Консалтинг в цвете
Автор: Андрей Бобров
Источник: E-xecutive.ru
У меня есть идея описать лучшее управление консалтинговыми проектами в виде определенной игры цветовых струн, как игру на арфе или цветомузыки ди-джея. Для начала опишу методику — я взял самые успешные консалтинговые проекты, а также проекты в сфере управления у нескольких моих друзей/партнеров. При этом каждый из них обладает как очень сильными, так и слабыми сторонами соответственно. Некоторые задачи, которые один человек решит за полдня, другие будут решать месяцами и наоборот.
Тогда можно описать проекты как взаимодействие — консультант (или иногда топ-менеджер, который выступает как бы «извне», хотя и работает в компании) вливает в компанию энергию разных цветов и оттенков, а в ответ забирает проблемы компании. Я, соответственно, описываю, как это происходит в разных цветах.
Синий (детектив)
Если в компанию придет человек типа «шпик», то он увидит очень много деталей, которые обычно не заметны занятым рутинными операциями людям, он увидит их «преступную халатность», «нарушение законов», «несоблюдения деловой этики» и т.д. Я называю такую энергию «синей» — если влить в компанию очень много «синей энергии», то в ней наладится вся работа по основной деятельности, по основному бизнес-процессу. Все вспомогательные бизнес-процессы синяя линия готова забрать на себя. Можно также представить это так, будто все топ-менеджеры постоянно одеты в синюю милицейскую форму.
Консалтинговый проект может проводиться следующим образом: все сотрудники интервьюируются на тему, чем они не хотели бы заниматься. Необходимо собрать всю «ненавистную» работу (по сути, в такой работе есть наличие «воровства» — компания «ворует» ценную работу сотрудника, давая ему не ту работу, или сотрудник «ворует», не делегируя вовремя), оставив сотрудникам только то, что они считают «своей», а все остальное отдать другим. При такой постановке продажи компании взлетают вверх (скажем, продавцы занимаются только тем, чем они должны — продажами, а не спорами с бухгалтерией и производством), но прибыль растет не так быстро — на выделенные зоны нанимаются новые сотрудники, растет бюрократия. В крупных структурах возникает «синее государство», когда государство монополизирует и управляет теми зонами, за которые не берется или не готов взяться бизнес. Оптимальное соотношение вливания синего — 3-5%, при таких вливаниях идет рост прибыли, но при увеличении «синего» возникает бизнес с корпоративной культурой типа «доносительство». Продажа «синего консалтинга» достаточно проста — «мы придем и наведем порядок». Сам такой консалтинг достаточно известен и является типичным.
Красный (безработный аристократ)
Консалтинговый проект в красном цвете отличается от синего принципиально. Чтобы описать красного сотрудника, нужно представить себе человека очень сильного и самостоятельного, способного работать в сотни раз быстрее и эффективнее. Такой человек способен очень быстро решить любые задачи, на которые у обычных сотрудников рутинных операций может уйти несколько лет. Красный консультант забирает у людей всю их работу, на которую у них уходит время, и люди начинают работать гораздо больше. Здесь не нужно говорить о трудолюбии — ее у красных нет, речь идет о сверхэффективности. Красный учит людей учиться на ошибках других, учит работать меньше, но эффективнее. Красный консультант забирает у людей иллюзию, что они работают эффективно и хорошо, он показывает, что можно работать в сотни раз быстрее. Прибыль при этом стремительно растет, а оборот растет не так быстро.
Оптимальное вливание красного цвета всего лишь 0,5% — при большем количестве красные консультанты-менеджеры решают вообще все неэффективные задачи и начинают дальше креативить, превращая компанию в частично консультационную, когда перебор красной силы начинает уже не поднимать эффективность бизнеса, а менять бизнес-модель в целом.
Продажа «красного консалтинга» затруднительна. Дело в том, что «красный консультант» может решить задачу клиента в сроки и качественно, в сотни раз превышающие возможности его сотрудников и часто превышающие и возможности генерального директора. Грубо говоря, для клиента это будет звучать как «научная фантастика», а также возникнет ощущение неполноценности. Следует добавить, что красный никогда не выглядит «заработавшимся», при этом, выполняя огромную работу, что приводит частично к ненависти и зависти остального персонала.
Оранжевый — программист, системный аналитик
Консультант оранжевого цвета будет казаться для персонала компании очень страшным. Такой консультант «выбивает все подпорки иррационального мира», забирает себе всю «дорациональность» и заставляет думать. При серьезном вливании оранжевого цвета начинаются массовые увольнения. Дело в том, что чисто рациональным мышлением на уровне прозрачной логики и без «хитрости и манипуляций» не владеет почти никто, люди постоянно при общении пользуются теми или иными уловками (вплоть до ссылок на Высшие силы и миссию) в тех местах, где их мышление имеет пробелы. Оранжевый консультант ставит фильтр на все такие аргументы и говорит про эффективность, про деньги, его интересует NPV и IRR, а не то, как «звезды лягут».
Оранжевый консультант «зарежет» все дорациональное, все, что ниже чистого рацио, и в ней останутся только сотрудники, которые владеют рациональным мышлением. Часть сотрудников, разумеется, будут владеть и дорациональными, и наднациональными формами мышления, но рациональная основа будет развита очень сильно. Оптимальное вливание — 10-15%. При усилении вливания оранжевого начинается воровство, коррупция и т.д. (Рационально совершать преступления, за которые нет наказания). При дальнейшем вливании оранжевого может начаться уход лучших сотрудников (они рационально найдут лучшую работу/ рационально поймут, что лучше не работать в офисе, а начать свой бизнес/ рационально поймут, что лучше вообще не работать) и т.д. Продажа оранжевого консалтинга возможна в основном при кризисных ситуациях внутри компании и сама по себе часто «маскируется» изначально под «синий».
Черный — (террорист)
Черный консалтинг тесно связан со смертью — черный консультант как террорист «забирает жизни», заставляет работать, «угрожая смертью». При этом внешне все может выглядеть как раз наоборот — такого консультанта могут «на руках носить» и считать «харизматичным лидером». Работа черного консультанта состоит в том, что после разговора с ним сотрудники забывают про все свои личные задачи и начинают работать только на «общее дело», на «цель», причем работать много и часто без оплаты.
Оптимальное вливание черного цвета — 3%. При увеличении этого цвета возникает клан, в котором могут возникать «предатели» — те сотрудники, которые, переняв опыт главы, решили сделать что-то свое. Если черного цвета больше 10%, то такая структура становится уже сектой. (Черный цвет будет основой секты, добавление к нему оранжевого сделает ее псевдонаучной, добавление синего псевдорелигиозной, а красного — закрытым обществом магов-алхимиков).
Продажа черного цвета зависит целиком от мастерства и убедительности главного консультанта-мага-террориста. Если к черному не подключаются другие цвета, то изначальное введение черного цвета (от 0 до 2-3%) резко поднимет прибыль компании (например, в ней перестанут халтурить), но в дальнейшем обеспечение харизматичности черного консультанта может дорого обойтись компании (его харизма не обязательно ведет к профессионализму и безошибочности).
Желтый — виртуоз, мастер на все руки
Консультант желтого цвета будет казаться людям очень странным — он забирает у людей все их конфликты, основанные на любопытстве. Дело в том, что часть конфликтов в компании и соответствующая неэффективность возникает, когда сотрудники начинают лезть не свои дела, например, маркетологи считают, что они могут продавать лучше, чем продавцы, а производственники лучше разбираются в бухгалтерии, чем финансовый директор. Ну а если у сотрудника нет внутренней дисциплины, он может считать, что и со страной он управится лучше, чем правительство. Желтый консультант не против, когда кто-то кроме своей зоны смотрит и другие. Более того, он сам так выстроен, что занимается сразу всем.
Консалтинговый проект состоит в том, чтобы «показушность» и «любительство» сотрудников превратились в профессионализм. Желтый консультант очень внимательно выслушивает все «рацпредложения» программистов в исправлении работы маркетологов и, внимательно выслушав, после ухода сотрудников кидает их в «банк предложений», составляя отчет. Кроме того, он может предложить и «сделать работу за другого». При этом желтый обязательно сделает общий доклад и, собрав всех сотрудников вместе, заставит эти отчеты всех прочитать, чтобы такие «мастера» сами могли осознать свою некомпетентность и никогда «не лезли не в свои дела». Если компания смогла развить в себе «желтый цвет», то его доля будет расти вместе с бизнесом. Высокий профессионализм и разносторонность желтого защищают его от нападок типа «наша область самая сложная, и никто в ней не разберется, а мы разберемся в чем угодно».
Консультант может «привнести желтый», введя в корпоративную культуру — «инициатива наказуема». Обороты компании возрастут незначительно, а вот прибыль вырастет очень сильно — вместо того, чтобы критиковать тех, кто работает в других зонах, сотрудники будут больше работать. Если желтый цвет достигнет 80-90%, то в компании будут все работать «не покладая рук», будет минимум конфликтов и т.д. Продажа желтого консалтинга не очень сложна — если консультант «мастер на все руки», то он быстрее разберется со всеми сложностями внутри взаимодействия отделов, увидит картину целиком.
Белый цвет (проповедник)
Вливание белого цвета предполагает, что консультант заботится о «душевной чистоте» сотрудников и начинает их «чистить своим светом». При этом белый консалтинг не несет, возможно, четких задач (типа «поднять прибыль»), считается, что, просто «очистив персонал» от всех детских и не только детских проблем, прибыль вырастет сама по себе. В более ярком белом (Ясном Свете) подающий импульс еще более рельефен — «я, достигший просветления и несущий только свет, очищу вас от скверны» — Ясный Свет очищает полностью от проблем.
Чтобы было понятнее, нужно рассмотреть и смешение белого и, например, синего. Дело в том, что сказать «Мир есть Любовь» может и синий, и красный, и черный. Тогда послание Ясного Цвета преломляется, и в Бело-Синем может звучать, как «Ты станешь Светом в нашей религии», в Бело-Черном — «в нашей секте» и в Бело-Красном — оно может звучать, как «ты будешь Светом, если будешь хотя бы иногда делать зарядку». Другими словами, белый консалтинг сам по себе возникает не так часто, но часто порывы белого несут все цвета.
К сожалению, я никогда не видел, чтобы белый консалтинг поднял прибыль/оборот компании. Белый цвет (а уж тем более Ясный Свет) скорее индивидуален, он доброволен и ничего почти ничего не приносит владельцу, кроме чего-то такого, что не опишешь в статье...
Я использую Белый Свет только при найме сотрудников или в ситуации, если вдруг партнеры начинают упрекать меня в любом моральном несовершенстве — порыв Ясного Света, и с партнеров «начинают бежать их черти», а я вежливо говорю им о том, что если они хотят очищать меня — пусть сначала сами станут почище. Вливание белого цвета может принести пьянство в компанию, где его не было — белый цвет уберет запрет на алкоголь, но не принесет внутренней дисциплины самому выбирать, когда пить, когда нет. Вливание белого цвета может снизить культуру компании — никто не будет работать, сотрудники увидят, что их мотивы работы и их желания — просто детская грязь и т.д.
Оптимальное вливание белого цвета 0,01% — и только топ-менеджерам. Такое вливание приведет к тому, что топ-менеджеры будут больше отдавать себя работе, ввиду уменьшения конфликтов в личной жизни. При увеличении же вливания белого начнутся физические выяснения отношений. Продажа белого цвета (а тем более Ясного Света) фактически невозможна.
Зеленый цвет (Бодхисатва)
Зеленый консультант будет забирать скуку у сотрудников, и создавать для них интересный мир. Самое простое вливание зеленого — просто в одностороннем порядке повысить всем зарплату. Или разрешить давать большие скидки. Или разрешить на работе свободные отношения. Или поощрять хобби. Или...
Другими словами, зеленый консультант заботится не о компании как о структуре, а о ее сотрудниках, об их личных целях и задачах.
Обычно в компании присутствует зеленый цвет (почти каждый сотрудник думает о том, как бы ему получать больше денег или о том, как сделать свое хобби бизнесом). В зеленом цвете я очень неплохой шахматист, и мой консалтинг мог бы быть в организации шахматного клуба. Вливание зеленого укрепит компанию как организм путем создания большого количества новых горизонтальных связей. Дизайнер может сыграть в футбол с продавцом, и они обменяются информацией о работе + возможно, будут относиться друг к другу лучше.
Оптимальное соотношение зеленого цвета — 3%. При меньшей доле компания будет похожа на церковь или тюрьму, а при большей доле «начинается маскарад», и «общественные мероприятия» становятся важнее самого бизнеса. Продажа зеленого консалтинга состоит в том, чтобы «увлечь чем-то очень интересным, тем, что можно ощутить и пощупать».
Я описал несколько цветов — некую основу. Их сочетание и оттенки можно будет описать чуть позже, как и описать другие влияния на бизнес.
Об авторе:
|