ИНТЕРВЬЮ | Пол Мокапетрис 29 января 2014 г.

Пол Мокапетрис: Среда общения между людьми и устройствами

Источник: "Intelligent Enterprise" (№5, 2013)

Один из создателей ключевых для современного Интернета технологий Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) рассказал журналу Intelligent Enterprise о своем видении будущего Всемирной Сети, о ее трансформациях и растущем влиянии ИТ на бизнес и общество.

Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris)
Пол Мокапетрис
(Paul Mockapetris)

Как Вы полагаете, какие интернет-инструменты будут наиболее востребованы бизнесом в ближайшие годы?

Я полагаю, что востребованность инструментов напрямую зависит от ключевого бизнеса компании, но тем не менее не стану отрицать, что Интернет стал фундаментальной основой практически любого предприятия. Поэтому следует удостовериться, что организация обладает необходимыми сервисами, хорошо защищенными и доступными в режиме 24x7. Кроме того, надо определиться с приоритетами, так как они индивидуальны для каждого бизнеса, от типа которого как раз и зависит использование ИТ-инструментов.

В целом надо сказать, что обеспечение информационной безопасности является серьезным вызовом для любой компании. Сегодня вы можете гарантировать 100%-ную защиту для корпоративных компьютеров, но сотрудники используют для работы не только их, они проверяют почту на своих смартфонах и планшетах, и таким образом в систему может попасть вирус. Поэтому основная задача в ближайшие годы мне видится в обеспечении информационной безопасности.

Кроме того, я думаю, будет очень востребовано то, что сегодня мы называем Web-аналитикой. С ее помощью компания может узнать, насколько эффективно она использует ресурсы Интернета и каковы пути оптимизации этой деятельности. Я говорю сейчас как об облачных вычислениях, так и об использовании мобильных устройств. В настоящее время существует огромное количество технологий и возможностей для управления бизнесом, поэтому рано или поздно компании зададутся вопросом, насколько эффективно они используют Интернет и большие данные, которые можно получить из него.

Может ли создаваться «Интернет вещей» для разного рода профессионального оборудования? С какими сложностями предстоит столкнуться на этом пути?

В ближайшее десятилетие количество устройств, подключенных к Интернету, вырастет на порядок. Все бытовые электрические приборы обзаведутся небольшим чипом для доступа в Сеть, и проверять почту с утюга станет привычным делом. Другими словами, то, что сегодня умеют ПК, смартфон и планшет, будут делать все инструменты. Люди много говорят об Интернете вещей, и я думаю, что эта идея потихоньку становится реальностью.

Насколько могу судить, многие промышленные установки уже оснащаются инструментами для интернет-доступа. Так, существует целый ряд предназначенных для оперативного мониторинга технологических процессов программных пакетов категории SCADA, которые выполняют традиционные для себя функции сбора данных, ориентируясь на интернет-технологии.

Что касается конкретных примеров, то существуют химические производства, процессы на которых регулируются автоматизированными системами. В таком случае подключение этих устройств к Интернету — дело времени, причем самого ближайшего.

Другой закономерно возникающий вопрос — каким образом обеспечить информационную безопасность в Сети, кишащей угрозами. К примеру, в ближайшем будущем, я уверен, появится возможность управлять автомобилями через Интернет, во всяком случае информацию о загруженности дорог и ДТП мы уже получаем из Сети. И очень важно, чтобы такие данные были достоверными, а не загружались хакерами с, ясное дело, недружественными намерениями. И к каким последствиям это может привести в случае промышленного производства? Здесь может даже возникнуть вопрос: а не проще ли отказаться от использования Интернета, раз он таит в себе так много угроз? Однако информация, получаемая в режиме реального времени из Сети, дает множество преимуществ, и об этом забывать не стоит.

В последние годы мы наблюдаем бум в развитии мобильных технологий. Каким образом эти инструменты влияют на структуру Интернета и на практики его использования?

Сегодня смартфоны и сенсорные планшеты — это уже не диковинки, а обычные спутники современного человека и один из ключевых инструментов доступа в Сеть.

Первоначально Интернет представлял собой библиотеку, состоящую из большого количества электронных адресов, по которым пользователь «бродил», переходя по ссылкам с одного сайта на другой. Практически так же мы действуем сегодня на ПК или ноутбуке.

В то же время смартфоны и планшеты подталкивают нас к новой культуре — «культуре приложений», когда информацию с каждого сайта мы получаем через специальные приложения и, следовательно, браузеры, а с ними и сама техника просмотра становятся невостребованными.

Наряду с мобильностью существует и другой тренд — социальные сети. Сегодня они очень активно используются как в личной жизни, так и в бизнесе.

Роль социальных сетей в нашей жизни огромна. Наверное, сейчас я скажу тривиальную вещь, но теперь не составляет труда поддерживать контакты с людьми, находящимися от нас на расстоянии в тысячи километров; поражает и легкость в завязывании новых контактов. Например, существуют специализированные сервисы для завязывания знакомств на борту самолета. Если вы совершаете многочасовой полет, то через соответствующий сервис в Twitter или Facebook можно быстро найти одинокого и скучающего попутчика и общаться с ним. Человечество никогда не было более связанным, чем сегодня. И современные ИТ-инструменты позволяют аккумулировать невероятно большие объемы информации. Что же касается использования соцсетей в бизнесе, то изначально нужно проговорить одну простую вещь. Для того, чтобы зарабатывать деньги, необходимо делать клиента счастливым и стимулировать его к повторному использованию услуг или приобретению товаров. И, по моему мнению, персонализированные сервисы могут существенно облегчить эту задачу. Социальные сети позволяют получить достаточно точную информацию о клиентах и выявить их вкусовые предпочтения для того, чтобы впоследствии создать оптимальное предложение.

В то же время компании не должны эксплуатировать возможности социальных сетей в плане таргетированной рекламы. Если, к примеру, мой друг увидит на странице рекламу: «Пол Мокапетрис пользуется этим банком, пользуйся и ты» — и расскажет мне, я буду недоволен услугами этого банка и не исключено, что откажусь от них. Здесь необходимо соблюдать разумный компромисс и прислушиваться к клиентам. Возможно, они и готовы делиться большими объемами информации, но явно не всем. Кроме того, подобная реклама может привести и к самым настоящим угрозам, если эта информация попадет в руки хакеров, и мы вновь возвращаемся к вопросу обеспечения информационной безопасности.

По моему глубокому убеждению, современные люди должны задумываться о целесообразной модерации и ограничении прав доступа к тому контенту, который они поставляют как в социальные сети в частности, так и в Интернет в целом. Например, на рынке существуют самые разные приборы для отслеживания уровня кровяного давления, сахара в крови и других физиологических показателей организма, и я уверен, что данная информация не должна попадать в сеть по этическим соображениям.

Приведет ли развитие семантического веба к заметным изменениям в технологиях поиска информации и новым возможностям обработки неструктурированных данных?

Семантический веб является очередной попыткой оптимизировать поиск по Сети. Однако при создании инструментов для информационного поиска необходимо в первую очередь понимать, что информация в Интернете пока никак не упорядочена, а ее объемы при этом растут фантастическими темпами.

Не сомневаюсь, что в ближайшем будущем мы получим инструмент для эффективного поиска, и, возможно, семантические технологии также будут играть в этом заметную роль. Хочу поделиться своим опытом. В 1980-х годах я долгое время работал над инструментом распознавания речи, тогда как коллеги были уверены в тщетности моих попыток. Что же мы видим сегодня: существует огромное количество инструментов для решения данной задачи, и их эффективность растет. Этот пример подтверждает, что технологии развиваются стремительно.

Всё большее распространение получают системы определения географического положения. Какое будущее ожидает их?

Географическое положение несет очень много информации, причем зачастую люди даже не осознают этого. Ведь отражается не только тот факт, что человек в данный момент находится в этом месте, но по фото можно определить, что происходит вокруг него. При этом если он «отметился» в кафе, это означает, что его квартира пуста и туда можно влезть и все вытащить. Отметки о геоположении становятся частью повседневной жизни, но я не думаю, что общество готово к этому.

Я повторюсь, что необходимо строго отслеживать, куда поставляются данные из наших устройств. Фактически информация сегодня становится новой валютой информационного века и мы расплачиваемся ею за предоставляемые нам услуги. Так, сервисы gmail.com, google.com, yahoo.com нельзя назвать бесплатными, поскольку они предоставляют услуги за счет поставляемой нами личной информации.

Кто должен развивать интернет-технологии — компании-заказчики, сообщества ИТ-специалистов или университеты?

Моя позиция может не найти понимания, но я считаю, что компании-заказчики должны использовать уже существующие технологии, которые сегодня находятся на достаточно высоком уровне развития. Для того, чтобы работать эффективнее, им необходимо в первую очередь сконцентрироваться на своем ключевом бизнесе, а не заниматься поиском прорывных и революционных ИТ-решений. Главным преимуществом является именно основной бизнес. Если вы производите булочки — вы должны в первую очередь улучшать рецептуру, а не писать в социальных сетях о преимуществах выпечки.

Поэтому я полагаю, что для большинства компаний оптимальным вариантом является работа в стандартной информационной среде со стандартными технологиями. Для подавляющего количества организаций ИТ всё же являются скорее дополнительным инструментом, и не следует приписывать им какие-то уникальные возможности. А развитие ИТ-решений надо оставить профессионалам.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Искусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игрыИскусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игры
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)