготовки
В виртуальной реальности главным образом активизируется зрение. Мы получаем 80% информации через глаза, и именно поэтому знакомство с новыми устройствами, установками или условиями труда проще всего производить в виртуальной реальности. Такой подход особенно оправдывает себя на опасных производствах, например, когда в добывающие компании приходят молодые специалисты, не видевшие шахт вживую и не представляющие как в них нужно себя вести. В виртуальной реальности можно отработать различные опасные для жизни и здоровья процессы: виртуальную модель работы погрузочной платформы на одном предприятии помогает избежать первичных травм и ушибов в реальности, позволяя человеку "отрепетировать" свое поведение в виртуальной среде.
Кроме того, виртуальная реальность создала новые возможности для отработки действий в экстренных случаях. Например, сегодня у нас уже есть решения для тренировки действий персонала при пожаре на нефтяной вышке, хотя раньше такие тренинги оставались чисто теоретическими. Дело в том, что никто не будет строить и поджигать нефтяную платформу, но погрузиться в виртуальную реальность и пройти через тренинг можно сколько угодно раз, пока вы не получите достойных результатов действий команды.
Дополненная реальность как метод инструктажа
Второе бурно развивающееся направление — это дополненная реальность. В дополненной реальности, например, на экране своего смартфона или планшета человек видит то, что находится перед ним, но при этом также наблюдает дополнительную компьютерную графику. Системы дополненной реальности не погружают в виртуальный мир, но помогают разобраться с новыми механизмами и научиться работать в новых ситуациях. Уже сегодня средства дополненной реальности позволяют экономить на переподготовке, выводя подсказки операторам при работе на новых станках и агрегатах.
Искусственный интеллект для поиска индивидуальных траекторий обучения
Технологии искусственного интеллекта опираются на огромные массивы данных, которые сегодня собирает практически каждая преуспевающая компания в мире. Благодаря применению машинной аналитики мы можем создавать индивидуальные траектории обучения для каждого отдельно взятого сотрудника. Необходимые курсы и тесты (включая те, что используют виртуальную реальность) могут и должны подбираться с учетом индивидуальных успехов человека, а также его прямых должностных обязанностей и изменений, происходящих на предприятии. Таким образом, благодаря искусственному интеллекту можно автоматически запланировать курс подготовки токарей как раз перед поступлением новой партии станков, чтобы они могли продолжить работу без "перерыва" на обучение.
Смешанная реальность или обучение "на ходу"
Через специальные очки система может рекомендовать специалистам совершить необходимые действия, смешивая реальный и виртуальный мир воедино. Человек может получить инструкцию, "какой рычаг нужно поднять и до какого положения" и сразу выполнить действие. Такая помощь оказывается бесценной в экстренных ситуациях. Но сегодня смешанная реальность все чаще применяется для обучения на удаленных объектах, куда не так просто прилететь специалисту в случае аварии. А с инструментами смешанной реальности аккуратный оператор может выполнить любые новые действия, даже если раньше он никогда этого не делал.
Геймификация и "незаметное обучение"
Благодаря повсеместному использованию мобильных устройств и развитию технологий позиционирования, сегодня успешно применяются концепции "незаметного обучения" и "непрерывного обучения". Они особенно эффективны для молодых специалистов из так называемого поколения Z, которые, по данным психологов, теряют концентрацию уже через 8 секунд, если им не интересно. Хорошим примером геймификации и незаметного обучения может служить практика работы с планшетами в крупных розничных магазинах. Сотрудник получает подсказки о том, как и что нужно делать, приближаясь к каждому стенду или к полкам на складе. За счет этого происходит обучение прямо на рабочем месте, причем в точечном режиме.
Другой аспект — непрерывность обучения. Постоянное участие в различных конкурсах и состязаниях, например, за звание "продавец года", которые легко устроить в профессиональных социальных сетях. Геймификация при проверке специальных знаний также подогревает интерес сотрудников к вопросам обучения.
Заключение
Современные технологии обучения делают процесс подготовки и переподготовки более динамичным и доступным. Более того, все перечисленные выше технологии прекрасно комбинируются друг с другом и позволяют получить единый контур обучения, используя преимущества сразу нескольких технологических достижений. При использовании новых технологий стоимость организации обучения становится значительно ниже, чем организация постоянных командировок и, наконец, строительство учебного центра. На каждом предприятии нужно оценивать эффективность внедрения новых средств обучения индивидуально — с учетом сэкономленных часов на адаптацию персонала, не купленных билетов, минимизации времени отсутствия на рабочем месте, заработных плат инструкторов и так далее, ведь с каждым новым сотрудником и новой цифровой учебной программой объем сэкономленных средств увеличивается.
И тем не менее, новые практики обучения просто не имеют альтернативы, если мы говорим о подготовке к различным нештатным ситуациям и работе в опасных условиях. В этом случае новые форматы обучения позволяют добиться повышения готовности персонала и снизить критические риски. Высокая стоимость ошибки на нефтяных платформах, при работе в плавильных цехах или при строительстве кораблей приводит к тому, что первопроходцами в использовании современных технологий обучения становятся как раз предприятия с тяжелым и опасным производством.
Иллюстрация: Depositphotos.com
|