Проще, чем вы думаете: 5 шагов привлечения нужных сотрудников
Автор: Вера Глушкова, HRD IT-компании Anadea Inc
Источник: ПроHR
На мой взгляд, подбор персонала включает в себя элементы работы отдела продаж, службы контроля качества на производстве и паспортного контроля в аэропорту. Задача рекрутинга — привлечь и нанять специалистов, обладающих профессиональными и личностными характеристиками, необходимыми для решения бизнес-задач компании. А для этого рекрутер, как «продажник», презентует компанию и формирует на рынке труда потребность сотрудничать именно с ней. Как работник ОТК — отбирает «качественные экземпляры», и как пограничник — проверяет «достоверность данных» и бдительно следит, чтобы «нарушители не пересекли границу».
Процесс подбора я считаю основополагающим, ведь на его базе строятся остальные HR-функции: адаптация, развитие, оценка, мотивация, репутация и т.д. Почему? Все просто.
Во-первых, люди, которые у вас работают, составляют плюс-минус 80% ваших активов, и от того, какого качества этот актив, зависит успех всей организации.
Во-вторых — от того, разделяют ли сотрудники принципы и ценности, на которых построены бизнес-процессы компании, зависит их адаптация, продуктивность, внутренняя мотивация к развитию и продолжительность работы в компании.
В-третьих, качество и маржинальность продуктов и услуг, которые вы предоставляете заказчикам, зависит от профессионализма и вовлеченности ваших сотрудников.
1. Мечтать не вредно: составляем портрет идеального сотрудника
С чего начать? С осознания того, кто именно нужен компании для решения бизнес-задач. Для этого нужно подумать над тем, каков он, «идеальный» сотрудник, включая профессиональные и личностные качества. Какие задачи ему придется решать сейчас и каким вы его видите в перспективе? С кем и как ему предстоит взаимодействовать?
Естественно, рекрутер или HR не описывает портрет кандидата в одиночку. Это лучше всего сделать со специалистом, который инициировал открытие вакансии: менеджер проекта, руководитель отдела, директор компании и т.п. Все вопросы о функциональных обязанностях, пожелания к знаниям и умениям кандидата — обязательно уточните у «заказчика вакансии». Ваша зона ответственности — пожелания по личностным характеристикам и описание компании. «Снять» заявку проще, если в компании существуют устоявшиеся бизнес-процессы, не обязательно зафиксированные на бумаге: важно понимание, для решения каких задач вам нужен новый сотрудник. А еще не менее важно фильтровать требования и не превратить вакансию в описание несуществующего супергероя. Не забывайте, что все мы далеко не идеальны.
2. Материализация мечты: описываем вакансию
Только после того, как ответы на вопросы осознаны и продуманы — именно так, а не придуманы, не списаны из Интернета, можно приступать к описанию вакансии. И здесь все как в продажах. По сути, описание вакансии равно коммерческое предложение. На него должны откликнуться именно те кандидаты, которые нужны вам. Значит, уже в тексте вакансии, кроме технических требований и функциональных обязанностей, должны «звучать» ценности и принципы, на которых строится работа в компании; сильные стороны, которые выгодно отличают вас на рынке труда от конкурентов; возможные перспективы кандидата на ближайшее будущее. Без преувеличений и украшательств. Правда и еще раз правда. Иначе, столкнувшись с реальностью, кандидат, вовремя раскусивший обман, не примет оффер. Либо примет, и в лучшем случае быстро найдет другую работу, а в худшем — будет распространять в команде токсины разочарования.
Например, в нашей компании достаточно жесткий технический отбор. Но кроме этого, важно, чтобы кандидат хотел не только развиваться сам, но и имел желание делиться накопленным профессиональным опытом, проявлял инициативу, умел аргументированно отстаивать свою точку зрения, стремился к эффективному взаимодействию. Нам важно поддерживать в коллективе круговорот обмена знаниями и высокие стандарты качества разработки. У нас созданы все возможности для непрерывного процесса саморазвития. Поэтому важно, чтобы для кандидата программирование было не только работой, но и «любимым хобби». Не так значимо, есть ли у него высшее образование по специальности. Важно желание «копать» вглубь, стремление к дальнейшему развитию и лучшему результату. Чтобы привлечь таких кандидатов, в тексте вакансии мы пишем о: возможности обучаться внутри компании; влиянии на выбор технологий в проекте; том, что можно проявить себя в роли наставника; возможности изучать и применять в проектах новые технологии и т.п.
Распространенные ошибки, с которыми можно столкнуться на этом этапе:
- Технические требования написаны «на отцепись». Это бывает, когда HR или рекрутер думает, что он и так все знает, и сам пишет технические требования, еще хуже — копирует из аналогичной вакансии другой компании. Не удивляйтесь — такое бывает. Стоп! Все требования по функционалу должен писать или согласовывать эксперт в предметной области. Чем подробнее описана вакансия, тем выше шанс получить нужного специалиста.
- Специалист, составляющий текст вакансии, не до конца понимает, какими личностными качествами должен обладать кандидат. Неопределенность в этом вопросе в дальнейшем грозит сложностями адаптации в коллективе и не только. Простой пример: вы в компании строите корпоративную культуру достижений, которая направлена на технологический прорыв, на интенсивный качественный и количественный рост. Это построение от сотрудников требует высокого уровня мотивации достижений, ориентации на результат и умеренного риска. А при подборе вы отдаете предпочтение кандидатам, чья мотивация — избегание наказания/неудач, ведь они такие «неконфликтные и удобные». Получите ли вы от таких сотрудников отдачу, на которую рассчитываете? Нет! Ведь вся их энергия направлена не на проявление инициативы или поиск наиболее эффективных решений, а на то, чтобы не получить нагоняй от руководителя. В тексте вакансии, например, может быть написано про: любовь к решению нетипичных задач; умение работать в проекте с ограниченными ресурсами и т.п.
Итак, вакансия составлена: вы довольны, слова отражают суть, и значит — можно приступать к поиску.
3. Выхожу тебя искать: разнообразим каналы поиска
Многие идут по проторенной дорожке, размещают вакансию на известных сайтах по поиску работы и ждут откликов. Ничего плохого в этом нет, и когда вы ищете специалиста на рядовую позицию на насыщенном кандидатами рынке, поток резюме обеспечен, нужно лишь включить критика и тщательно отбирать кандидатов.
Но есть позиции, требующие дополнительных усилий: это специалисты высокого класса. Здесь пригодятся:
- друзья-знакомые-сотрудники, которые могут порекомендовать такого человека, а также специализированные рекрутинговые агентства;
- специальные пакетные предложения от job-сайтов;
- поиск в социальных сетях по специально настроенным параметрам;
- поиск в специализированных группах и сообществах — Telegram, FB, LinkedIn;
- анализ списков спикеров и гостей конференций, хакатонов и т.п. (можно и самим провести мероприятие, которое привлечет внимание нужных вам специалистов).
4. Не сдерживаем творческие порывы: устанавливаем контакт с кандидатами
Теперь важно определить наиболее подходящих кандидатов, найти их контакты и наладить общение. Не ограничивайте себя шаблонами «так не принято», «так никто не делает», «так никто не пишет» и т.п. Речь не о том, чтобы высылать кандидату «фото в купальнике», а о том, чтобы не писать стандартные скучные письма, использовать каналы коммуникации, не только LinkedIn и электронную почту (ее мало используют кандидаты 20-25 лет).
В нестандартном подходе к работе — ваше преимущество! Пусть никто не делает, а вы возьмите и попробуйте. Если бы никто не нарушал правила, не выходя за рамки закона и общечеловеческой морали, разумеется, не состоялось бы множество открытий. Даже если нужный вам кандидат сейчас не планирует смену работы — пригласите его в гости в офис, познакомьте с коллективом, предложите интересную форму сотрудничества, ведь у большинства есть потребности, которые в полной мере нельзя реализовать в рамках текущей деятельности. Это может быть преподавание, консультирование и т.д.
В этом подходе главное — не переборщить. Основной принцип, который помогает соблюдать меру — уважение к кандидату. Не забывайте, что не только вы выбираете сотрудника, но и он вас. Соблюдение личных границ — необходимое условие общения.
5. А поговорить? Проводим собеседования
У вас сформирован список кандидатов, которые готовы к интервью. Начинается самое интересное: проверка кандидата на соответствие ожиданиям компании. Цель этого этапа — создать такие условия, чтобы кандидат раскрылся, рассказал о себе, и вы смогли провести полный аудит его профессиональных и личностных качеств. Хороший инструмент — открытые «рассуждательные» вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет», те, которые предполагают рассуждение на определенную тему, например: «Вы сказали, что в проекте использовали Х, расскажите, как пришли к такому решению? Между какими способами решениями выбирали? Почему?»
Если вы хорошо поработали на предыдущих этапах, сложностей не возникнет: вы ведь точно знаете, кто вам нужен.
После того как вы оценили степень соответствия кандидата, обязательно дайте ему возможность задавать вопросы вам. Это полезно тем, что по смыслу вопросов вы лучше узнаете, что волнует кандидата, какой он человек, его ценности и мотивы. А с помощью ответов — создадите лучшие условия для «продажи» вашей компании. Также важно правильно завершить интервью. Даже если кандидат вам не подходит, уйти от вас он должен позитивно заряженным. Так как информация о вашей встрече, которую он понесет «в народ», влияет на формирование репутации компании на рынке труда.
Каждый кандидат — уникальная личность, и здесь не может быть универсального алгоритма, к каждому нужен индивидуальный подход. Но есть общие рекомендации. Поблагодарите кандидата за время, которое он вам уделил, если есть возможность — расскажите, над чем нужно поработать, чтобы быть успешнее. И все это хорошо бы делать не с высокомерием вершителя судеб, а по-партнерски.
Для эффективного рекрутинга важно построить систему, которая бесперебойно работает на вас. Одна из мощных опор этой системы — репутация компании внутри и на рынке труда. Если с репутацией за пределами компании все хорошо, кандидаты с большой долей вероятности откликнутся на объявление о вакансии и/или примут приглашение пройти техническое интервью, а затем и оффер. Позитивная репутация внутри организации позволяет получать поток хороших кандидатов по рекомендации сотрудников. Ведь компанию, которая тебе не нравится, не порекомендуешь. И не приведешь «в дом» того, за кого впоследствии будешь испытывать неловкость.
Иллюстрация: Depositphotos.com
|