ИНТЕРВЬЮ | Брендан Мэй 23 августа 2007 г.

Ответственность бизнеса

Источник: журнал "Генеральный директор" (№8, 2006)

Волна корпоративной социальной ответственности дошла и до отечественного бизнеса. Об этом можно судить из многочисленных публикаций и новостей компаний. За рубежом под такой ответственностью понимаются добровольные действия бизнес-сообщества в социально значимых целях. О том, для чего фирмам нужна эта самая ответственность, мы спросили Брендана Мэя, консультанта по вопросам корпоративной ответственности и устойчивого развития PR-агентства Weber Shandwick Worldwide, посетившего нашу страну по приглашению агентства «Пи Ар Пи Украина».

ГD: Брендан, какое определение корпоративной социальной ответственности даете Вы?

Брендан Мэй: Лично я придерживаюсь мнения, что каким образом бизнес влияет на социальную и окружающую среду, на местные и международные общества, так и определяется его социальная ответственность. Это не продукт, который вы можете купить. Я бы сказал, что компания должна быть, как хороший сосед, с которым приятно жить рядом.

ГD-ДОСЬЕ

Брендан Мэй (Brendan May) Брендан Мэй (Brendan May), консультант по вопросам корпоративной ответственности, устойчивого развития, связей с общественностью и коммуникаций в Лондонском офисе ведущего PR-агентства мирового уровня Weber Shandwick Worldwide.

Брендан обучался в Балиол Колледже в Оксфорде и получил степень магистра философии, политики и экономики.

Консультирует такие компании, как Coca-Cola, Great Britain, Boots pic, Celtel, Climate Care и Multiplex Construction. Брендан Мэй — консультант Ассоциации защиты тропических лесов (Rainforest Alliance), был советником по вопросам инвестирования Merrill Lynch. Будучи руководителем Морского совета управления (MSC) в 1999-2004 годах, Брендан создал одно из наиболее успешных в мире «зеленых» обществ. Система маркировки продуктов MSC показала, как объединить получение прибыли и интересы акционеров с выбором потребителя и экологической ответственностью компаний. За пять лет Брендан преобразовал команду из шести человек в мировую организацию с представительствами в Лондоне, Сиэтле и Сиднее.

Ранее Брендан работал журналистом на ВВС и советником ведущих британских политиков по вопросам СМИ. Мировой Экономический Форум (World Economic Forum) признал Брендана Мэя «Глобальным лидером завтрашнего дня».

Коммуникабелен, быстро располагает к себе. Имеет хорошие аналитические способности, гибкий ум и прекрасное чувство юмора.

ГD: Сейчас ведется много разговоров и даже споров насчет того, существует ли прямая финансовая связь между соцответственностью и стоимостью предприятия. Что Вы думаете об этом?

Б. М.: Я считаю, что связь есть. Социальная ответственность имеет непосредственное влияние, к примеру, на репутацию компании, а это ведь одна из составляющих стоимости всего бизнеса. Но такая связь прослеживается только с течением времени, иногда много лет спустя.

Хорошим примером тому могут служить истории компаний, имеющих негативный опыт, испытавших кризис репутации, популярности и доверия к ним как со стороны общества, так и со стороны потребителей, клиентов… Взять хотя бы скандал с Enron. Когда я говорю с руководителями таких компаний, они сетуют, что было бы значительно дешевле, если бы вопросы корпоративной ответственности поднимались на начальном этапе.

Кроме того, мы сейчас наблюдаем, что мир просто «трещит по швам»! Уже сегодня на планете 6,3 млрд. жителей. А сколько нас будет через 10 лет, через 20, 50? А ресурсы-то ограничены! Уже сейчас не хватает лесных и водных запасов, жители многих стран умирают от голода и засухи. Мы живем в условиях нестабильного климата, есть проблемы с очисткой воды, охраной здоровья, вывозом мусора…

Интересы общества и бизнеса совпадают. Просто мотивация у них может быть разной. Бизнес не только заинтересован в получении максимальной прибыли и в сокращении затрат, но и в том, чтобы иметь достаточно ресурсов для производства, чтобы персонал был лояльным, а отношения с государством — легкими. Собственник хочет, чтобы его бизнес работал долго, лет сто, чтобы его можно было оставить детям по наследству

К 2050 году нам нужно будет три таких планеты, чтобы содержать и кормить население, которое к тому времени составит 9 млрд. человек. Что нас ждет?

И именно здесь, по моему мнению, очень важна роль бизнеса, который должен бережливо пользоваться ресурсами и придерживаться политики стратегического видения своего будущего.

ГD: Есть ли отличия в практике корпоративной ответственности компаний в развитых странах и в Украине?

Б. М.: Естественно, никто не будет говорить, что в Украине сейчас такой же уровень такой же уровень социальной ответственности, как в Западной Европе. Он значительно ниже. Дело в том, что Украина — молодое развивающееся государство, она должна пройти довольно длинный путь к процветанию и экономическому благополучию. Западные страны тоже прошли через это, просто у них было больше времени. Только недавно, во многом из-за процессов глобализации, люди начали задаваться вопросами, в чем причина такого быстрого обогащения компаний, в чем содержатся скрытые затраты на развитие экономик? Кто проигрывает из-за быстрого роста фирм и что скрывают компании о своей деятельности? И чем, в конце концов, мы, простые люди, расплачиваемся, чтобы корпорации росли и богатели? В результате оказалось, что быстрый рост компаний в большинстве случаев тянет за собой нанесение вреда окружающей среде — это неправильное использование земель, вырубка лесов, загрязнение территорий, скопление отходов и т. п.

ГD: Социальная ответственность — это еще один из методов давления на собственников?

Б. М.: Да, порой такие программы внедряются под давлением. В той стране, где я живу (Великобритания — Прим. ред.), существует очень серьезное давление на бизнес со стороны государства, общественных организаций и просто граждан, потребителей. Кроме того, функционируют специальные этические фонды, финансовые институты. На биржах в Нью-Йорке и Лондоне, к примеру, компании, размещающие акции, проходят отбор — проверяется, как они выполняют свои обязательства по защите окружающей среды, использованию человеческих ресурсов, реализации социальных программ.

Относительно государственного давления. Во Франции существует закон, обязывающий компании отчитываться за выполнение программ социальной ответственности за сохранение окружающей среды. Но я бы сказал, что наибольшее давление оказывает именно общественность, в развитых странах оно намного сильнее, чем в Украине.

ГD: Раньше Вы занимались общественной деятельностью, а сейчас консультируете представителей бизнеса, но ведь их интересы могут быть прямо противоположными. Так по какую сторону баррикад Вы находитесь?

Корпоративная социальная ответственность — это не продукт, который вы можете купить. Я бы сказал, что компания должна быть, как хороший сосед, с которым приятно жить рядом.
Б. М.: Я бы сказал, что в обеих сферах. Только я абсолютно не согласен с утверждением, что интересы общественных организаций и бизнеса прямо противоположны — они совпадают. Другое дело, могут быть разные мотивации. Бизнес не только заинтересован в получении максимальной прибыли и сокращении затрат, но и в том, чтобы иметь достаточно ресурсов для производства, чтобы персонал был лояльным, а отношения с государством — легкими. Собственник, по большому счету, хочет, чтобы его бизнес работал долго, лет сто, чтобы его можно было оставить детям по наследству.

Общественные организации могут более эмоционально защищать свое мнение, поэтому кажется, что они проводят политику «защита ради защиты». Но повторюсь: бизнес не менее заинтересован в корпоративной ответственности, чем все остальные.

ГD: Что бы Вы посоветовали нашим читателям?

Б. М.: Я знаю, что люди, читающие ваш журнал, — руководители, собственники — получат выгоду, делая свой бизнес по-новому и внедряя инновационные стратегии. В наследство от СССР вашим бизнесменам досталось много богатства и активов, которыми они сейчас пользуются. И хочется, чтобы руководители ваших предприятий избежали тех ошибок, которые совершали в 1970-1980 годах европейские директора. Также хочу пожелать, чтобы собственники не просто зарабатывали деньги, а создавали бизнесы на долгие годы.

И еще одно. Не стоит рассматривать корпоративную социальную ответственность как нечто добровольное: хочу делаю, хочу — нет. Это — ключевой момент ведения нормального, цивилизованного бизнеса. Это как ДНК, которая вырисовывает будущий образ всей компании.

Беседовала Оксана Новак




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Все хреново. Книга о надеждеВсе хреново. Книга о надежде
Креативность. Используй нестандартные решения каждый деньКреативность. Используй нестандартные решения каждый день
Личный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другиеЛичный бренд. Позаботьтесь о вашей репутации прежде, чем это сделают другие

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)